Дело-№ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт. Верховье 19 мая 2011 года Верховский районный суд Орловской области в составе: председательствующего - федерального судьи Фомина И.Г., с участием представителя истца зам. прокурора Верховского района Касторнова И.В., при секретаре Мозговой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Верховского района в интересах Макуниной С.В. к администрации Верховского района Орловской области о понуждении к совершению действий по обеспечению жильем лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, УСТАНОВИЛ: Прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд с заявлением в интересах Макуниной С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации Верховского района Орловской области о предоставлении жилого помещения не менее 33 кв.м. на состав семьи из одного человека, соответствующего требованиям законодательства по договору социального найма. В обоснование иска указал, что Макунина С.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители М2*** и М1*** согласно решению Верховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. На период нахождения Макуниной С.В. в ОГОУ «***» за ней было закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> Администрацией Верховского района не было принято мер к сохранности указанной жилой площади, в связи с чем, за время нахождения Макуниной С.В. в ОГОУ «***», а в последствии обучения в "***" жилье, закрепленное за Макуниной С.В., пришло в состояние, непригодное для проживания. По возвращении в 2007 году на постоянное место жительства в с.Русский Брод Макуниной С.В. было предоставлено временное жилье в <адрес>, где она и проживает по настоящее время без регистрации. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, составленному жилищной комиссией, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Таким образом, Макунина С.В. фактически не имеет закрепленного жилья. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № главы администрации Русско-Бродского сельского поселения Орловской области Макунина С.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. По настоящее время органы местного самоуправления Верховского района Орловской области не предприняли мер по обеспечению Макуниной С.В. жильем как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что противоречит ст.40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища; ст.57 ЖК РФ, предусматривающей предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях; ст.8 п.1 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; а также ч.1 ст.3 Закона Орловской области №727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». В соответствии со ст.6 Закона Орловской области №727-03 Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. По ходатайству представителя истца зам. прокурора Верховского района Касторнова И.В. судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Администрация Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области. В судебном заседании представитель истца зам. прокурора Верховского района Касторнов И.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией с участием администрации Русско-Бродского сельского поселения было проведено обследование закрепленного за Макуниной С.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В результате обследования было установлено, что указанное жилое помещение является непригодным для проживания. На сегодняшний день Макунина С.В. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ Макунина С.В. состоит на учете в администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Однако жилое помещение до настоящего времени ответчиком не предоставлено, чем нарушены жилищные права Макуниной С.В., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст.6 Закона Орловской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» №727-03 Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная районная комиссия признала жилой дом, в котором была закреплена жилая площадь за Макуниной С.В., аварийным и непригодным к проживанию. Поэтому обязанность по предоставлению жилья Макуниной С.В. лежит на администрации Верховского района. Истица Макунина С.В. исковые требования поддержала и пояснила, в период с 1996 г. по 2006 г. она находилась в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «***». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в "***", где была зарегистрирована на период учебы в общежитии техникума. В 2007 году в ответ на её запрос о состоянии жилья, закрепленного за нею, из администрации Русско-Бродского сельского поселения сообщили, что по результатам комиссионного обследования, данное жилое помещение признано непригодным для проживания. В настоящее время она без регистрации временно проживает в <адрес>. Какого-либо жилого помещения в собственности не имеет. Представитель ответчика администрации Верховского района Прилепский Е.Е., представивший доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования прокурора Верховского района не признал, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Русско-Бродского сельского поселения, так как именно она является собственником жилья, закрепленного за Макуниной С.В.. Считает, что требования прокурора являются необоснованными, так как согласно ст.8 п.1 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании с ч.1 ст.1 Закона Орловской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» №727-03 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим законом, нормативными правовыми актами Орловской области. Однако Постановлением главы администрации №217 от 19 июня 1997 года за Макуниной С.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, в связи с чем оснований для предоставления жилья Макуниной С.В., нет. Третье лицо представитель Органа опеки и попечительства администрации Верховского района Орешек О.В., выступавшая по доверенности б/н от 20.12..2010 г., требования прокурора Верховского района Орловской области поддержала, пояснив, что жилье, закрепленное за Макуниной С.В. признано жилищной комиссией непригодным для проживания, а общежитие, в котором в настоящее время проживает Макунина С.В. без регистрации, является временным жилищем. Третье лицо представитель администрации Русско-Бродского сельского поселения Серегина Л.И., выступившая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Верховского района поддержала, пояснив, что до 2010 года Макунина С.В. не обращалась в администрацию Русско-Бродского сельского поселения, и о том, что за ней закреплено какое-либо жилье администрации было неизвестно. Жилое помещение, закрепленное за Макуниной С.В., было передано на баланс сельской администрации ООО «Любовша» в 2006 году и в настоящее время является муниципальной собственностью. В момент передачи данное жилое не обследовалось. ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование данного жилого помещения, в результате которого оно признано непригодным для проживания. На этом основании Макунина С.В. поставлена на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении. Ей временно предоставлена комната в общежитии. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной районной комиссией <адрес>, в котором была закреплена жилая площадь за Макуниной С.В., был признан аварийным и непригодным для проживанию. Поэтому обязанность по предоставлению жилья Макуниной С.В. лежит на администрации Верховского района. Выслушав прокурора Касторнова И.В., истицу Макунину С.В., представителя ответчика Прилепского Е.Е., представителей третьих лиц Орешек О.В. и Серегину Л.И., свидетеля К***, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст.57 ЖК РФ случаев. Частью 2 ст.15 ЖК РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской федерации или законом субъекта Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской федерации или из жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 названной статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В Орловской области отношения, связанные с определением порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются также Законом Орловской области № 727-03 от 06.12.2007 г. (в ред. от 12.11.2008 г.) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». На основании с ч.1 ст.1 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим законом, нормативными правовыми актами Орловской области. Частью 2 ст.1 Закона № 727-ОЗ определено, что жилое помещение предоставляется лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Орловской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона. Как следует из приведенных норм, гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются только на лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела Макунина С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители М2*** и М1*** решением Верховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены в отношении Макуниной С.В. родительских прав (л.д.29-30). За Макуниной С.В. постановлением главы администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ за № было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. (л.д.34). На основании Постановления главы администрации Верховского района Орловской области от 27.07.2006г. за №107 жилой фонд, в том числе дом <адрес> передан из муниципальной собственности Верховского района в собственность Русско-Бродского сельского поселения. Макунина С.В. была определена на полное государственное обеспечение в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «***», где находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Макунина С.В. обучалась в "***", временно проживала в общежитии техникума и также находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 17-19). Из акта комиссионного обследования жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанном жилом доме на протяжении последних 16-ти лет фактически никто не проживает; данный жилой дом непригоден для проживания. Так, допрошенная в судебном заседании свидетель К*** показала, что работает заведующей сектором делопроизводства, правовой и кадровой работы Русско-Бродского сельского поселения с 1988 года. На основании Постановления главы администрации Верховского района №107 от 27 июля 2006года жилой фонд был безвозмездно передан из муниципальной собственности района в собственность Русско-Бродского сельского поселения согласно Перечню, прилагаемому к акту приема-передачи жилого фонда. Прием-передача жилого фонда осуществлялась без осмотра и обследования жилых помещений. В состав Перечня входил также и <адрес>, закрепленный Постановлением главы администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ за Макуниной С.В.. На момент передачи указанного дома в собственность Русско-Бродского сельского поселения он уже находился в состоянии, непригодном для проживания, так как на протяжении более 15 лет в указанном доме никто не проживал, оконные рамы в доме отсутствовали, не было пола и потолка, печь была в неисправном состоянии. В 2007 году по заявлению Макуниной С.В. администрацией сельского поселения была создана комиссия для обследования жилого <адрес>. В ходе обследования было установлено, что указанный дом непригоден для проживания. По результатам обследования комиссией ДД.ММ.ГГГГ был составлен соответствующий акт. При закреплении за Макуниной С.В. в 1997 году данной жилой площади, ее обследование не проводилось. Данный дом уже 1997 году был непригоден для проживания. Согласно справке администрации Русско-Бродского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за №, адресной справке УФМС России по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Макунина С.В. с малолетним сыном М3*** ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.24), зарегистрированы по адресу: <адрес>.(л.д.27,32). Из справки администрации Русско-Бродского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № усматривается, что Макуниной С.В. предоставлено временное жилье без оформления документов по адресу: <адрес> (л.д.33). Согласно сообщения Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ в собственности у Макуниной С.В. жилого помещения не имеется.(л.д.16). Из акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу <адрес> признано жилищной комиссией непригодным для проживания. (л.д.22). Как следует из акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и по заключению межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с невозможностью проживания в закрепленном за Макуниной С.В. жилом помещении, ДД.ММ.ГГГГ Макунина С.В. по ходатайству органов опеки и попечительства была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещении в администрации Русско-Бродского сельского поселения.(л.д.20,23) В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании п. 1 ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В связи с признанием дома, в котором за Макуниной С.В. было закреплено жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу, ей должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В частности, вне очереди в соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Принцип внеочередного предоставления жилья лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей закреплен также в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 – ФЗ от 21 декабря 1996 года С учетом ч.3 ст.3 Закона Орловской области № 727-03 от 06.12.2007 г. «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 33 квадратных метров. Согласно ст. 6 вышеуказанного Закона Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. При разрешении спора было подтверждено право Макуниной С.В. на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. на одного человека. Доводы представителя ответчика Прилепского Е.Е. в той части, что надлежащим ответчиком по делу должна являться администрация Русско-Бродского сельского поселения, а также то, что за Макуниной С.В. было закреплено жилое помещение, в связи с чем, нет оснований для предоставления ей жилого помещения, опровергаются вышеперечисленным законодательством. Поскольку, решение о признании дома по адресу: <адрес>., аварийным и подлежащим сносу принято органами местного самоуправления Верховского района, соответственно другое жилое помещение Макуниной С.В., не проживавшей на момент принятия решения о сносе дома, но имевшей в данном доме закрепленное жилое помещение, должно быть предоставлено администрацией Верховского района. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Верховского района в интересах Макуниной С.В. к администрации Верховского района Орловской области о понуждении к совершению действий по обеспечению жильем лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить. Обязать администрацию Верховского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Макуниной С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в <адрес> общей площадью не менее 33 квадратных метров по договору социального найма на состав семьи из одного человека. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение десяти суток со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение вынесено 24 мая 2011 года. Председательствующий И.Г. Фомин