Дело № 2-2 / 2011
Решение
Именем Российской Федерации
с. Верховажье 16 февраля 2011 года
Верховажский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Лукинского Ю.М.,
при секретаре Твориловой С.Н.,
с участием истицы Жуковой М.В.,
представителя ответчика администрации Верховажского сельского поселения Князевой Н.В.,
представителя третьего лица администрации Верховажского муниципального района Шутовой Н.П.,
представителя третьего лица Управления образования Верховажского муниципального района Браун А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуковой М.В. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области, администрации Верховажского сельского поселения об обязывании предоставить без очереди жилое помещение,
установил:
Постановлением администрации Верховажского муниципального района Вологодской области от 16.01.2004 года № 12 «О жилье» Кудрина М.В. поставлена в очередь на внеочередное получение жилого помещения, как оставшаяся без попечения родителей. Отец Кудриной М.В. – К. умер ... года. Мать Кудриной М.В. - К.В. умерла ... года. 07.08.2000 года постановлением администрации Верховажского муниципального района № 209 «О назначении К.С. опекуном и попечителем» над Кудриной М.В. была установлена опека. Постановлением администрации Верховажского муниципального района Вологодской области от 10.08.2000 года № 223 «О закреплении жилья за К.Е., К.М., Кудриной М.В., Г.Ж..» закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ... область, ... район, ... сельское поселение, п. ..., ул. ..., д. ..., кв. .... С ... года по ... года Кудрина М.В. обучалась в ... с. ... и находилась на полном государственном обеспечении. В квартире ... дома ... по ул. ... п. ... общей площадью 62,2 кв. м., в т.ч. жилой 42,4 кв. м., при учетной норме площади по ... сельскому поселению 10,8 кв. м., зарегистрировано 6 человек. Кудрина М.В. ... года вышла замуж, после регистрации брака взяла фамилию мужа – Жукова. Своего жилья Жукова М.В. не имеет.
Жукова М.В. обратилась с исковым заявлением к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам.
В судебном заседании Жукова М.В. заявленные требования поддержала, пояснила, что ее отец К. умер ... года. Мать К.В. умерла ... года. С ... года она находилась под опекой у сестры К.С.. В ... году поступила в ... с. ... и находилась на полном государственном обеспечении. В ... году была поставлена на очередь на получение внеочередного жилья, в связи с тем, что закрепленное жилое помещение по адресу: ... область, ... район, п. ..., ул. ..., д. ... кв. ... общей площадью меньше установленной учетной нормы. В ... году закончила ... с. ... и вышла замуж за Жукова А.А.. В ... году родился сын Жуков Т.А.. В настоящее время жильем она не обеспечена.
Начальник Департамента развития муниципальных образований Вологодской области В.М. Горобцов направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что к исковому заявлению Жукова М.В. не приложила документ, подтверждающий закрепление за нею жилого помещения, спор следует разрешить в зависимости от того, меньше или больше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, приходится на одного вселенного в закрепленное жилое помещение за Жуковой М.В., просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика Верховажского сельского поселения Князева Н.В. пояснила, что предоставление жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, не входит в компетенцию сельского поселения.
Представитель администрации Верховажского муниципального района Шутова Н.П. пояснила, что решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области принимается уполномоченным государственным органом области, в порядке, установленном Правительством Вологодской области. В соответствии со ст. 14 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях социального использования, ведут сельские поселения.
Представитель Органа опеки и попечительства Браун А.М. дала показания в целом аналогичные по содержанию установочной части.
Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В силу ч.2 данной статьи малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Как следует из ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Вологодской области от 29.06.2005 года № 1307-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области.
Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин или как относящийся к иной категории граждан, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Частью 3 ст. 4 указанного Закона предусмотрено следующее. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по спискам очередников. Списки очередников формируются по каждой категории граждан, указанной в ч. 3 ст. 1 настоящего закона, при этом граждане, имеющие право на внеочередное предоставление им жилых помещений по договорам социального найма включаются в отдельные списки.
Категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, определены в ст.3 Закона области от 17 июля 2006 года № 1471- 03 "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области". К указанным категориям относятся - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона граждане, имеющие статус лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как специальная категория граждан.
При этом претендовать на получение жилого помещения лица, относящиеся к указанной категории, вправе в случае, если имеющееся закрепленное жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы.
В силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 22 Закона Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» от 23.12.2003г. лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, жилое помещение предоставляется органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области.
10.12.2008г. постановлением Губернатора Вологодской области № 508 «Об изменениях в структуре органов исполнительной государственной власти области» функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики и строительства в муниципальных образованиях области возложены на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2008г. № 2498 утверждено Положение о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, в соответствии с которым Департамент является органом исполнительной государственной власти, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области.
В соответствии с п.п. 1.4.1. Положения, утвержденного постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, Департамент развития муниципальных образований области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности области жилых помещений, за исключением полномочий по их отчуждению, а также принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством.
В данном случае постановлением № 209 от 07.08.2000 года главы администрации Верховажского муниципального района «О назначении К.С. опекуном и попечителем» над Кудриной М.В. в связи со смертью обоих родителей была установлена опека л.д. 13,14). Постановлением администрации Верховажского муниципального района Вологодской области от 10.08.2000 года № 223 «О закреплении жилья за К.Е., К.М., Кудриной М.В., Г.Ж.» за Кудриной М.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ... область, ... район, ... сельское поселение, п. ..., ул. ..., д. ..., кв. .... л.д. 47). Постановлением администрации Верховажского муниципального района Вологодской области от 16.01.2004 года № 12 «О жилье» Кудрина М.В. поставлена на внеочередное получение жилого помещения, как оставшаяся без попечения родителей л.д. 17). С ... года по ... года Кудрина М.В. обучалась в ... с. ... и находилась на полном государственном обеспечении л.д. 19). В квартире ... дома ... по ул. ... п. ... общей площадью 62,2 кв. м., в т.ч. жилой 42,4 кв. м., при учетной норме площади по ... сельскому поселению 10,8 кв. м., зарегистрировано 6 человек л.д. 16,18). При таких обстоятельствах требования Жуковой М.В. законны и обоснованы.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:Исковые требования Жуковой М.В., ... года рождения удовлетворить, обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Жуковой М.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека по установленным законодательством нормам за счет средств областного бюджета на территории Верховажского района.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18.02.2011г.
Судья Лукинский Ю.М.