Решение по иску прокуратуры Верховского района к Администрации Верховского района в интересах Жучковой О.А. о понуждении к совершению действий по обеспечением жильем лица из числа детей оставшихся без попечения родителей



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Верховье 28 марта 2012 г.

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего - федерального судьи ЗАХОВАЕВОЙ В.И.,

при секретаре ШОМНИКОВОЙ Е.В.,

с участием представителя истца – ст.помощника прокурора Верховского

района ГОЛОВИНОЙ Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Верховского района Орловской области в интересах ЖУЧКОВОЙ О. А. к администрации Верховского района Орловской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд с заявлением в интересах Жучковой (Мальцевой) О.А. к администрации Верховского района Орловской области о предоставлении ей жилого помещения не менее 33 кв.м. на одного человека, соответствующего требованиям законодательства по договору социального найма в п.Верховье Орловской области.

В обоснование заявления указал, что Жучкова О.А. (Мальцева)– ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать М1 умерла, а отец М2 по решению Верховского районного суда Орловской области от 03.04.2002 г. лишен родительских прав.

Согласно постановлению главы Русско-Бродской сельской администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней Мальцевой О.А. была назначена ее бабушка М3 Жилое помещение за Жучковой (Мальцевой) О.А. закреплено не было.

.

С 07.10.2011 г. по настоящее время Жучкова (Мальцева) О.А. проживает по адресу: <адрес> в квартире по найму.

В собственности у истицы жилого помещения не имеется.

17.11.2011 г. Жучкова (Мальцева) О.А. на основании постановления главы п. Верховье от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на очередь, как нуждающаяся в жилом помещении.

В настоящее время Жучкова (Мальцева) О.А. остро нуждается в жилом помещении. Органы местного самоуправления Верховского района в лице администрация Верховского района Орловской области не исполнили свою обязанность по обеспечению жильем Жучкову (Мальцеву) О.А. после окончания обучения, что, по мнению прокурора, противоречит ст.8 п.1 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, а также не согласуется со ст.3 Закона Орловской области №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

Согласно ст.6 закона Орловской области №727-ОЗ Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными по полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Законодательством предусмотрено, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, а также от отсутствия у ответчика денежных средств на указанные цели.

В судебном заседании представитель истца ст.помощник прокурора Верховского района Головина Т.Ю. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что обеспечение Жучковой О.А. жилым помещением не должно ставиться в зависимость от включении ее в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истица Жучкова О.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что мать ее умерла, а отец лишен родительских прав, в связи с чем, до 2007 г. проживала и была зарегистрирована по месту жительства у бабушки, которая являлась ее опекуном. Жилое помещение за ней не было закреплено. С 2006 г. по 2008 г. обучалась в <данные изъяты>. Как сирота, с 2008 г. состояла в Р-Бродском сельском поселении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, но жилье не было выделено в виду его отсутствия. С 2007 г. стала проживать в <адрес> Верховского района в доме матери гражданского мужа. В связи с переменой места жительства была снята с учета в Р-Бродском сельском поселении. С августа 2011 г. проживает с мужем и двумя детьми в <адрес> на частной квартире. В ноября 2011 г. принята на учет на получение жилого помещения в администрации п.Верховье.

Представитель ответчика администрации Верховского района Орловской области Вороничева С.А., представшая доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, но полагала, что предоставление жилого помещения Жучковой О.А. возможно только после включения ее в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке установленной очередности и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В судебном заседании представитель 3-его лица Органа опеки и попечительства отдела общего и профессионального образования администрации Верховского района Орловской области Стефанова И.Е., выступающая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования и показала, что Жучкова О.А. является лицом из числа детей сирот, и имеет право на предоставление жилого помещения. В Орган опеки и попечительства администрации Верховского района Жучкова О.А. обратилась в 2011 г. после переезда на постоянное место жительства в п.Верховье, но в областной регистр не была включена, поскольку регистр на 2012 г. формировался в апреле 2011 г., т.е. после обращения истицы. Областной регистр не определяет очередность получения жилого помещения.

