Решение от 05.04.2011 о назначении досрочной пенсии, включении стажа работы в льготную пенсию



Дело №2-47/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Верховье 05 апреля 2011 года

Верховский районный суд Орловской области в составе :

председательствующего – федерального судьи Фомина И.Г.,

при секретаре Мозговой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Шепелевой О.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе Орловской области о включении периода работы в льготный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Шепелева О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе Орловской области о включении периода работы с 01.04.1983 г. по 28.02.1989г. в льготный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований указала, что в феврале 2010 года в связи с выработкой трудового стажа обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда России в Верховском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения. Управлением пенсионного фонда РФ в Верховском районе ей было отказано в начислении пенсии на том основании, что в период с 01.04.1983г. по 28.02.1989г. она работала в должности регистратора поликлиники Ливенской ЦРБ, тогда как Приказом Минздрава СССР от 26.09.1978г. за №900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс.человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов» предусмотрена должность «медицинский регистратор». Указывает, что в штатном расписании Ливенской ЦРБ за 1983 год была сделана ошибочная запись наименования должности «регистратор», и также ошибочно эта запись была внесена в её трудовую книжку. Указанный факт подтверждается справкой МУЗ Ливенская ЦРБ №110 от 08.02.2011г. и выпиской из приказа №19 «А» от 07.03.1989г. о переводе её на работу в Русско-Бродскую ЦРБ.

Просит суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию, зачислив в специальный трудовой стаж период работы с 01 апреля 1983 года по 28 февраля 1989 года.

В судебном заседании Шепелева О.А. поддержала свои исковые требования, по мотивам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что с самого начала своей трудовой деятельности с 1983 года работала и работает по медицинской специальности. В период работы в поликлинике Ливенской Центральной районной больнице с 01.04.1983г. по 28.02.1989г. в штатном расписании должность «регистратор» была записана ошибочно, в связи с чем, также ошибочно была сделана и запись в её трудовой книжке. Фактически ею выполнялись функции медицинского регистратора. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №464 от 06.09.1991 года "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и утвержденным данным Постановлением Списком №464, среднему медицинскому персоналу работа в лечебно-профилактических учреждениях засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет независимо от наименования должности в учреждениях любой формы собственности. В связи с этим полагает, что на момент обращения в УПФ РФ в Верховском районе у неё имелся 30-летний специальный стаж, и она имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением к ответчику.

Представитель ответчика - главный юрисконсульт ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе Мартынова И.В., действующая по доверенности, требования истца не признала и пояснила, что действительно Шепелева О.А. обратилась 14 февраля 2011 года в Управление Пенсионного фонда в Верховском районе по вопросу назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа (смешанный стаж) независимо от их возраста. Управлением Пенсионного фонда в Верховском районе истице правомерно было отказано в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, ввиду недостаточности необходимого трудового стажа. Период работы истицы в должности «регистратора» поликлиники Ливенской Центральной районной больницы с 01.04.1983г. по 28.02.1989г. не может быть засчитан в специальный трудовой стаж в связи с тем, что Приказом Министерства здравоохранения СССР от 26.09.1978г. за №900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс.человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов» предусмотрена должность «медицинский регистратор». Утверждение истицы о том, что запись наименования должности «регистратор» в её трудовой книжке сделана ошибочно и фактически она исполняла функции «медицинского регистратора» не подтвердилось представленными ею документами. Таким образом, на дату обращения стаж льготной работы истицы составляет 27 лет 3 месяца 15 дней, тогда как необходимая продолжительность специального стажа составляет 30 лет.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля Б1***, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Статьей 7 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлены основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, и закреплены в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет.

Кроме того, статьями 27 и 28 указанного Закона предусмотрен порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для отдельных категорий граждан.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.

Истица работала в должности регистратора в поликлинике Ливенской Центральной районной больницы с 01 апреля 1983 года по 28 февраля 1989 года, то есть в период возможного применения Списка № 464. Список № 464 не содержит перечня должностей, лишь указание на то, что работа в должностях среднего медицинского персонала засчитывается в льготный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию).

Должности среднего медицинского персонала поименованы в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года № 377, где значится должность «медицинский регистратор».

В силу п. 1.1. Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года №190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Из трудовой книжки Шепелевой О.А. (девичья фамилия Кулаковская) усматривается, что 01 апреля 1983 года она была принята на работу регистратором в поликлинику Ливенской ЦРБ, откуда уволена 01 марта 1989 года в связи с переводом на работу в Русско-Бродскую ЦРБ, где она, согласно справке от 28 января 2011 года за №2-а, работает фельдшером отделения скорой медицинской помощи по настоящее время (л.д.7-9).

Из свидетельства о браке усматривается, что Ш1*** и Кулаковская О.А. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия Шепелева. (л.д.5).

Поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ.

В соответствии с выпиской из приказа № по здравоохранению г.Ливны от 31.03.1983 года Кулаковская О.А. была принята на должность регистратора в поликлинику с 01 апреля 1983 года. Из выписки из приказа № «А» от 07.03.1989г. следует, что Шепелева О.А. – медицинский регистратор уволена в связи с переходом на работу в Русско-Бродскую ЦРБ с 01.03.1989 года. (л.д.10).

Согласно справке МУЗ Ливенская ЦРБ № от 08.02.2011г. штатное расписание 1984, 1985, 1986 г.г. утрачено в связи с затоплением архива, а в штатном расписании поликлиники за 1983, 1987, 1988, 1989 г.г. значится должность «регистратор», что является ошибкой, так как не соответствует Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26.09.1978г. за №900, который является основанием для составления штатного расписания. (л.д.12).

По мнению суда, указанные обстоятельства свидетельствует о необоснованности отказа Государственного учреждения Управление пенсионного фонда России в Верховском районе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, при разрешении спора суд руководствуется также п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Исходя из этого, свидетельскими показаниями может быть подтвержден как стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так и характер выполняемой им работы.

Так, допрошенная в судебном заседании свидетель Б1*** показала, что работает старшей медицинской сестрой регистратуры в поликлинике Ливенской ЦРБ. До 1983 года там же работала по совместительству медицинским регистратором. С 01 апреля 1983 года совместительство с неё было снято в связи с тем, что на эту должность была принята Кулаковская О.А. (Шепелева) О.А.. 28.02.1989 года она была уволена с работы в порядке перевода на работу в Русско-Бродскую ЦРБ. В должностные обязанности Шепелевой О.А. входило обеспечение хранения и доставки медицинских карт в кабинет врача, регистрация больных, обратившихся в поликлинику для получения медицинских услуг, ведение записи больных на прием к участковым врачам и распределение вызовов врачей по участкам. Фактически Шепелева О.А. была принята на должность медицинского регистратора и выполняла соответствующие должностные обязанности. Наименование должности «регистратор» в штатном расписании Ливенской ЦРБ, а соответственно и запись в трудовой книжке истицы сделана ошибочно.

В представленной в судебном заседании справке, выданной МУЗ «Ливенская ЦРБ» 01.04.2011 года за № указано, что должностные обязанности медицинского регистратора учреждений здравоохранения составляются на основании тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения, в которых указано, какие обязанности должен выполнять работник, занимающий должность за определенную плату (оклад). Приказом Министерства здравоохранения СССР №1250 от 30.12.1976 года, действующем в спорный период установлен месячный должностной оклад медицинского регистратора в сумме 75 рублей.

Копии лицевых счетов о начислении заработной платы Шепелевой О.А. с 1983 года по 1989 год подтверждают, что в указанный период истице ежемесячно начислялась заработная плата в сумме 75 рублей, то есть месячный должностной оклад, предусмотренный для должности «медицинский регистратор».

Кроме того, справкой № от 01.04.2011 года главный врач МУЗ «Ливенская ЦРБ» подтверждает, что с 01.04.1983года по 28.02.1989год Шепелева О.А. фактически исполняла должностные обязанности медицинского регистратора, соответственно должности, на которую она и была принята.

В судебном заседании Шепелева О.А. представила суду копию Приказа Министерства здравоохранения РФ №55 от 30.03.1993г.. Сопоставив должностные обязанности медицинского регистратора, определенные в данном документе, с должностными обязанностями медицинского регистратора, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ №541н от 23 июля 2010 года в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в сфере здравоохранения, суд приходит к выводу, что фактический характер работы, выполняемый истицей в период её работы в Ливенской ЦРБ в должности регистратора, соответствует должности медицинского регистратора, предусмотренной Приказом от 26.09.1978г. за №900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс.человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в штатном расписании поликлиники Ливенской Центральной районной больницы за 1983 год запись должности «регистратор» сделана ошибочно. Так же ошибочно, на основании записи в штатном расписании, сделана запись «регистратор» и в трудовой книжке истца. Одно лишь неточное указание наименования должности с аналогичными функциями этих должностей не может служить основанием для отказа в начислении пенсии на льготных условиях.

Отсутствие у истца в наименовании должности указание "медицинский" свидетельствует об ошибочном наименовании должности работодателем и не может быть расценено судом как обстоятельство, исключающее отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу, поскольку Список от 06.09.1991 г. N464 в отличие от Списков от 22.09.1999 г. N 1066 и от 29.10.2002 г. N 781 не предъявляет жестких требований к наименованию должностей.

Исследованные в судебном заседании обстоятельства дела, представленные доказательства, показания свидетеля подтверждают фактическое выполнение истцом возложенных на нее обязанностей медицинского регистратора и право на досрочное назначение пенсии. Судом установлено, что запись в трудовой книжке Шепелевой О.А. от 01апреля 1983 года «принята регистратором в поликлинику» и фактический характер выполняемой ею в спорный период работы тождественен должности «медицинский регистратор», утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. N 900 и отнесенной п.45 Приказа к среднему медицинскому персоналу.

Отказ ответчика в зачете периода с 01 апреля 1983 года по 28 февраля 1989 года в специальный стаж обоснован несоответствующим наименованием должности, указанной в Приказе. Лечебный и иной характер деятельности истицы по охране здоровья населения в этот период ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах, период работы с 01 апреля 1983 года по 28 февраля 1989 года (5 лет 10 месяцев 28 дней) подлежит включению в подсчет сроков осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Принимая во внимание, что на дату обращения 14 февраля 2011 года трудовой стаж Шепелевой О.А. составит более 30 лет, то есть истица в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» выработала установленный 30-летний медицинский стаж работы в городах, сельской местности и поселках городского типа (смешанный стаж), суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Шепелевой О.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе Орловской области удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе Орловской области включить период работы Шепелевой О.А. с 01 апреля 1983 года по 28 февраля 1989 год в поликлинике Ливенской Центральной районной больнице в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе назначить Шепелевой О.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, начиная с 14 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение десяти суток со дня его оглашения через Верховский районный суд.

Судья : Фомин И.Г.