об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в части содержания кладбищ



Дело № 2-96/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт.Верховье 12 июля 2010 г.

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего - федерального судьи ЗАХОВАЕВОЙ В.И.,

при секретаре КАРПОВОЙ Е.В.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Верховского района КАСТОРНОВА И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Скородненского сельского поселения Верховского района Орловской области об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства в части содержания кладбищ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Скородненского сельского поселения Верховского района Орловской области об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Верховского района была проведена проверка требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой было установлено, что администрацией Скородненского сельского поселения, имеющей в ведении на своей территории три кладбища: первое ...», расположено ..., второе – ... расположено ..., третье – ...», расположено ...; не соблюдаются требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии с ч.1 ст.17 названного закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.

Как указал в заявлении прокурор, в нарушение п.п. 7.9, 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-0З «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» на кладбищах «Центральное», «Выгонское», «Доловское» для мусора мест не отведено, мусор сваливается в ров вокруг кладбища. На кладбище «Центральное» место, отведенное для мусора не обозначено, мусоросборники отсутствуют, площадка не ограждена, твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование) не имеет, мусор не вывезен. Договор со специализированной организацией на вывоз мусора с кладбищ не заключен.

В силу ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления поселений, что также усматривается из п.22 ст.4 Устава Скородненского сельского поселения.

Указанные нарушения в деятельности администрации Скородненского сельского поселения ставят под угрозу законные интересы жителей сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, нарушают эстетические и религиозные права неопределенного круга лиц.

Прокурор просит обязать администрацию Скородненского сельского поселения устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, привести содержание кладбищ «Центральное», «Выгонское» и «Доловское» в соответствии с требованиями п.п.7.9, 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». На указанных кладбищах установить емкости для сбора мусора, обозначить отведенные места для мусора табличками, огородить и оборудовать их твердым покрытием, убрать мусор по периметру кладбищ, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора, вывезти мусор.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Верховского района Орловской области Касторнов И.В. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, дополнив, что согласно Уставу Скородненского сельского поселения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения. Именно на администрации сельского поселения лежит непосредственная обязанность по содержанию мест захоронения, организации, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Кладбища находятся в ведении сельского поселения. Указанные нарушения в деятельности ответчика, как исполнительного органа местного самоуправления, нарушают социальные права неопределенного круга лиц в части посещения кладбищ, санитарной очистке, содержанию кладбищ, а также ставят под угрозу законные интересы жителей на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Представитель ответчика – Глава Скородненского сельского поселения Токарев П.И. признал исковые требования прокурора, указывая на то, что в соответствии с действующим законодательством организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления поселений. Согласно п.22 ст.4 Устава Скородненского сельского поселения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения. Расположенные на территории сельского поселения кладбища «Центральное», «Выгонское» и «Доловское» не имеют зону зеленых насаждений, отсутствует стоянка автотранспорта, нет урны для сбора мусора, отсутствует площадка для мусоросборников с подъездом к ней. Невыполнение санитарных норм и правил при содержании кладбищ, расположенных на территории сельского поселения, связано с отсутствием денежных средств. При наличии финансов нарушения будут устранены.

Третье лицо – представитель Территориального отдела территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п.Верховье Калинина Н.Н. в судебном заседании согласилась с иском прокурора и пояснила, что действительно при комиссионной проверке кладбищ ... расположенных на территории сельского поселения, было установлено, что названные кладбища ответчиком содержатся в нарушение СанПиНа 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», чем нарушаются законные интересы неопределенного круга лиц жителей сельского поселения, а также посетителей кладбищ на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Выслушав представителя истца Касторнова И.В., представителя ответчика Токарева П.И., представителя третьего лица Калинину Н.Н., суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а п.18 той же статьи названного закона определено, что к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ от 12.01.1996г. местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии с ч.1 ст.17 вышеуказанного закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

С учетом п.7.9 Санитарных Правил и норм СанПиН 2.1.1279-0З «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №35 от 08.04.2003 г., на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения» предусматриваются урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В силу п.7.10 СанПиН 2.1.1279-0З площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Пунктом 7.11 тех же Правил предусмотрено, что вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями.

Согласно п.22 ст.4 Устава Скородненского сельского поселения Верховского района Орловской области организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.

В судебном заседании представитель ответчика глава Скородненского сельского поселения Токарев П.И. исковые требования признал в полном объеме.

Представителю ответчика Токареву П.И. судом разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ, в соответствии с которой, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Судом установлено, что признание ответчиком иска заявлено добровольно и осознано, без чьего-либо принуждения, не противоречит законодательству, не нарушает интересов других лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для принятия признания ответчиком иска.

Абзацем 2 части 4 ст.198 ГПК РФ определено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В соответствии с ч.2 ст.96 ГПК РФ.

Согласно п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Верховского района Орловской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию Скородненского сельского поселения Верховского района Орловской области на территории кладбищ ... обозначить отведенные места для мусора табличками; огородить и оборудовать данные места твердым покрытием; установить емкости для сбора мусора; убрать мусор по периметру кладбищ; вывезти мусор и заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора.

Взыскать с администрации Скородненского сельского поселения Верховского района Орловской области в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение десяти суток со дня вынесения.

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2010 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: