Определение по апелляционной жалобе РФ в лице Министерства финансов в РФ на решение мирового судьи по иску Грачева В.В. к РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании денежных средств



Дело

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

пгт. Верховье 20 апреля 2012 года

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего - федерального судьи ЗАХОВАЕВОЙ В.И.,

при секретаре ШОМНИКОВОЙ Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ В РФ на решение мирового судьи судебного участка Верховского района Орловской области Поляковой И.В. от 09 февраля 2012 г., вынесенное по иску Грачева В. В.ча к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании <данные изъяты>.,

УСТАНОВИЛ:

Грачев В.В. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению за 2007 – 2010 гг. в сумме <данные изъяты>., из которых задолженность по электроэнергии составляет <данные изъяты>., задолженность по отоплению – <данные изъяты>.

В обосновании исковых требований указал, что ему, как педагогическому работнику, администрацией Верховского района в лице Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта на основании письма Департамента финансов Орловской области от 17.08.2007 г. №01-06-03/122 были возмещены затраты на отопление в пределах 25 кв.м на одного получателя, по электроэнергии в пределах 33 кВт, тогда как в соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании», педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и в поселках городского типа без каких-либо ограничений. При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение не зависимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

По мнению истца, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности до 01.01.2011 г. являлось федеральной мерой социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, и компенсация расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, подлежит за счет казны Российской Федерации.

Решением мирового судьи судебного участка Верховского района от 09 февраля 2012 г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Грачева В.В. взыскано <данные изъяты>, из которых: <данные изъяты>. – компенсация по расходам на оплату услуг отопления и освещения и возврат госпошлины в сумме <данные изъяты>.

Считая данное решение в части взыскания расходов по освещению в сумме <данные изъяты>. незаконным, ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации подал на него апелляционную жалобу, в которой просил решение мирового судьи отменить как незаконное и необоснованное, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

По мнению ответчика согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. «Об образовании» предусмотрена мера социальной поддержки в отношении сельских педагогов не общая льгота по электроснабжению, а данная льгота ограничивается лишь освещением жилой площади.

Истцом Грачевым В.В. была представлена только справка о произведенной оплате за потребленную электроэнергию. Расчета компенсации за освещение истцом не представлено.

Как указал в жалобе ответчик, согласно п. 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии на: освещение жилых помещений; использование бытовых приборов; содержание общего имущества многоквартирного дома; при наличии стационарной электроплиты - также для приготовления пищи.

При этом, если у абонента нет отдельного прибора по учету потребляемой электроэнергии на освещение, то в соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за освещение (и, следовательно, размер компенсации) можно рассчитать, исходя из норм потребления этой коммунальной услуги, по методике и формуле, указанной в п. 21 Приложения Правил.

Однако данное обстоятельство, по мнению ответчика, судом во внимание не принято и сумма компенсации, вопреки требованиям закона, взыскана не только за освещение, но и за всю электроэнергию, а представленная истцом справка за потребленную электроэнергию принята как расчет затрат педагога на освещение помещения.

Суд в своем решении ссылается на статью 1069 ГК РФ, что вред, причиненный юридическому лицу, в исковом же заявлении истцом является физическое лицо, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет казны Российской Федерации. При этом, не указано, каким именно государственным органом были нарушены права истца Грачева В.В.


В судебном заседании истец Грачев В.В. исковые требования поддержал, апелляционную жалобу не признал, просил решение мирового судьи оставить без изменения, находя его законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств дела, дополнив, что ему как педагогическому работнику должны быть возмещены расходы за потребленную электроэнергию в полном объеме. Полагает, что именно Казна РФ в лице Министерства финансов РФ является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Казна РФ подчиняется непосредственно Министерству РФ. Электроэнергия им расходуется лишь на освещение жилого дома и незначительное количество на бытовые приборы. У него имеется прибор учета электроэнергии, по которому учитывается вся потребляемая электроэнергия в жилом доме и разграничить, какая ее часть расходуется на бытовые приборы, не представляется возможным.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Чумаков С.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствии, поддерживая доводы апелляционной жалобы.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области Ступин Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом В письменном объяснении просил дело рассмотреть в его отсутствие. При принятии решения по делу полагается на усмотрение суда.

Суд полагает возможным согласно ст.167 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и 3-го лица.

Представитель третьего лица администрации Верховского района в лице Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта Букина С.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение мирового судьи законным и обоснованным, и показала, что меры социальной поддержки педагогическим работникам предоставляются по нормативам, установленным региональным законодательством и составляли 25 кв.м за отопление и 33 кВт за освещение на специалиста. В пределах названных нормативов потребления из Департамента финансов Орловской области поступают денежные средства для возмещения расходов. С 2011 г. расходы по коммунальным услугам возмещаются непосредственно педагогическим работникам при предъявлении ими квитанций за отопление и освещение жилого помещения. Полагала, что оставшуюся часть расходов по отоплению и освещению жилых помещений педагогическим работникам должен возмещать ответчик.

Выслушав истца Грачева В.В., представителя 3-го лица Букину С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, апелляционная жалоба ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ удовлетворению не подлежит, исковые требования Грачева В.В. являются обоснованными.

Статья 53 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями ( или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В силу ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Пунктом 5 ст.55 ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Пунктом 1 ст.4 Закона Орловской области от 13.02.2007 г. № 660-03 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областных и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Орловской области по оплате жилых помещений с отоплением и освещением» предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, в соответствии с бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств ежемесячно на основании письменных заявок главного распорядителя средств областного бюджета по образовательным учреждениям, финансируемым из областного бюджета, и заявок финансовых органов муниципальных образований по образовательным учреждениям, финансируемым из местных бюджетов.

С учетом п.10 Постановления Правительства Орловской области от 22.03.2010 №73 (ред. от 20.07.2010 г.) «Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Орловской области» размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения с освещением и отоплением определяется из расходов: по оплате жилого помещения- по фактическим расходам на оплату жилого помещения; оплате отопления в домах с централизованным отоплением, газовым отоплением при отсутствии приборов учета, газовым отоплением при наличии прибора учета, электрическим отоплением – по фактическим расходам на отопление общей площади жилого помещения; оплате освещения - по фактическим расходам на оплату освещения.

В силу статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Согласно п.2 Правил предоставления и расходования субсидий, направляемых для возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 377, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Порядок предоставления указанных льгот гражданам, работающим в федеральных учреждениях, данными правилами не установлен. Более того, государство, в лице уполномоченных на то органов, фактически так и не урегулировало порядок возмещения предприятиям таких расходов.

Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» уровня мер социальной поддержки.

Пунктом 7 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пункт 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета. Такие федеральные законы должны: определять права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также права и обязанности федеральных органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; устанавливать способ (методику), федеральные государственные минимальные социальные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление соответствующих полномочий; содержать указание на передачу в пользование и (или) управление либо в собственность субъекта Российской Федерации материальных объектов в целях обеспечения осуществления соответствующих полномочий; определять порядок представления органами государственной власти субъекта Российской Федерации отчетности об осуществлении соответствующих полномочий; определять порядок осуществления федеральными органами государственной власти контроля за исполнением органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий и содержать наименования контрольных органов; определять условия и порядок временного изъятия соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, возмещения субвенций, передаваемых органам государственной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения осуществления соответствующих полномочий.

Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Из анализа вышеприведенного законодательства мировой судья пришла к правильному выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению льгот по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам является бюджетным обязательством Российской Федерации, в связи с чем, Российская Федерация в лице Минфина России является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Грачев В.В. с 23.08.2005 г. по 17.08.2011 г. работал педагогом в МОУ «***» (л.д.16-18).

Согласно справке администрации Туровского сельского поселения от 12.11.2011 г. Грачев В.В. проживает в <адрес> с матерью Г1, отцом Г2 и братом Г3(л.д.6).

Грачевым В.В. за период с 17.01.2007 г. по 14.12.2010 г. за освещение оплачено <данные изъяты>., из которых компенсировано <данные изъяты>., недоплаченная сумма мер социальной поддержки по оплате за освещение составила <данные изъяты>.; за газовое отопление в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2010 г. истцом оплачено <данные изъяты>., из которых ему компенсировано <данные изъяты>., недоплаченная сумма по отоплению составила <данные изъяты> (л.д.7-10, 11-12).

Суд не может согласиться с доводами ответчика в той части, что мировым судьей необоснованно взыскана в пользу с Грачева В.В. в полном объеме компенсация расходов за электроэнергию в сумме <данные изъяты>., тогда как законодательством предусмотрена льгота только на освещение жилого помещения.

Из ч.1 ст.157 ЖК РФ усматривается, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из содержания п.21 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 г., выделить из общего объема потребления электроэнергии, потребленной истцом непосредственно на освещение жилого помещения, не представляется возможным, поскольку судом установлено, что у Грачева В.В. установлен только один прибор учета всей потребляемой электроэнергии. Иного прибора учета, фиксирующего количество электроэнергии, потребленной именно на освещение, не установлено.

Составляющие формулы, изложенные в п.21 Приложения, - удельная мощность приборов освещения, коэффициент одновременного включения приборов освещения, число часов использования содержат лишь рекомендуемые значения для определения нормативов потребления в отсутствие приборов учета. При этом точный объем электроэнергии, потребленной на освещение, по данной формуле определить невозможно.

Помимо этого, доводы представителя ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о применении п.30 выше названных Правил при расчете оплаты затраченной электроэнергии на освещение несостоятельны по тем основаниям, что данным пунктом предусмотрен норматив потребления коммунальных услуг в отсутствие прибора учета. Судом же установлено, что жилое помещение истца оснащено прибором учета потребляемой электроэнергии.

Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, представитель ответчика не опроверг расчет истца и не представил суду свои расчеты по возмещению расходов по оплате за освещение.

Невозможность определения количества потребленной электроэнергии на освещение не лишает лица, наделенного федеральным законодательством правом на получение компенсации, указанной меры социальной поддержки.

Суд не может согласиться с доводами ответчика, изложенными в апелляционной жалобе, о том, что мировым судьей при разрешении спора не указано каким государственным органом были нарушены права Грачева В.В..

В обжалуемом решении указано, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам, является бюджетным обязательством РФ.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено возмещение вреда, причиненного не только юридическому лицу, но и гражданину, и отсутствие подобной ссылки в решении мирового судьи не является основанием для отмены решения.

При таких обстоятельствах суд полагает, что мировым судьей при рассмотрении данного гражданского дела правильно и полно установлены значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, которые основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах при соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к данному правоотношению.

Оснований для изменения или отмены обжалуемого решения мирового судьи, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Верховского района Орловской области ПОЛЯКОВОЙ И.В. от 09 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Мотивированное определение изготовлено 20.04.2012 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: