Решение от 29.03.2011 по иску прокурора к администрации Русско-Бродского сельского поселения в интересах неопределенного круга лиц о понуждении устранить несанкционированную свалку



Дело №2-48/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Верховье 29 марта 2011 года

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего Фомина И.Г.,

при секретаре Мозговой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц проживающих на территории Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области к администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области о понуждении администрации сельского поселения устранить несанкционированную свалку,

установил:

Прокурор Верховского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц проживающих на территории Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области к администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области о понуждении администрации сельского поселения устранить несанкционированную свалку.

В обоснование заявления указал, что 16 марта 2011 года прокуратурой Верховского района Орловской области совместно с главным специалистом управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области проведена проверка законодательства об охране природы и земельного законодательства на земельном участке, расположенном на территории администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области.

Проверкой установлено, что на территории Русско-Бродского сельского поселения Верховского района вблизи с. Русский Брод с западной стороны обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов общей площадью 40 квадратных метров. По результатам проверки был составлен соответствующий акт проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с подп.18 ч.1 ст.4 Устава Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В нарушение требований закона, ответчиком никаких мер по охране земель и ликвидации последствий загрязнения и захламления земель не принимается. Продолжается незаконный сброс отходов потребления на стихийной несанкционированной свалке на почву. Согласно справке представленной администрацией Русско-Бродского сельского поселения, на территории Русско-Бродского сельского поселения полигона для вывоза твердых бытовых отходов и жидких нечистот не имеется и в настоящее время рассматривается вопрос о выделении земельного участка.

Таким образом, администрацией Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области нарушаются требования земельного и природоохранного законодательства, конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, неисполнение требований законодательства создают угрозу здоровью и экологическому благополучию населения, проживающего на территории Русско-Бродского сельского поселения Верховского района.

Прокурор Верховского района Орловской области, просит суд обязать главу администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов общей площадью 40 квадратных метров вблизи с. Русский Брод с западной стороны и освободить данный земельный участок от мусора.

В судебном заседании прокурор Верховского района Сапов Д.П. заявленные требования поддержал, ссылаясь на основания, приведенные в заявлении.

Представитель администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области Климачева В.Н. требования прокурора признала в полном объеме и пояснила, что указанная несанкционированная свалка возникла в связи с отсутствием на территории Русско-Бродского сельского поселения полигона для вывоза и утилизации твердых бытовых отходов и жидких нечистот. В настоящее время решается вопрос о выделении земельного участка для организации указанного полигона. Как только место расположения полигона будет определено, администрация сельского поселения предпримет необходимые меры для ликвидации несанкционированной свалки.

Третье лицо представитель Управления по охране и использованию животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности по Орловской области Сорокин В.А., требования прокурора Верховского района Орловской области поддержал, просил суд обязать администрацию Русско-Бродского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку на территории Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.9 Конституции РФ и ч.1 ст.12 Земельного кодекса РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных объектов; соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв.

Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, которые подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. При этом запрещается сброс отходов производства в недра и на почву.

Статьей 14 Федерального закона от 06 октября №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены вопросы местного значения поселения, одним из которых является организация сбора и вызова бытовых отходов и мусора.

В целях решения указанных вопросов администрация Русско-Бродского сельского поселения в соответствии со ст. 17 указанного Закона и п.19 ч.1 ст.4 Устава Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области (изм. к Уставу от 21.09.2009г.) наделена соответствующими полномочиями.(л.д.22).

Таким образом, перечисленными нормативно-правовыми актами установлено, что органы исполнительной власти самостоятельны при разработке программ по использованию и охране земель.

В соответствии со ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также ч.1 ст.64 Земельного кодекса РФ споры в областях земельных отношений и охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке.

Согласно ч.2 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела согласно акту проверки от 16 марта 2011 года прокурором Верховского района Саповым Д.П. совместно с главным специалистом управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области Сорокиным В.А. была проведена проверка законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства на земельном участке, расположенном на территории администрации Русско_Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области. В ходе проверки были выявлены нарушения, которые свидетельствуют о несанкционированной свалке на данном участке и грубо нарушают требования законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства.(л.д.7-11).

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Русско-Бродского сельского поселения по ликвидации несанкционированной свалке твердых бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Русскоко-Бродского сельского поселения на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Верховского района Орловской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части требований.

Согласно п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области удовлетворить.

Обязать главу администрации Русско-Бродского сельского поселения в срок до «8» мая 2011 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов общей площадью 40 квадратных метров вблизи с. Русский Брод Верховского района Орловской области с западной стороны и освободить данный земельный участок от мусора.

Обязать главу администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области в течение месяца со дня получения решения сообщить в суд и прокуратуру Верховского района об исполнении данного решения.

Взыскать с администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области государственную пошлину в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение десяти дней со дня его оглашения.

Председательствующий: И.Г. Фомин