Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Верховье 06 июня 2011 г. Верховский районный суд Орловской области в составе: председательствующего - федерального судьи Сухова Ю.Т., с участием представителя истца – зам. прокурора Верховского района Орловской области Савицких И.Н., при секретаре Мозговой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Верховская районная больница» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Верховская районная больница» о понуждении к совершению действий. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Верховского района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В ходе проведенной проверки в деятельности МУЗ «Верховская районная больница» были выявлены нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части полноты обеспечения их прав на благоприятную среду жизнедеятельности. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. № 832. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. №73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Как указал прокурор, проверкой установлено, что вход в здание МУЗ «Верховская районная больница» осуществляется по лестничному маршу, не оборудованному специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) беспрепятственно подниматься в здание, что является также нарушением ст. 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Прокурор просит обязать МУЗ «Верховская районная больница» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание поликлиники, расположенного по адресу: <адрес>, установить на лестнице, ведущей в здание поликлиники пандус. В судебном заседании представитель истца – зам. прокурора Верховского района Орловской области Савицких И.Н. уточнил заявленные требования и просил в срок до 01 августа 2011 г. обязать МУЗ «Верховская районная больница» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание поликлиники, расположенного по адресу: <адрес>, установить на лестнице, ведущей в здание поликлиники пандус. Представитель ответчика – главный врач МУЗ «Верховская районная больница» Блонская Г.И. признала заявленные требования прокурора, указывая на то, что для устранения нарушений, предусмотренных ст.ст.15,16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необходимо заключить договор со специализированной организацией на выполнение работ по установлению пандуса и провести соответствующие работы. Выслушав представителя истца зам. прокурора Савицких И.Н., представителя ответчика Блонскую Г.И., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010 г.) «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. №73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В соответствии с пунктами 3.13 СНиП в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, для чего предусмотрено устройство пандуса, которым является пологий подъем для въезда на верхнюю площадку крыльца. К маломобильным группам населения отнесены люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (в том числе, инвалиды, люди старших возрастов, люди с детскими колясками, беременные женщины). Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, вход в здание МУЗ «Верховская районная больница» осуществляется по лестничному маршу, не оборудованному специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) беспрепятственно подниматься в здание, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан – инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социального значения (л.д.5-6). Собственником здания МУЗ «Верховская районная больница», расположенного в пгт. Верховье, <адрес>, является Верховский район Орловской области. Данное здание на основании договора о закреплении недвижимого имущества за МУЗ «Верховская районная больница» на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области закреплено за МУЗ «Верховская районная больница» на праве оперативного управления (л.д.7-13). Таким образом, поскольку отсутствие пандуса на входе в здание МУЗ «Верховская районная больница» в пгт. Верховье делает недоступным данное учреждение для инвалидов-колясочников, чем нарушает их социальные права, суд считает необходимым заявление прокурора удовлетворить. Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истец в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика следует взыскать в бюджет муниципального образования государственную пошлину в сумме 4000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Верховская районная больница» о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать МУЗ «Верховская районная больница» в срок до 01 августа 2011 г. создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание поликлиники, расположенного по адресу: <адрес>, установить на лестнице, ведущей в здание поликлиники пандус. Взыскать с МУЗ «Верховская районная больница» в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение десяти суток со дня вынесения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: