Решение от 18.01.2011



. Дело № 2 - 05 / 2011

Решение

Именем Российской Федерации

с. Верховажье 18 января 2011 года

Верховажский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Лукинского Ю.М.,

при секретаре Твориловой С.Н.,

с участием представителя Шипицына Н.И. Рябова М.В., а также начальника Управления социальной защиты населения Верховажского муниципального района Ильина Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рябова М.В. в интересах Шипицына Н.И. к Управлению социальной защиты населения Верховажского муниципального района, Департаменту труда и социального развития Вологодской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании компенсации на эксплуатацию и ремонт инвалидного автомобиля, замене инвалидного автомобиля,

установил:

Рябов М.В. в интересах Шипицына Н.И. обратился с указанным иском к Управлению социальной защиты населения Верховажского муниципального района, Департаменту труда и социального развития Вологодской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, мотивируя заявленные требования следующим. 31.10.2001 года Шипицыну Н.И.- инвалиду Великой Отечественной войны 2 группы, по медицинским показаниям в качестве средства реабилитации сроком на 7 лет выдан автомобиль .... Департамент труда и социального развития Вологодской области с 01.01.2005 года прекратил выплаты Шипицыну Н.И. денежных средств на компенсацию расходов по эксплуатации и ремонту инвалидного автомобиля, в связи с чем просит взыскать с ответчиков денежные средства на эксплутационные расходы инвалидного автомобиля, исходя из суммы ... руб. за 1 год, а всего за 6 лет с 2005 года по 2010 год в сумме ... руб.. Кроме того, в связи с истечением 7-летнего срока эксплуатации инвалидного автомобиля, просит обязать ответчиков произвести замену автомобиля, либо взыскать с ответчиков стоимость автомобиля ... в сумме ... рубл..

В судебном заседании Рябов М.В. в интересах Шипицына Н.И. заявленные требования поддержал, дал показания аналогичные по содержанию установочной части, просил восстановить Шипицыну Н.И. срок на подачу искового заявления о взыскании денежной компенсации, связанной с эксплуатацией транспортного средства.

Ответчик начальник Управления социальной защиты населения Верховажского муниципального района Ильин Н.А. исковые требования не признал, считал их не основанными на законе.

Соответчики Департамент труда и социального развития Вологодской области, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, направили в суд заявления, в которых исковые требования Рябова М.В. в интересах Шипицына Н.И. не признали, просили рассмотреть дело без участия своего представителя.

Суд, заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования Рябова М.В. подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Шипицын Н.И. является инвалидом Великой отечественной войны 2 группы и имеет право на льготы и преимущества установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения серии ... № ... от ... года. л.д. 5). Шипицыну Н.И. на праве собственности принадлежит транспортное средство ... 2001 года выпуска, что подтверждается копией паспорта транспортного средства ..., отчуждение которого возможно только с разрешения Департамента труда и социального развития Вологодской области л.д.8).

До 01 января 2005 года Департамент труда и социального развития Вологодской области через Управление социальной защиты населения Верховажского муниципального района ежегодно выплачивал Шипицыну Н.И. денежные средства на эксплуатационные расходы инвалидного автомобиля за счет средств федерального бюджета.

Согласно подпунктам 19,22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставлялись права и льготы, в частности : «при наличии медицинских показаний бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортного средства, тип которых и срок пользования которыми устанавливаются Правительством Российской Федерации…», «выплата инвалидам войны, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим их на льготных условиях, а также инвалидам войны I и II групп, приобретшим транспортные средства за полную стоимость, денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в порядке и размерах, которые определяются субъектами Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ № 244 от 14.03.1995 года, принятым во исполнение закона «О ветеранах» предусматривалось, что для обеспечения инвалидов, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, используются, учитывая прекращение производства автомобиля марки «Запорожец», автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет.

Указанное постановление, определяющее срок замены автомобиля, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 года № 15 признано утратившим силу.

Таким образом, с 19.01.2008 года в установленном законом порядке не определены сроки, по истечении которых предоставленный бесплатно в качестве средства реабилитации автомобиль, подлежит замене на новый.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.1995 г. № 701 «О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов, денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание» (постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 15 данное постановление признано утратившим силу) был утвержден Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание (далее - Порядок).

Порядок в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» определял условия назначения, выплаты и источники финансирования денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним (далее именуется - денежная компенсация на эксплуатационные расходы); на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства по желанию инвалидов, имеющих медицинские показания на его бесплатное получение (далее именуется - денежная компенсация на транспортное обслуживание).

В соответствии с пунктом 3 Порядка «выплата денежных компенсаций на эксплуатационные расходы инвалидам, пенсии которым выплачиваются органами социальной защиты населения, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Выплата денежной компенсации на транспортное обслуживание инвалидам, пенсии которым выплачиваются органами социальной защиты населения, осуществляется за счет средств федерального бюджета.».

В целях реализации Федерального закона от 12.01.95г. №5-ФЗ «О ветеранах» в Вологодской области было принято постановление Правительства Вологодской области от 21.06.2004г. № 594 «О порядке выплаты денежных компенсаций расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и транспортных расходов инвалидам и инвалидам из числа ветеранов».

Данным постановлением был утвержден размер ежегодной денежной компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, инвалидов в сумме 1482 рубля 56 копеек; размер ежегодной денежной компенсации транспортных расходов инвалидам в сумме 835 рублей.

Судом установлено, что Шипицыну Н.И. Департаментом труда и социального развития Вологодской области через Управление социальной защиты населения Верховажского района производилась выплата ежегодной денежной компенсации на транспортные расходы в размере, установленном указанным постановлением за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения в значительное число законов Российской Федерации в области социальной защиты населения, данные изменениязакрепили новый порядок и формы предоставления мер социальной поддержки льготных категорий, так называемую монетизацию льгот.

Пунктом 9 статьи 44 данного закона п.п.19, 22 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» были признаны утратившими силу с 01.01.2005г.

Инвалиды из числа ветеранов и приравненные к ним лица с 01.01.05 года утратили право на получение денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание, а также право при наличии медицинских показаний на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортного средства.

По смыслу ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений за лицами, до 01 января 2005 года получившими право компенсации в натуральной форме, которые были закреплены в отмененных нормах, данное право сохраняется.

Порядок предоставления автомобилей инвалидам, получившим право на компенсации в натуральной форме до 01.01.2005 года регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 561 от 06.09.2007 года.

Согласно п. 1 вышеназванного Постановления, которое принято в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, транспортные средства-автомобили предоставляются бесплатно за счет средств федерального бюджета инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий, а также участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые поставленным до 01.01.2005 года органами социальной защиты населения субъектов РФ на учет по обеспечению автомобилями, в соответствии с действовавшими до указанной даты законодательными и иными нормативными правовыми актами. Из названного Постановления следует, что право инвалидов на повторное получение автомобиля после истечения срока его эксплуатации или замену автомобиля, не предусмотрено.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением автомобили предоставляются в порядке очередности, определенной органами защиты населения субъектов Российской Федерации до 01 января 2005 года.

При таких обстоятельствах требование Рябова М.В. о замене автомобиля Шипицыну Н.И., либо взыскании с ответчиков стоимости автомобиля ... необоснованны. В удовлетворении данной части требований Рябову следует отказать.

Между тем, в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 08.02.2007 г. № 321-О-П «По жалобе гражданина Селезнева Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" «Положение пункта 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым признается утратившим силу подпункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться, как исключающее обязанность государства в лице субъектов Российской Федерации обеспечить инвалидам войны II группы, приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства до 1 января 2005 года, выплату соответствующей денежной компенсации в объеме не меньшем, чем это имело место до 1 января 2005 года.»

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Следовательно, субъекты Федерации призваны выплачивать инвалидам войны из регионального бюджета денежную компенсацию за эксплуатационные расходы автомобиля как технического средства реабилитации в объеме не меньшем, чем выплачивалось до 01 января 2005 года. При недостаточности в бюджете субъекта Федерации собственных средств Российская Федерация обязана оказывать им финансовую помощь на покрытие данных расходов.

В Вологодской области законодательно не урегулирован вопрос компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств инвалидам войны и приравненных к ним лиц.

Согласно п.2.2. Положения о Департаменте труда и социального развития Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства области от 04.10.2010 года №1116 одной из задач деятельности Департамента является реализация на территории области полномочий в сфере социальной защиты населения, включая социальную поддержку и социальное обслуживание различных категорий граждан. На основании изложенного суд полагает, что денежную компенсацию, связанную с эксплуатацией транспортного средства следует взыскать с Департамента труда и социального развития Вологодской области.

Шипицын Н.И. пропустил срок на подачу искового заявления о взыскании денежной компенсации связанной с эксплуатацией транспортного средства по причине юридической неграмотности.

Суд признаёт причину пропуска срока на подачу искового заявления о взыскании денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство уважительной и считает возможным восстановить Шипицыну Н.И. срок на подачу искового заявления о взыскании денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство.

С учетом изложенного, исковые требования, заявленные Рябовым М.В. в интересах Шипицына Н.И., подлежат частичному удовлетворению. Взысканию с Департамента труда и социального развития Вологодской области, которого суд признает надлежащим ответчиком по делу, в пользу Шипицына Н.И. подлежит взысканию денежная сумма: ... - в качестве денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство с 2005 по 2010 год включительно.

Учитывая бюджетное финансирование ответчика, суд полагает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Восстановить Шипицыну Н.И. срок на подачу искового заявления о взыскании денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство.

Взыскать с Департамента труда и социального развития Вологодской области в пользу Шипицына Н.И. денежную компенсацию эксплуатационных расходов на транспортное средство в размере ... рублей ... копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований, заявленных Рябовым М.В. в интересах Шипицына Н.И., отказать.

Департамент труда и социального развития Вологодской области от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения суда.

Судья Лукинский Ю.М.

Кассационным определением от 04.03.2011 решение оставлено без изменений.