Решение не вступило в законную силу Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 февраля 2012 года Верховажский районный суд Вологодской области в составе: Судьи Беляевой В.В. При секретаре Стуловой Е.В. Рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Верховажской районной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верховажского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, У с т а н о в и л: Прокурор Верховажского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в администрации Верховажского муниципального района, в результате которой выявлены следующие нарушения. Так, администрацией Верховажского муниципального района постановлением от 22.11.2010 года № 660 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Верховажского муниципального района, однако фактически до настоящего времени не создана и не действует единая дежурно-диспетчерская служба Верховажского муниципального района. Кроме того, бюджет района на 2012 год не предусматривает финансирование расходов, связанных с организацией и деятельностью единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района. Вместе с тем, в соответствии п. п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. «з» ч. 2 ст. 11 Федерального закона 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Согласно ст. 11 Положения единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. На основании постановления Правительства Вологодской области от 31.01.2011 N 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области», главам муниципальных образований области предписано привести положения о звеньях территориальной подсистемы, состав сил и средств звеньев в соответствие с Положением, утвержденным указанным постановлением, а также организовать создание и обеспечить готовность органов управления, сил и средств, резервов материальных и финансовых ресурсов, системы связи и оповещения звеньев территориальной подсистемы. Положением о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2011 N 65, предусмотрена организация единой дежурно - диспетчерской службы Верховажского муниципального района, которая входит в Вологодскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и является органом повседневного управления системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории района. Технические требования к организации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования регламентированы ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в ЧС. ЕДДС. Основные положения». Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления района возложена обязанность создать и обеспечить деятельность единой дежурно - диспетчерской службы при органах местного самоуправления. В связи с грядущим пожароопасным периодам отсутствие единой дежурно - диспетчерской службы понижает уровень защищенности территории и населения района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органом местного самоуправления исполнительной власти, в компетенцию которого входит непосредственная реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций является администрация Верховажского муниципального района. В результате бездействия указанного органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц, которые в свою очередь подвержены угрозе жизни и здоровья. Согласно ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Верховажской районной прокуратуры Каверина З.Н. заявленные требования поддержала. Представитель администрации Верховажского муниципального района Демидов А.П. с заявлением не согласен. Средства на создание ЕДДС в Верховажском районе отсутствуют. Считает, что бездействия как такового нет, так как администрацией Верховажского района выполнен ряд мероприятий по созданию ЕДДС, не создана единая дежурно-диспетчерская группа только из-за отсутствия финансирования. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии п. п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. «з» ч. 2 ст. 11 Федерального закона 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Согласно ст. 11 Положения единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. На основании постановления Правительства Вологодской области от 31.01.2011 N 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области», главам муниципальных образований области предписано привести положения о звеньях территориальной подсистемы, состав сил и средств звеньев в соответствие с Положением, утвержденным указанным постановлением, а также организовать создание и обеспечить готовность органов управления, сил и средств, резервов материальных и финансовых ресурсов, системы связи и оповещения звеньев территориальной подсистемы. Положением о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2011 N 65, предусмотрена организация единой дежурно - диспетчерской службы Верховажского муниципального района, которая входит в Вологодскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и является органом повседневного управления системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории района. Технические требования к организации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования регламентированы ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в ЧС. ЕДДС. Основные положения». Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления района возложена обязанность создать и обеспечить деятельность единой дежурно - диспетчерской службы при органах местного самоуправления. Как установлено объяснениями представителя администрации Верховажского муниципального района, единая дежурно-диспетчерская служба в Верховажском районе не создана, и в течение длительного времени не предпринято необходимых мер по ее созданию. Учитывая значимость вопроса по созданию ЕДДС, а также то, что Федеральным законом от 21.12.1994 года №68_ФЗ предусмотрена возможность органов местного самоуправления при недостаточности собственных средств и сил обращаться за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ, суд принимает во внимание доводы прокурора об установлении ответчику разумного срока для создания ЕДДС. Срок устанавливается до 31.12.2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Удовлетворить заявление прокурора Верховажского района. Признать незаконным бездействие администрации Верховажского муниципального района по непринятию мер по созданию единой дежурно-диспетчерской службы Верховажского муниципального района. Обязать администрацию Верховажского муниципального района создать и обеспечить функционирование единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с требованиями законодательства до 31.12.2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение 1 месяца со дня провозглашения. Судья Беляева В.В.