Дело № 2-129/2012 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 мая 2012 года Верховажский районный суд Вологодской области в составе: Судьи Беляевой В.В. При секретаре Стуловой Е.В. Рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Верховажского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Верховажское о внесении изменений в решение Совета сельского поселения Верховажское от 15.12.2011 года №41 «Об утверждении Правил содержания кошек и собак в населенных пунктах сельского поселения Верховажское», исключив раздел 7 Правил, У с т а н о в и л: Прокурор Верховажского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя требования тем, что решением Совета сельского поселения Верховажское от 15.12.2011 года №41 «Об утверждении Правил содержания кошек и собак в населенных пунктах сельского поселения Верховажское» утверждены правила содержания кошек и собак в населенных пунктах (далее Правила), раздел 7 Правил предусматривает отлов безнадзорных кошек и собак. Указанное решение опубликовано в информационном бюллетене №114 газеты «Верховажский вестник» от 28.12.2012 года. Указанное решение Совета сельского поселения Верховажское противоречит в части федеральному законодательству и подлежит изменению, так как согласно п. «б», «н» ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В силу ст.2 Закона РФ от 14.05.1993 г. №4979-1 «О ветеринарии», а также ст.3,4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На основании указанных нормативно-правовых актов установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемии и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, общих для человека и животных и относится исключительно к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора Верховажской районной прокуратуры Каверина З.Н. заявленные требования поддержала. Представитель Совета сельского поселения Верховажское по доверенности заместитель начальника правового управления администрации Верховажского муниципального района Демидов А.П. не согласен с заявленными требованиями. Правовым обоснованием Правил является следующее: в соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ «каждый имеет право на охрану здоровья…» В разделе №7 Правил обобщаются положения о том, что с целью защиты интересов неопределенного круга лиц от вредного воздействия домашних и безнадзорных животных, регулируются публичные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением общественной безопасности и порядка. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п.19 ч.1 ст.14 относит к вопросам местного значения утверждение правил благоустройства территорий поселения. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» содержание животных в муниципальном образовании входит в понятие благоустройства. В п.8.10.5 рекомендуется осуществлять отлов собак и кошек…, находящихся на улицах или иных местах без сопровождающего лица. В п.8.10.6 указано, что отлов бродячих животных рекомендуется осуществлять специализированным организациям по договорам с администрацией муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели. В п.8.10.7 прямо указано, что порядок содержания домашних животных на территории муниципального образования рекомендуется устанавливать решением представительного органа муниципального образования. В ч.2 ст.14.1 Федерального Закона №131-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, а ст. 19 ч.5 определяет, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В ст.4 ч.1 п.20 Устава сельского поселения Верховажское предусмотрено утверждение правил благоустройства территории поселения. Третье лицо Глава Верховажского сельского поселения Верховажское в суд не прибыл, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования обоснованными. В соответствии с п.2 ст.26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В силу ст.2 Закона РФ от 14.05.1993 г. №4979-1 «О ветеринарии», а также ст.3,4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно п.1 ст.26.3 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п.2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии с п.п.49 п.2 ст.26.3 вышеуказанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Охрана окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании указанных нормативно-правовых актов установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемии и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных и относится исключительно к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 28.01.2010 года №32-ВО9-22. Закона Вологодской области о наделении органов местного самоуправления указанными полномочиями нет. Ссылка представителя Совета сельского поселения Верховажское на то, что приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г № 613, «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» содержание животных в муниципальном образовании относится к элементам благоустройства, необоснованна. Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит таких полномочий поселения, как отлов безнадзорных животных, указанные полномочия являются прерогативой субъекта РФ и не относятся к элементам благоустройства территорий муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 253, 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Признать раздел 7 решения Совета сельского поселения Верховажское «Об утверждении Правил содержания кошек и собак в населенных пунктах сельского поселения Верховажское» от 15.12.2011 года №41 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Беляева В.В. Решение в окончательной форме судом Принято 4.05.2012 г.