Выслушав истицу Жучкову О.А., представителя истца Головину Т.Ю., представителя ответчика администрации Верховского района Вороничеву С.А., представителя третьего лица Стефанову И.Е., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 2 ст.15 ЖК РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Россий­ской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Ко­дексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых по­мещениях.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определены Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996 г. (ред. от 21.11.2011 с изм. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу абзаца 2 части 1 ст.8 приведенного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 названной статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Указанные правоотношения на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области № 727-ОЗ от 06.12.2007 г. (в ред. от 09.09.2011 г., с изм. от 03.11.2011 г.) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа»

На основании с ч.1 ст.1 указанного Закона детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим законом, нормативными правовыми актами Орловской области.

Частью 2 ст.1 Закона № 727-ОЗ жилое помещение предоставляется лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Орловской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

В соответствии с ч.3 ст.1 Закона №727-ОЗ для обеспечения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи жилыми помещениями вне очереди, необходимо наличие одного из следующих обстоятельств:

1)местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Орловская область;

2)местом регистрации рождения лица является Орловская область;

3)последним местом жительства лица является территория Орловской области, если место его рождения находится за пределами Российской Федерации.

Статьей 2 Закона №727-ОЗ предусмотрена обязанность администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, оставшийся без попечения родителей, за год до достижения им совершеннолетия обратился в соответствующий орган местного самоуправления Орловской области с ходатайством о приеме его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

С учетом ч.3 ст.3 названного Закона гражданам, перечисленным в части 1 ст.1 Закона №727-ОЗ, состоящим на учете жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 28- 33 квадратных метров.

Согласно ст. 5 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В силу ст. 6 вышеуказанного Закона Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок госу­дарственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - государ­ственные полномочия).

Статья 7 вышеуказанного закона предусматривает права и обязанности муници­пального района по осуществлению переданных полномочий.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государст­венных полномочий вправе: 1) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления пере­данных государственных полномочий; 2) получать разъяснения от уполномоченных органов исполнительной государ­ственной власти специальной компетенции области по вопросам осуществления пе­реданных государственных полномочий; 3) вносить предложения уполномоченным органам исполнительной государст­венной власти специальной компетенции области об изменении размеров субвенций на осуществление переданных государственных полномочий; 4) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государст­венных полномочий обязаны исполнять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Орловской области.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Жучкова (Мальцева) О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее мать М1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец М2 ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении истицы (л.д.8), свидетельством о смерти М1 (л.д.11), решением Верховского районного суда от 03.04.2002 г.

Из постановления главы Русско-Бродской сельской администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в отношении Мальцевой О.А. опекуном была назначена ее бабушка М3 Сведения о закреплении жилого помещения за истицей отсутствуют (л.д.12).

В период обучения в БОУ <данные изъяты> Жучкова (Мальцева) О.А. обучалась в училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась на полном государственном обеспечении, была зарегистрирована и проживала по адресу проживания бабушки М3, являвшейся ее опекуном, в <адрес> (л.д.17, 19).

Согласно постановлению главы администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Мальцева О.А. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенок-сирота (л.д.14).

В связи с выбытием с территории муниципального образования Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области Мальцева О.А. в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ Мальцева О.А. зарегистрировала брак с Ж1, оставив фамилию Жучкова (л.д.9).

Из паспорта на имя Жучковой О.А. усматривается, что она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности Е1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7).

По постановлению главы администрации поселка Верховье Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Жучкова О.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и поставлена на льготную очередь на предоставление жилого помещения (л.д.21).

Согласно сведениям органа опеки и попечительства администрации Верховского района Орловской области Жучкова О.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 г.поставлена в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений в Верховском районе Орловской области (л.д.20).

В собственности у Жучковой О.А., ее мужа Ж1 и малолетних детей Ж2 и Ж3 жилого помещения не имеется (л.д.18,22-29).

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что Жучкова О.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, ее право на получение жилья после окончания ДД.ММ.ГГГГ образовательного учреждения нарушено.

Истица нуждается в предоставлении жилья и состоит на соответствующем учете в органе местного самоуправления, в связи с чем, имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма из расчета не менее 28-33 квадратных метров на состав семьи из одного человека.

Суд находит не основанными на законе доводы представителя ответчика Вороничевой С.А. в той части, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено лишь после включения ее в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке установленной очередности и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Верховского района в интересах ЖУЧКОВОЙ О. А. к администрации Верховского района Орловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Верховского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу во внеочередном порядке приобрести и предоставить ЖУЧКОВОЙ О. А. благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в поселке Верховье Орловской области общей площадью не менее 28-33 квадратных метров по договору социального найма на семью из одного человека.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 28.03.2012 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: