Дело № 2-276/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года Верховажский районный суд Вологодской области в составе: Судьи Беляевой В.В. При секретаре Сорокоумовой М.В. Рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Верховажской районной прокуратуры к администрации Верховского сельского поселения об оспаривании бездействия администрации Верховского сельского поселения, У с т а н о в и л: Прокурор Верховажской районной прокуратуры Соловьева Т.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами на территории Верховского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения постоянно проживает 826 человек, имеется 351 домохозяйство, хозяйственную деятельность осуществляют 29 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с пп.18 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельских поселения относится организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В ходе проверки установлено, что решением Совета Верховского сельского поселения от 23.01.2009 № 5 утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения. Однако вопрос об организации регулярного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в Верховском сельском поселении администрацией сельского поселения не решен до настоящего времени. Распоряжением главы поселения от 15.01.2009 г. утвержден график вывоза отходов в 13 населенных пунктах. Однако, администрацией не определена специализированная организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу бытовых отходов от населения. В связи с тем, что вопрос об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в результате жизнедеятельности человека, не разрешен до настоящего времени, вывоз ТБО производится гражданами, проживающими на территории Верховского сельского поселения, с нарушением требований ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающих санитарно-эпидемиологические, экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, на несанкционированные и не отвечающие требованиям Закона площадки. Вывоз отходов от хозяйственной деятельности также осуществляется бесконтрольно. В местах общего пользования имеются урны для сбора мусора, предусмотренные Порядком, которые должны эксплуатироваться специализированной организацией. На территории Верховского сельского поселения эксплуатируется 1 санкционированная свалка ТБО, однако на них не ведется учет отходов, выявлены места горения отходов. Дальнейшее не принятие мер по решению вопроса об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Верховского сельского поселения может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Данные экологические нарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан. Право граждан на благополучную среду закреплено в Конституции РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и природные ресурсы Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельные правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектом прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. В судебном заседании помощник прокурора Верховажской районной прокуратуры Каверина З.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель Верховского сельского поселения Косарева Е.В. по доверенности в суде показала, что заключены договор на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов потребления от 1 августа 2011 г., график вывоза отходов разработан в Приложении к договору. Заключен также договор безвозмездного оказания услуг (управление полигоном ТБО). Таким образом, исковые требования необоснованны. К тому же, нормами права не предусмотрено заключение органами местного самоуправления договоров на оказании услуг по сбору и вывозу бытовых отходов населения. Указанные договоры заключаются с населением. Глава Верховского сельского поселения Стрежнев Н.К. в суде показал, что 1 августа 2011 года указанные договоры еще не были заключены, были только проекты договоров, поэтому на момент проверки он не имел возможности представить договоры. В настоящее время договор на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов потребления заключен с ООО «Экологические технологии» в лице директора Рындина И.В. Суд, заслушав заявителя, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельные правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектом прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. В соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с пп.18 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельских поселения относится организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В ходе проверки установлено, что решением Совета Верховского сельского поселения от 20.05.2009 № 18 утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения. В настоящее время администрацией Верховского сельского поселения определена специализированная организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу бытовых отходов от населения, заключен договор на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов потребления с ООО «Экологические Технологии» и договор безвозмездного оказания услуг (управление полигоном ТБО). Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.21-22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Заявленные требования удовлетворить частично, признать бездействие администрации Верховского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Верховского сельского поселения, незаконным. В остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения. Судья Беляева В.В.
используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности.