Решение от 12.05.2011 по иску прокурора Верховского района к Администрации Галиченского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки



Дело №г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Верховье 12 мая 2011 года

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего Фомина И.Г.,

с участием прокурора Верховского района Сапова Д.П.,

представителя Управления по охране и использованию животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности по Орловской области Сорокина В.А.,

при секретаре Мозговой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц проживающих на территории Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области к администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области о понуждении устранить несанкционированную свалку,

установил:

Прокурор Верховского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц проживающих на территории Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области к администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области о понуждении устранить несанкционированную свалку.

В обоснование заявления указал, что 22 апреля 2011 года прокуратурой Верховского района Орловской области совместно с главным специалистом управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области проведена проверка законодательства об охране природы и земельного законодательства на земельном участке, расположенном на территории администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области.

Проверкой установлено, что на территории Галичинского сельского поселения Верховского района на расстоянии 17 м. от автодороги Верховье-Хомутово Орловской области вдоль лесополосы и грунтовой дороги ведущей к дачам «Ливенские бугры» с западной стороны обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов общей площадью 20 квадратных метров. По результатам проверки был составлен соответствующий акт проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с подп.18 ч.1 ст.4 Устава Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В нарушение требований закона, ответчиком никаких мер по охране земель и ликвидации последствий загрязнения и захламления земель не принимается. Продолжается незаконный сброс отходов потребления на стихийной несанкционированной свалке на почву. Согласно справке представленной Галичинским сельским поселением Верховского района на территории сельского поселения полигона для складирования твердых бытовых отходов не имеется и в настоящее время решается вопрос о выделении земельного участка по вывозу ТБО.

Таким образом, администрацией Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области нарушаются требования земельного и природоохранного законодательства, конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, неисполнение требований законодательства создают угрозу здоровью и экологическому благополучию населения, проживающего на территории Галичинского сельского поселения Верховского района.

Прокурор Верховского района Орловской области, просит суд обязать главу администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов общей площадью 20 квадратных метров, расположенной в 17 м. от автодороги Верховье-Хомутово Орловской области вдоль лесополосы и проходящей по грунтовой дороге к дачам «Ливенские бугры» с западной стороны и освободить данный земельный участок от мусора.

В судебном заседании прокурор Верховского района Сапов Д.П. заявленные требования поддержал, ссылаясь на основания, приведенные в заявлении.

Представитель администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области Алешин А.И., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представив суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо представитель Управления по охране и использованию животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности по Орловской области Сорокин В.А., требования прокурора Верховского района Орловской области поддержал, просил суд обязать администрацию Галичинского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку на территории Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.9 Конституции РФ и ч.1 ст.12 Земельного кодекса РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных объектов; соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв.

Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, которые подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. При этом запрещается сброс отходов производства в недра и на почву.

Статьей 14 Федерального закона от 06 октября №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены вопросы местного значения поселения, одним из которых является организация сбора и вызова бытовых отходов и мусора.

Таким образом, перечисленными нормативно-правовыми актами установлено, что органы исполнительной власти самостоятельны при разработке программ по использованию и охране земель.

В соответствии со ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также ч.1 ст.64 Земельного кодекса РФ споры в областях земельных отношений и охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке.

Согласно ч.2 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 4 Устава Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области к вопросам местного значения отнесено организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела согласно акту проверки от 22 апреля 2011 года прокурором Верховского района Саповым Д.П. совместно с главным специалистом управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области Сорокиным В.А. была проведена проверка законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства на земельном участке, расположенном на территории администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области. В ходе проверки были выявлены нарушения, которые свидетельствуют о несанкционированной свалке на данном участке и грубо нарушают требования законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства.(л.д.5-7).

Согласно справке администрации Галичинского сельского поселения от 25 апреля 2011 года на территории сельского поселения полигона для складирования твердых бытовых отходов не имеется. В настоящее время решается вопрос о выделении земельного участка по вывозу ТБО. (л.д.8).

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Галичинского сельского поселения по ликвидации несанкционированной свалке твердых бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Галичинскоого сельского поселения на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Верховского района Орловской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части требований.

Согласно п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области удовлетворить.

Обязать главу администрации Галичинского сельского поселения в срок до «24 » мая 2011 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов общей площадью 20 квадратных метров, расположенную в 17 м. от автодороги Верховье-Хомутово Орловской области вдоль лесополосы и проходящей грунтовой дороги к дачам «Ливенские бугры» с западной стороны и освободить данный земельный участок от мусора.

Обязать главу администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области в течение месяца со дня получения решения сообщить в суд и прокуратуру Верховского района об исполнении данного решения.

Взыскать с администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области государственную пошлину в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение десяти дней со дня его оглашения.

Председательствующий: И.Г. Фомин