Решение от 06.06.2011 г. по иску прокурора Верховского района о понуждении к совершению действий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Верховье 06 июня 2011 г.

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего - федерального судьи Сухова Ю.Т.,

с участием представителя истца – зам. прокурора Верховского района Орловской области Савицких И.Н.,

при секретаре Мозговой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верховского района Орловской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верховского района Орловской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой Верховского района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки в деятельности администрации Верховского района Орловской области были выявлены нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части полноты обеспечения их прав на благоприятную среду жизнедеятельности.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. № 832.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. №73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Как указал прокурор, проверкой установлено, что вход в здание администрации Верховского района Орловской области осуществляется по лестничному маршу, не оборудованному специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) беспрепятственно подниматься в здание, что является также нарушением ст. 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Прокурор просит обязать администрацию Верховского района Орловской области создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации, расположенного по адресу: <адрес>, установить на лестнице, ведущей в здание администрации пандус.

В судебном заседании представитель истца – зам. прокурора Верховского района Орловской области Савицких И.Н. уточнил заявленные требования и просил в срок до 01 августа 2011 г. обязать администрацию Верховского района Орловской области создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации, расположенного по адресу: <адрес>, установить на лестнице, ведущей в здание администрации пандус.

Представитель ответчика – Дрогайцева Н.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, признала заявленные требования прокурора, указывая на то, что для устранения нарушений, предусмотренных ст.ст.15,16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необходимо заключить договор со специализированной организацией на выполнение работ по установлению пандуса и провести соответствующие работы.

Выслушав представителя истца зам. прокурора Савицких И.Н., представителя ответчика Дрогайцеву Н.В., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010 г.) «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. №73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В соответствии с пунктами 3.13 СНиП в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, для чего предусмотрено устройство пандуса, которым является пологий подъем для въезда на верхнюю площадку крыльца.

К маломобильным группам населения отнесены люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (в том числе, инвалиды, люди старших возрастов, люди с детскими колясками, беременные женщины).

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, вход в здание администрации Верховского района Орловской области осуществляется по лестничному маршу, не оборудованному специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) беспрепятственно подниматься в здание, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан – инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социального значения (л.д.5-6).

Собственником здания администрации Верховского района Орловской области, расположенного в пгт. Верховье, <адрес>, является Верховский район Орловской области. (л.д.7-8).

Таким образом, поскольку отсутствие пандуса на входе в здание администрации Верховского района Орловской области в пгт. Верховье делает недоступным данное учреждение для инвалидов-колясочников, чем нарушает их социальные права, суд считает необходимым заявление прокурора удовлетворить.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика следует взыскать в бюджет муниципального образования государственную пошлину в сумме 4000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верховского района Орловской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать администрацию Верховского района Орловской области в срок до 01 августа 2011 г. создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации, расположенного по адресу: <адрес>, установить на лестнице, ведущей в здание администрации пандус.

Взыскать с администрации Верховского района Орловской области в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение десяти суток со дня вынесения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: