Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Верховье 31 мая 2011 г. Верховский районный суд Орловской области в составе: председательствующего - федерального судьи Сухова Ю.Т., с участием представителя истца – заместителя прокурора Верховского района Орловской области Савицких И.Н., при секретаре Мозговой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства в части содержания кладбищ, УСТАНОВИЛ: Прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства. В обоснование иска указал, что прокуратурой Верховского района была проведена проверка требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест погребения на территории муниципального образования Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области, в ходе которой было установлено, что администрацией Корсунского сельского поселения, имеющей в ведении на своей территории кладбище, расположенное в населенном пункте с.Корсунь Верховского района, не соблюдаются требования к размещению, устройству и содержанию кладбища. Согласно ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12.01.1996г. под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В соответствии с ч.1 ст.17 названного закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения установлены Санитарными правилами и нормами (СанПин 2.1.1279-03). Как указал в заявлении прокурор в нарушение п.п. 7.9, 7.10, 7.11 СанПин 2.1.1279-03 на кладбище расположенном на территории с.Корсунь Корсунского сельского поселения, для мусора места не отведены, табличками не обозначены, мусор сваливается в ров вокруг кладбища, мусоросборники отсутствуют, площадки не ограждены, твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование) не имеют, мусор не вывезен. Договор со специализированной организацией на вывоз мусора с кладбища не заключен. В силу ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления поселений, что также усматривается из п.22 ст.4 Устава Корсунского сельского поселения. Указанные нарушения в деятельности администрации Корсунского сельского поселения ставят под угрозу законные интересы жителей сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, нарушают эстетические и религиозные права неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать администрацию Корсунского сельского поселения устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, привести в соответствии с требованиями п.п.7.9, 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» содержание кладбища, расположенного в с.Корсунь Верховского района Орловской области. На указанном кладбище обозначить отведенные места для мусора табличками, огородить и оборудовать их твердым покрытием, установить емкости для сбора мусора, убрать мусор по периметру кладбища, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора, вывезти мусор. В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Верховского района Орловской области Савицких И.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, дополнив, что при проведении проверки требований санитарно-эпидемиологического законодательства, было установлено, что администрацией Корсунского сельского поселения, имеющей на своей территории кладбище, не соблюдаются требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, установленные п.п. 7.9, 7.10, 7.11 Санитарными Правилами и нормами 2.1.1279 – 03, а именно не отведено место для мусора, данное место не обозначено табличками, мусор сваливается в ров вокруг кладбища, мусоросборники отсутствуют, площадка не имеет твердого покрытия и не ограждена, мусор не вывезен, не заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора с кладбищ. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления поселений. Согласно п.22 ст.4 Устава Корсунского сельского поселения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения. Нарушения санитарно- эпидемиологических правил к содержанию мест захоронения ставят под угрозу законные интересы жителей сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Также нарушаются эстетические и религиозные права большого количества граждан, численность и персональный состав которых установить невозможно, но которые посещают данное кладбище. Представитель ответчика – Глава Корсунского сельского поселения Быковский А.И. признал исковые требования прокурора, указывая на то, что в соответствии с действующим законодательством организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления поселений. Согласно п.22 ст.4 Устава Корсунского сельского поселения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения. Невыполнение санитарных норм и правил при содержании кладбища, расположенного в с.Корсунь, связано с отсутствием денежных средств, при наличии финансов, нарушения будут устранены. Третье лицо – представитель Территориального отдела территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п.Верховье Калинина Н.Н. в судебном заседании показала, что в ходе проведенной прокуратурой комиссионной проверки кладбища, расположенного в с.Корсунь Верховского района установлено, что кладбище содержится в нарушение п. 7.10 СаН.Пи.Н 2.1 1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», чем нарушаются законные интересы неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения, а также посетителей кладбища на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического законодательства. Выслушав представителя истца Савицких И.Н., представителя ответчика Быковского А.И., представителя третьего лица Калинину Н.Н., суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а п.18 той же статьи названного закона определено, что к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ от 12.01.1996г. местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В соответствии с ч.1 ст.17 вышеуказанного закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. С учетом п.7.9 Санитарных Правил и норм СанПиН 2.1.1279-0З «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №35 от 08.04.2003 г., на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения» предусматриваются урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. В силу п.7.10 СанПиН 2.1.1279-0З площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Пунктом 7.11 тех же Правил предусмотрено, что вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями. Согласно п.22 ст.4 Устава Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения. Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, в ведении администрации Корсунского сельского поселения находится кладбище, расположенное в с.Корсунь Верховского района Орловской области. На территории кладбища сваливается мусор, урны для сбора мусора отсутствуют, место для мусоросборника не отведено, площадка для мусоросборников не ограждена и не имеет твердое покрытие, договор со специализированной организацией на вывоз мусора не заключен. Данными действиями нарушаются санитарно-эпидемиологические правила к содержанию мест захоронения, что ставит под угрозу законные интересы жителей сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Кроме того, нарушаются эстетические и религиозные права проживающих на территории сельского поселения и других граждан. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 16.05.2011 г. и объяснением главы администрации от 19.05.2011 г. (л.д.5-7). Таким образом, поскольку администрация сельского поселения, как исполнительный орган местного самоуправления, должным образом не исполняет свои обязательства по содержанию территории кладбища, суд считает необходимым заявление прокурора удовлетворить и обязать администрацию Корсунского сельского поселения устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, привести в соответствии с требованиями п.п.7.9, 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» содержание кладбища, расположенного в с.Корсунь Верховского района Орловской области. В соответствии с ч.2 ст.96 ГПК РФ. Согласно п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Верховского района Орловской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить. Обязать администрацию Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области на территории кладбища, расположенного в с.Корсунь Верховского района Орловской области обозначить отведенные места для мусора табличками; огородить и оборудовать данные места твердым покрытием; установить емкости для сбора мусора; убрать мусор по периметру кладбища; вывезти мусор и заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора. Взыскать с администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение десяти суток со дня вынесения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: