Решение по иску прокурора Верховского района в интересах Прилепской Н.И. к Администрации Верховского района о понуждении к совершению действий по обеспечению жильем лица из числа детей оставшихся без попечения родителей



Дело РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Верховье 24 апреля 2012 г.

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего - федерального судьи Сухова Ю.Т.,

с участием прокурора - ст. помощника прокурора Верховского района Орловской области Кирюхиной О.Н.,

при секретаре Прилепской Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах Прилепской Н. И. к Администрации Верховского района Орловской области о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд с заявлением в интересах Прилепской Н.И. к Администрации Верховского района Орловской области о предоставлении жилого помещения не менее 28-33 кв.м. на одного человека, соответствующего требованиям законодательства по договору социального найма в пределах места жительства на территории <адрес>.

В обоснование заявления указал, что Прилепская Н.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать С1 по решению Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав и отец П1 по решению Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

Согласно постановлению главы администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Прилепской Н.И. установлено опекунство, сохранено право проживания в частном доме по адресу: <адрес> до ее совершеннолетия и возвращения на прежнее место жительства.

В ходе проверки законности закрепления права проживания Прилепской Н.И. в частном доме было установлено, что оно было закреплено незаконно. Установлено, что закрепленное жилое помещение не принадлежало родителям Прилепской Н.И., а С2 как собственник указанного жилого помещения, свое согласие на обременение ее имущества не давала.

Согласно данных похозяйственной книги <адрес> за 1997-2001 гг. общая площадь дома составляла 40 кв.м., в доме было зарегистрировано 8 человек, в том числе и несовершеннолетние : С3, С4, С5, С6, Прилепская Н.И. Таким образом, на каждого зарегистрированного и проживающего в доме лица приходилось по 5 кв.м. общей площади дома, что существенно нарушало права детей, оставшихся без родительского попечения.

В связи с этим 31.10.2011 г. прокурором Верховского района Орловской области опротестован п.2 постановления главы администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам рассмотрения которого оспариваемый пункт был отменен.

Прилепская Н.И. в июне 2010 г. закончила обучение в БОУ Орловской области НПО «***» и вернулась на постоянное место жительства в Верховский район, однако проживать ей фактически было не где.

В настоящее время Прилепская Н.И. временно без регистрации проживает по адресу: <адрес>.

На основании постановления главы администрации Галичинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Прилепская Н.И. была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

В настоящее время Прилепская Н.И. остро нуждается в жилом помещении. Органы местного самоуправления Верховского района в лице администрация Верховского района Орловской области не исполнили свою обязанность по обеспечению жильем Прилепскую Н.И., нарушив ее жилищные права, незаконно закрепив за ней жилое помещение при направлении в интернатное учреждение, что, по мнению прокурора, противоречит п.1 ст.8 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; ст.3 Закона Орловской области №727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

В судебном заседании представитель заявителя ст.помощник прокурора Верховского района Кирюхина О.Н. заявленные требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, дополнив, что обеспечение Прилепской Н.И. жилым помещением не должно ставиться в зависимость от включения ее в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заявитель Прилепская Н.И. заявленные требования поддержала и пояснила, что ее родители были лишены родительских прав, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в детскую деревню <адрес>, но при этом за ней незаконно было закреплено право проживания в частном доме по адресу: <адрес>, которое не принадлежало ее родителям. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ОГОУ НПО «***». В период обучения она проживала и была зарегистрирована в общежитии лицея по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации Галичинского сельского поселения была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время она без регистрации проживает по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика Администрации Верховского района Орловской области будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Вороничева С.А. против удовлетворения заявленных требований не возражала и пояснила, что Прилепская Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановления главы администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Прилепская Н.И. направлена в детскую деревню <адрес>, жилое помещение за несовершеннолетней закреплено по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 постановления главы администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилого помещения отменен. Постановлением главы администрации Галичинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Прилепская Н.И. признана нуждающейся в жилом посещении и поставлена на учет. В июне 2010 г. Прилепская Н.И. окончила БОУ НПО «***».

В настоящее время органом опеки и попечительства Верховского района сформирован пакет документов для предоставления в Отдел по защите прав несовершеннолетних, опеке и попечительству Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области в целях включения Прилепской Н.И. в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений. Предоставление жилого помещения возможно только после включения Прилепской Н.И. в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений, в порядке установленной очередности, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном буджете на соответствующий финансовый год.

Представитель 3-его лица Органа опеки и попечительства отдела общего и профессионального образования администрации Верховского района Орловской области Стефанова И.Е., в судебном заседании заявленные требования поддержала и показала, что Прилепская Н.И. является лицом из числа детей – сирот и имеет право на предоставление жилого помещения.

Выслушав представителя заявителя Кирюхиной О.Н., заявителя Прилепскую Н.И., представителя третьего лица Стефанову И.Е., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Частью 2 ст.15 ЖК РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Россий­ской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Ко­дексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых по­мещениях.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определены Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996 г. (ред. от 21.11.2011 с изм. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу абзаца 2 части 1 ст.8 данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 названной статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Указанные правоотношения на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области № 727-03 от 06.12.2007 г. (в ред. от 12.11.2008 г.) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

На основании с ч.1 ст.1 указанного Закона детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим законом, нормативными правовыми актами Орловской области.

Частью 2 ст.1 Закона № 727-03 жилое помещение предоставляется лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Орловской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

В соответствии с ч.3 ст.1 Закона №727-ОЗ для обеспечения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи жилыми помещениями вне очереди, необходимо наличие одного из следующих обстоятельств:

1)местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Орловская область;

2)местом регистрации рождения лица является Орловская область;

3)последним местом жительства лица является территория Орловской области, если место его рождения находится за пределами Российской Федерации.

Статьей 2 Закона №727-ОЗ предусмотрена обязанность администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, оставшийся без попечения родителей, за год до достижения им совершеннолетия обратился в соответствующий орган местного самоуправления Орловской области с ходатайством о приеме его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

С учетом ч.3 ст.3 названного Закона гражданам, перечисленным в части 1 ст.1 Закона №727-ОЗ, состоящим на учете жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 28-33 квадратных метров.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Прилепская Н.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее мать С1 ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец П1 ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении заявителя (л.д.7), решениями Верховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9,11-12).

Из постановления главы администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ видно, что несовершеннолетняя Прилепская Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была направлена в детскую деревню <адрес>, также за ней было сохранено право проживания в частном доме по адресу: <адрес> (л.д.10).

В период обучения в ОГОУ НПО «***» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прилепская Н.И. находилась на полном государственном обеспечении, проживала и была временно зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.15).

Согласно постановлению главы администрации Галичинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Прилепская Н.И. была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение непригодно для проживания (л.д.14).

В соответствии с постановлением главы администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с вынесением протеста прокуратуры Верховского района Орловской области был отменен п.2 постановления главы администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ в части сохранения права проживания за несовершеннолетней Прилепской Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в частном доме по адресу: <адрес> (л.д.16-19).

Согласно сведениям, представленным Органом опеки и попечительства администрации Верховского района Орловской области Прилепская Н.И. будет поставлена в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений в Верховском районе Орловской области (л.д.22).

В собственности у Прилепской Н.И. жилого помещения не имеется (л.д.20-21,23).

Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, что предусмотрено ст. 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ (ред. от 09.09.2011 г., с изм. от 03.11.2011) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

Согласно ст. 5 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Статья 7 вышеуказанного закона предусматривает права и обязанности муници­пального района по осуществлению переданных полномочий.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государст­венных полномочий вправе: 1) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления пере­данных государственных полномочий; 2) получать разъяснения от уполномоченных органов исполнительной государ­ственной власти специальной компетенции области по вопросам осуществления пе­реданных государственных полномочий; 3) вносить предложения уполномоченным органам исполнительной государст­венной власти специальной компетенции области об изменении размеров субвенций на осуществление переданных государственных полномочий; 4) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государст­венных полномочий обязаны исполнять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Орловской области.

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Для Прилепской Н.И. государственная поддержка в виде обеспечения жилым помещением является единственной возможностью получения жилья.

Поскольку государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ, то Прилепская Н.И. должна быть обеспечена жильем за счет средств бюджета Орловской области.

Суд не может согласиться с позицией ответчика Администрации Верховского района Орловской области в той части, что жилое помещение заявителю Прилепской Н.И. должно быть предоставлено только после включения ее в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке установленной очередности и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

С учетом изложенного требования прокурора Верховского района Орловской области об обязании ответчика администрации Верховского района Орловской области предоставить Прилепской Н.И. жилое помещение по договору социального найма в пределах места жительства на территории <адрес>, площадью не менее 28-33 квадратных метров, отвечающее требованиям законодательства, на состав семьи 1 человек являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах Прилепской Н. И. к администрации Верховского района Орловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Верховского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу во внеочередном порядке приобрести и предоставить Прилепской Н.И. благоустроенное, применительно к данному населенному пункту; отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах места жительства на территории <адрес> общей площадью не менее 28-33 квадратных метров по договору социального найма на состав семьи из одного человека.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий: Ю.Т. Сухов