Дело №2-57/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 февраля 2012 года Верховажский районный суд Вологодской области в составе: Судьи Беляевой В.В. При секретаре Стуловой Е.В. Рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Верховажской районной прокуратуры к Управлению образования Верховажского муниципального района об устранении нарушений законодательства об образовании, У с т а н о в и л: Прокурор Верховажского района обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Верховажского муниципального района прав граждан на получение доступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Пунктом 3 ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» установлено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования является одним из вопросов местного значения муниципального района. В соответствии с п.2.2. Устава Управления образования Верховажского муниципального района, утвержденного постановлением главы Верховажского муниципального района № 272 от 19.12.2005, Управление образования муниципального района наделено полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в районе. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, в Верховажском муниципальном районе не в полной мере осуществляется выполнение вышеуказанных полномочий. Так, в с.Верховажье функционируют 4 дошкольные образовательные учреждения, которые посещают 506 детей. По состоянию на 25.01.2012 в очереди на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения села Верховажья числится 220 детей, из них-115 детей возрастом от одного года и старше, которые непосредственно нуждаются в оказании образовательных услуг. Указанные дети лишены гарантированного государством права на дошкольное образование. Очередь на устройство детей образовалась в связи с тем, что в с.Верховажье не хватает дошкольных образовательных учреждений, имеющиеся учреждения не обеспечивают в полном объеме потребность детей в получении образовательных услуг. Прокуратурой района в июне 2011 года была проведена проверка соблюдения требований вышеуказанного законодательства, установлено, что по состоянию на 01.01.2011 в очереди числился 254 ребенок, по результатам проверки прокурором района главе Верховажского муниципального района 09.06.2011 внесено представление. Однако, принятые до настоящего времени Управлением образования Верховажского муниципального района меры по устранению выявленных нарушений законодательства и прав несовершеннолетних на получение образования-открытие дополнительной группы и консультативных пунктов, не позволили сократить очередь на устройство детей в дошкольные учреждения. Верховажский муниципальный район не включен в областную программу по строительству дошкольных учреждений. Выявленные нарушения конституционных прав граждан на получение образования создают социальную напряженность в среде социально активного населения района, создают препятствие для повышения рождаемости и трудовой занятости населения района и требуют незамедлительного принятия мер для их устранения. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. Прокурор Верховажского района просит суд обязать Управление образования Верховажского муниципального района в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить 220 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории с.Верховажья Верховажского муниципального района Вологодской области. В судебном заседании заместитель прокурора Верховажской районной прокуратуры Зайцев А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель Управления образования Верховажского муниципального района –юрист Бюджетного учреждения системы образования Верховажского муниципального района Вологодской области « Центр информационно-методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения образовательных учреждений» Овсянкина И.С. в суде исковые требования не признает, так как Управлением образования приняты все возможные меры по устранению нарушений. Направлено письмо в правительство Вологодской области о включении Верховажского муниципального района в ведомственную целевую программу «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений на территории Вологодской области на 2010-2012 годы, составлен перечень мероприятий по Верховажскому муниципальному району для включения в сводную программу развития сети образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования. В мероприятия входила реконструкция здания ПУ-53 – новостройки под детский сад на 140 мест, строительство детского сада в поселке Прибрежный, открытие группы на 15 мест в МДОУ «Заречный детский сад». В настоящее время район в указанную программу не включен. Представитель администрации Верховажского муниципального района заместитель начальника правового управления Демидов А.П. не согласен с исковыми требованиями, считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, Управление образования Верховажского муниципального района не наделено полномочиями по строительству новых зданий. Решить проблему с устройством детей в дошкольные образовательные учреждения можно только путем строительства нового детского сада. В компетенцию Управления образования Верховажского муниципального района входит принятие мер по организации дошкольного образования, что и делается. Свидетель Булганина Е.В. – главный специалист Управления образования Верховажского муниципального района в суде показала, что по состоянию на 25.01.2012 года в очереди на устройство детей в дошкольные учреждения числится 220 детей. Очередь образовалась в связи с тем, что не хватает дошкольных образовательных учреждений, имеющиеся учреждения переполнены. В областную программу по строительству дошкольных образовательных учреждений район не включен. Для решения этой проблемы Администрацией Верховажского муниципального района и Управлением образования Верховажского муниципального района осуществлен ряд мероприятий: открыта дополнительная группа на 15 мест в МДОУ «Заречный детский сад» с 01.01.2011 года, в МДОУ №1,2,6 функционируют консультативные пункты для осуществления дошкольного образования детей раннего возраста, через районную газету осуществляется консультирование родителей детей, не посещающих детский сад по вопросам образования дошкольников, обращения с ходатайством о включении Верховажского района в областные программы по строительству дошкольного образовательного учреждения направлялись в Департамент образования, Законодательное собрание, Администрацию Вологодской области в 2007, 2008, 2011 годах. Вопрос не решен положительно. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования обоснованными. Прокуратурой Верховажского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления прав граждан на получение доступного бесплатного дошкольного образования, в ходе которой установлено, что в селе Верховажье функционируют 4 дошкольные образовательные учреждения, которые посещают 506 детей. По состоянию на 25.01.2012 года а очереди на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения села Верховажье числится 220 детей. Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Статьи 2 и 5 Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» гарантируют бесплатность дошкольного основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государственная политика области образования основывается на принципе общедоступности образования. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе (ч.2 ст.4 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях гарантируется в пределах государственных образовательных стандартов. Согласно п.11 ч.1 ст.15, п.3 ст.17 ФЗ Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003г. к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования. С этой целью органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по созданию муниципальных образовательных учреждений, по их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа. Согласно ст.31 ч.1 п.п.2-5 ч.1 Закона РФ «Об образовании» определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования – органы местного самоуправления муниципального района обязаны организовать предоставление на территории муниципального района общедоступное, бесплатное, дошкольное образование, обеспечить создание муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений образовательных учреждений, организовать учет детей, подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях. В связи с тем, что о очереди на получение мест в дошкольные учреждения села Верховажье находятся 220 детей, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом суд считает необходимым обязать Управление образования Верховажского муниципального района, как орган, занимающийся вопросами организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории села Верховажье Верховажского муниципального района, обеспечить дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях села Верховажье в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу – 220 мест. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Обязать Управление образования Верховажского муниципального района обеспечить 220 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях села Верховажье в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение 1 месяца со дня провозглашения. Судья Беляева В.В.