Решение по заявлению Орловского природоохранного прокурора к Р.Бродскому МУЭПКХ о понуждении к устранению нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Верховье ДД.ММ.ГГГГ

Верховский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего - федерального судьи Сухова Ю.Т.,

с участием представителя заявителя – помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Чекарева П.В.,

при секретаре Прилепской Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Русско-Бродскому муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Верховского района Орловской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха,

Установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Русско-Бродскому муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Верховского района Орловской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.

В обоснование заявления указал, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в отношении Русско-Бродского МУЭПКХ, в ходе которой было установлено, что основными видами деятельности Русско-Бродского МУЭПКХ являются содержание и техническая эксплуатация жилищного фонда, прием и отведение хозяйственно-бытовых сточных вод от населения и организаций с. Русский Брод, обеспечение тепловой энергией потребителей для нужд отопления.

Для осуществления этой деятельности предприятие эксплуатирует переданные ему в хозяйственное ведение по акту от 01.08.2006 г. муниципальные объекты теплоснабжения и коммунальной канализации, которые являются стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: котельную административного здания; сварочный участок, оборудованный постом электродуговой сварки; столярный участок, оборудованный заточным станком и циркулярной пилой; квартальную котельную; мастерскую квартальной котельной, оборудованную постом электродуговой сварки; котельную больницы; очистные сооружения для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод.

Согласно техническому отчету по инвентаризации всего в эксплуатации Русско-Бродского МУЭПКХ находятся 7 стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, из них 6 организованных и 1 неорганизованный, от которых в атмосферу поступает 14 загрязняющих веществ, в том числе: твердых - 3, газообразных - 1, подлежащих государственному учету и нормированию. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 4,59 т в год.

В нарушение ст.12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п.6,8 Постановления Правительства Российской Федерации «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» с начала осуществления своей хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, Русско-Бродским МУЭПКХ не разработан проект предельно допустимых выбросов, санитарно-эпидемиологическое заключение на него не получено, необходимые документы для установления таких нормативов в территориальный орган Росприроднадзора не предоставлены. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками у него отсутствует. Первичный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не осуществляется, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на всех эксплуатируемых организованных стационарных источниках выбросов не проводится, план-график такого контроля на текущий год отсутствует.

Ранее, постановлениями государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ , за отсутствие нормативов предельно допустимых выбросов и специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Русско-Бродское МУЭПКХ привлекалось к административной ответственности по ст.8.1., ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Одновременно ему выдавались предписания об устранении допущенных нарушений, которые в установленные сроки исполнены не были.

Между тем, в силу п.4 ст.4.1. КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой в отношении него были применены меры административной ответственности.

В связи с чем принятые меры административного воздействия явились недостаточными и не позволили устранить нарушения законодательства в деятельности ответчика, что требует применения к нему гражданско-правовой ответственности путем понуждения к устранению этих нарушений в судебном порядке.

В свою очередь, такие нарушения не гарантируют сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности для настоящего и будущего поколений, не обеспечивают поддержание атмосферного воздуха в состоянии, соответствующем нормативам качества окружающей среды, не позволяют своевременно принять меры по предупреждению и ликвидации последствий оказываемых техногенных нагрузок, которые могут привести к неблагоприятным изменениям состояния атмосферы и атмосферных явлений, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых последствий для человека и естественных экосистем.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Противоречащая законодательству деятельность Русско-Бродского МУЭПКХ нарушает гарантированное статьями 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» право каждого на благоприятную окружаюшую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.31 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Прокурор просит обязать Русско-Бродское муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Верховского района Орловской области принять следующие меры к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха: на основе проектной документации разработать нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для эксплуатируемых стационарных источников и их совокупности (организации в целом) и предоставить такие нормативы на утверждение в Управление Росприроднадзора по Орловской области в срок до 01.06.2012 г.; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.08.2012 г.; на основе плана-графика организовать производственный контроль за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.09.2012 г.

В судебном заседании представитель заявителя – помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Чекарев П.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснив, что просит обязать Русско-Бродское муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Верховского района Орловской области принять следующие меры к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха: на основе проектной документации разработать нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для эксплуатируемых стационарных источников и их совокупности (организации в целом) и предоставить такие нормативы на утверждение в Управление Росприроднадзора по Орловской области в срок до 01.06.2012 г.; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.08.2012 г.; на основе плана-графика организовать производственный контроль за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.09.2012 г.

Представитель ответчика – и.о. директора Русско-Бродского МУЭПКХ Леонов Н.Н. признал заявленные требования прокурора, указывая на то, что в настоящее время приняты меры по устранению нарушений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, не возражал против заявленных требований прокурора, при наличии денежных средств, допущенные нарушения будут устранены

Третье лицо – представитель администрации Русско-Бродского сельского поселения Климачева В.Н. в судебном заседании показала, что нарушение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха Русско-Бродским МУЭПКХ связано с отсутствием денежных средств, необходимых на оформлении документации для устранения выявленных нарушений.

Третье лицо представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Орловской области Лобанов В.Н. в судебном заседании показал, что для устранения нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха Русско-Бродскому МУЭПКХ необходимо выполнить заявленные прокурором требования.

Выслушав представителя заявителя Чекарева П.В., представителя ответчика Леонова Н.Н.., представителей третьих лиц Климачеву В.Н., Лобанова В.Н., суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ (в редакции ФЗ от 21.11.2011 №331-ФЗ) государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Частью 3 ст.12 названного закона предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Из ч.7 ст.12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» усматривается, что нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.200 №183 предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п.8 Постановления Правительства Российской Федерации «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Согласно ч.1 ст.16 названного закона при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами.

Статьей 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Из ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» усматривается, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Порядок выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и форма такого разрешения утверждены приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 №288.

Согласно пунктам 4, 4.1., 8, 8.1. этого приказа для получения разрешения на выброс юридическое лицо предоставляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление по форме с приложением документов по перечню, среди которых - утвержденные в установленном порядке нормативы ПДВ.

Разрешением на выброс для него устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух в пределах утвержденных нормативов ПДВ, при соблюдении им условий, предусмотренных законодательством.

Полномочия по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федерального государственному экологическому надзору, и установлению нормативов ПДВ возложены на территориальные органы Росприроднадзора по субъектам РФ в силу Типового положения о них, утв. приказом Минприроды РФ от 30.03.2011 №187.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в отношении Русско-Бродского МУЭПКХ, в ходе которой было установлено, что основными видами деятельности Русско-Бродского МУЭПКХ являются содержание и техническая эксплуатация жилищного фонда, прием и отведение хозяйственно-бытовых сточных вод от населения и организаций с. Русский Брод, обеспечение тепловой энергией потребителей для нужд отопления (л.д.12-14).

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Русско-Бродскому МУЭПКХ передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество Русско-Бродского сельского поселения, а именно муниципальные объекты теплоснабжения и коммунальной канализации, которые являются стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д.18-20).

Согласно техническому отчету по инвентаризации в эксплуатации Русско-Бродского МУЭПКХ находятся: котельная административного здания (источник № 0001), при работе которой в атмосферу через дымовую трубу выделяются азота диоксид, азота оксид, сернистый ангидрид, углерода оксид; сварочный участок, оборудованный постом электродуговой сварки (источник № 0002), при работе которого в атмосферу выделяются железа оксид, марганец и его соединения, фтористый водород; столярный участок, оборудованный заточным станком и циркулярной пилой (источник № 0003), при работе которого в атмосферу выделяются пыль абразивная и пыль металлическая; квартальная котельная (источник № 0004), при работе которой в атмосферу через дымовую трубу выделяются азота диоксид, азота оксид, сернистый ангидрид, углерода оксид, бензапирен; мастерская квартальной котельной, оборудованная постом электродуговой сварки (источник № 0005), при работе которой в атмосферу выделяются железа оксид, марганец и его соединения, фтористый водород; котельная больницы (источник № 0006), при работе которой в атмосферу через дымовую трубу выделяются азота диоксид, азота оксид, сернистый ангидрид, углерода оксид, бензапирен; очистные сооружения для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, состоящие из аэротенка и отстойника (источник № 6001), при работе которых в атмосферу выделяются сероводород, аммиак, этилмеркалтан, метилмеркаптан, углерода оксид, азота диоксид, метан. Таким образом в эксплуатации Русско-Бродского МУЭПКХ находятся 7 стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, из них 6 организованных и 1 неорганизованный, от которых в атмосферу поступает 14 загрязняющих веществ, в том числе: твердых - 3, газообразных - 1, подлежащих государственному учету и нормированию. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 4,59 т в год (л.д.22-37).

В судебном заседании установлено, что в отношении Русско-Бродского МУЭПКХ Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Орловской области неоднократно проводились проверки, в ходе которых были установлены нарушения исполнения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в связи с чем Русско-Бродскому МУЭПКХ выносились предписания, указывающие на необходимость выявленных нарушений в установленные сроки. В связи с тем, что нарушения не были устранены, Русско-Бродское МУЭПКХ привлекалось к административной ответственности по ст.8.1., ч.1 ст.8.21, ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, предписаниями , от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями о назначении административного наказания , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-51, 55-75).

Исследованными в судебном заседании материалами дела, установлено, что Русско-Бродское МУЭПКХ является юридическим лицом, которое при ведении хозяйственной деятельности нарушило требования законодательства об охране атмосферного воздуха. Оценивая в совокупности все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Незаконный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, без соответствующего разрешения, может привести к негативным последствиям для атмосферного воздуха и населения. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Учитывая, что выброс вредных веществ, от источников находящихся в хозяйственном ведении Русско-Бродское МУЭПКХ, происходит в атмосферу, суд считает, что вред от данных веществ наносится кругу лиц точный состав которых определить не возможно и требования прокурора, заявленные в обоснованно.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика следует взыскать в бюджет муниципального образования государственную пошлину в сумме 4000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Русско-Бродскому муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Верховского района Орловской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха удовлетворить.

Обязать Русско-Бродское муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Верховского района Орловской области принять следующие меры к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха:

- на основе проектной документации разработать нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для эксплуатируемых стационарных источников и их совокупности (организации в целом) и предоставить такие нормативы на утверждение в Управление Росприроднадзора по Орловской области в срок до 01.06.2012 г.;

- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.08.2012 г.;

- на основе плана-графика организовать производственный контроль за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.09.2012 г.

Взыскать с Русско-Бродского муниципального унитарного эксплуатационного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Верховского района Орловской области в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий: Ю.Т.Сухов