Гр.д. № 2-50/2010
Изготовлено 06.06.2010
Р Е Ш Е Н И Е Копия
Именем Российской Федерации
2 июня 2010 года г. Верхняя Салда
Верхнесалдинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Примак А.А.
с участием истца А., представителя истца Голованова А.А.,
ответчика- представителей ... «...» В., Б.,
при секретаре Дубининой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к ... «...» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л :
А. обратился в суд с иском к ответчику ... о защите прав потребителей, уточнив заявленные требования, просит обязать ... заменить проданный ему автомобиль, марки ..., на аналогичный автомобиль этой же марки, модели, комплектации (спецификации); взыскать с ответчика в его пользу неустойку за просрочку выполнения требования потребителя в размере *** рублей и понесенные судебные расходы.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что хх.хх.хххх по договору купли- продажи *** он приобрел в ... автомобиль ... ... за *** рублей. Гарантийный срок на автомобиль составляет три года с момента передачи покупателю. За время эксплуатации в автомобиле обнаружились следующие существенные недостатки. Периодическое загорание лампы свечей накала, при этом происходило падение мощности- хх.хх.хххх автомобиль передан продавцу для устранения недостатка, ремонт окончен хх.хх.хххх. В апреле хх.хх.хххх года появился шум в районе двигателя внутреннего сгорания (ДВС), шум в области коробки переключения передач (КПП). хх.хх.хххх при обращении в сервисный центр продавца неисправность подтвердилась. хх.хх.хххх автомобиль сдан в ремонт. После замены сцепления, маховика, коробки переключения передач, ролика натяжителя и ремня навесного оборудования автомобиль выдан хх.хх.хххх. В мае хх.хх.хххх года повторное появление шума в районе двигателя внутреннего сгорания, шум в районе КПП при включении сцепления. хх.хх.хххх при прохождении технического обслуживания сообщил о недостатках. хх.хх.хххх автомобиль передан продавцу для устранения недостатков, была произведена замена маховика и ролика натяжителя и ремня навесного оборудования. Автомобиль выдан из ремонта хх.хх.хххх, срок гарантии на автомобиль продлен до хх.хх.хххх. В августе хх.хх.хххх года появление аналогичных недостатков - шум в районе двигателя внутреннего сгорания, шум в районе КПП при включении сцепления. При обращении хх.хх.хххх сотрудники сервисного центра посторонних шумов не обнаружили. хх.хх.хххх в связи с тем, что шумы в районе двигателя внутреннего сгорания и при включении сцепления усиливались, передал автомобиль продавцу. хх.хх.хххх обратился к продавцу с претензией о замене автомобиля на аналогичный товар этой же марки, модели, комплектации. При продаже автомобиля его не поставили в известность о том, что посторонний шум в районе двигателя внутреннего сгорания и шум в районе коробки переключения передач для автомобиля ... является естественным. За время эксплуатации автомобиля с данной проблемой- посторонний шум в работе- он обращался к продавцу четыре раза. В общей сложности в ремонте автомобиль находился более 90 дней. До настоящего времени его требования не удовлетворены- замена автомобиля не произведена, что является основанием для взыскания с ответчика неустойки.
В судебном заседании А. заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в их обоснование, поддержал, пояснив, что после проведенного в январе-марте хх.хх.хххх ремонта автомобиля появились посторонние шумы при прогреве в передней части двигателя, при прогревании трансмиссии, при включении сцепления. С указанным недостатком он обращался неоднократно, его наличие было подтверждено ответчиком, после его устранения недостаток проявлялся вновь, что дает ему право на замену товара ненадлежащего качество. Заключение экспертизы является необоснованным, поскольку исследование проведено ненадлежащим образом, экспертами не применялось диагностическое оборудование, не исследовался вопрос о существенности недостатков, не сделан вывод о шумах, обнаруженных при осмотре автомобиля, использовалась литература, не подлежащая применению.
Представитель истца Голованов А.А. считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изложенные истцом доводы поддержал. Исследованными доказательствами подтвержден факт обращения истца с одним и тем же недостатком автомобиля- посторонний шум в районе двигателя внутреннего возгорания и трансмиссии, который признавался и устранялся ответчиком, и возникал вновь. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в автомобиле существенных недостатков, дающих истцу право на удовлетворение требований о его замене как товара ненадлежащего качества. Имеющееся заключение экспертов является недопустимым доказательством по делу, поскольку исследование автомобиля истца произведено ненадлежащим образом, имеются противоречия между данными осмотра и выводами экспертов, не даны ответы на поставленные судом вопросы. Поскольку ответчиком требования истца о замене товара в установленные законом сроки не удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в указанном истцом размере.
Представитель ответчика В. исковые требования не признала. В обоснование возражений против иска указала, что истцом в обоснование заявленных исковых требований указано на наличие существенного недостатка в приобретенном у ответчика автомобиле ... по договору купли-продажи *** от хх.хх.хххх. Согласно имеющихся у ответчиков документов зафиксированы следующие обращения истца. хх.хх.хххх-причина обращения «периодически загорается лампа свечей накала, при этом падает мощность, провести диагностику». Была произведена замена турбокомпрессора, автомобиль был выдан клиенту хх.хх.хххх, срок ремонта - 1 день. хх.хх.хххх- причина обращения «шум при работе ДВС, может пропадать. Шум в области КПП, при выключении сцепления пропадает, при включении сцепления - появляется». В ходе проведенных диагностических работ установлено: шум ролика натяжителя ремня навесного оборудования -требуется замена, шум КПП- требуется снятие КПП для дальнейшей диагностики, срок диагностики - 1 день. хх.хх.хххх- причина обращения «завышенный расход топлива, шум при включении сцепления». При приемке автомобиля была проведена пробная поездка, в ходе которой неисправности, заявляемые клиентом, не проявились. Были завершены диагностические работы, начатые хх.хх.хххх, в ходе которых неисправности КПП и сцепления не выявлено, расход топлива в допустимых пределах. Данная информация занесена в заказ-наряд, истец с ней ознакомлен. Автомобиль был выдан владельцу хх.хх.хххх, никаких замен деталей и ремонтных работ не производилось. хх.хх.хххх- причина обращения «ТО ..., проверить регулировку фар, глухой стук подвески сзади, при холодном запуске шум в районе натяжителя ремня при включении кондиционера, щелчки при включении сцепления». В целях уменьшения шумов при включении сцепления, была произведена замена пружины на педали сцепления, автомобиль хх.хх.хххх выдан владельцу. хх.хх.хххх- причина обращения «щелчки при включении сцепления, шум при работающем ДВС». Специалистами было принято решение по замене маховика двигателя. Автомобиль был выдан владельцу хх.хх.хххх, срок ремонта - 22 дня. хх.хх.хххх- произведена замена ролика натяжителя, автомобиль был выдан владельцу хх.хх.хххх, срок ремонта - 1 день. хх.хх.хххх- причина обращения «не работает кондиционер, на холодную дребезг в районе навесного оборудования, металлический стук (щелчок) при включении сцепления». В ходе приемки автомобиля дребезг в районе навесного оборудования и щелчки при включении сцепления не проявились. Посторонних шумов не обнаружено, от диагностики шума в виде «дребезга» и щелчков при включении сцепления истец отказался в связи с отсутствием свободного времени. В соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения недостатка товара потребитель вправе предъявить одно из предусмотренных законом требований. Факт наличия в автомобиле истца существенного недостатка в виде неоднократно проявляющегося шума в коробке передач автомобиля не установлен. Истцом при обнаружении недостатков были предъявлены требования об их безвозмездном устранении. Ответчиком указанные требования были выполнены качественно и в срок. Право потребителя предъявлять требования о замене товара по тем же самым основаниям законом не предусмотрено.
Представитель ответчика Б. считает требования истца не подлежащими удовлетворению. Конструкция любого автомобиля не предусматривает бесшумную работу его узлов и агрегатов. В настоящее время автомобиль истца технически исправен, не имеет существенных недостатков. По всем ранним обращениям истца выполнялись работы по устранению неисправностей, работы были приняты истцом, претензий по качеству не поступало. Повторных ремонтов по устранению неисправностей не проводилось, вновь проявляющихся после устранения неисправностей в автомобиле нет.
Заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Указанный договор является публичным договором.
В судебном заседании установлено, что между А. (покупателем) и Г. (продавцом) хх.хх.хххх был заключен письменный договор ***, согласно которому продавец продал, а покупатель купил автомобиль марки ... за *** рублей л.д....). При этом истец приобретал автомобиль исключительно для личных (бытовых) нужд, то есть выступал в качестве потребителя. ..., зарегистрированное согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица л.д. ...), являлось продавцом. Истцом оплата по договору произведена в полном объеме хх.хх.хххх, что подтверждается платежным поручением л.д....). Автомобиль был передан и принят покупателем по акту приема-передачи л.д....), выдан паспорт транспортного средства л.д....), истцом хх.хх.хххх получено свидетельство о регистрации транспортного средства л.д....).
В силу п.3 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Согласно п. 1 ст. 503 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов на устранение недостатков товара. Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (п.2 ст.475).
Статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству. К существенному нарушению требований к качеству товара отнесено обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.
Аналогичные положения закреплены в преамбуле Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Поскольку моментом возникновения правоотношений между потребителем и продавцом является обнаружение потребителем недостатков в товаре, при рассмотрении дела подлежит применению Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции от 25.10.2007 № 234-ФЗ, действовавшей в момент возникновения обязательства (далее по тексту Закон).
В соответствии со ст. 4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В силу ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 18 Закона, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Согласно утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 13.05.1997 № 575 Перечня, к технически сложным товарам, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, относятся автотранспортные средства.
В силу п.6 ст. 18 Закона в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В соответствии со ст. 19 Закона, потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Как установлено судом, на приобретенный истцом у ответчика автомобиль установлен гарантийный срок- 3 года. Согласно исследованных в судебном заседании заказ-нарядов в пределах гарантийного срока, истец неоднократно обращался к ответчику, указывая на наличие тех или иных недостатков автомобиля. хх.хх.хххх истцом предъявления претензия ответчику о замене товара л.д....).
В заказ-наряде от хх.хх.хххх указана причина обращения истца к ответчику -«периодически загорается лампа свечей накала, при этом падает мощность, провести диагностику», в рамках гарантийного ремонта произведена замена турбокомпрессора, автомобиль был выдан клиенту л.д....). При обращении хх.хх.хххх истец указал на «шум при работе ДВС, может пропадать, шум в области КПП, при выключенном сцеплении пропадает, при включении сцепления появляется». В ходе диагностики установлен шум ролика натяжителя ремня навесного оборудования -требуется замена, шум КПП- требуется снятие КПП для дальнейшей диагностики, автомобиль был возвращен истцу л.д....). В заказ-наряде от хх.хх.хххх причиной обращения истца указано- «завышенный расход топлива, шум при включении сцепления» л.д....). В ходе пробной поездки и проведенной диагностики, неисправности, указанные истцом обнаружены не были, неисправностей КПП и сцепления не выявлено, расход топлива в допустимых пределах. Ремонтные работы не производились, автомобиль выдан истцу хх.хх.хххх. Причиной обращения истца хх.хх.хххх указано - «ТО ***, проверить регулировку фар, глухой стук подвески сзади, при холодном запуске шум в районе натяжителя ремня при включении кондиционера, щелчки при включении сцепления». Произведена замена пружины на педали сцепления, автомобиль хх.хх.хххх выдан истцу л.д....). В заказ-наряде от хх.хх.хххх указана причина обращения истца - «щелчки при включении сцепления, шум при работающем ДВС». Произведена замена маховика двигателя, автомобиль выдан истцу хх.хх.хххх л.д....). Как следует из заказ-наряда от хх.хх.хххх произведена замена ролика натяжителя и ремня навесного оборудования, автомобиль возвращен истцу хх.хх.хххх л.д....). При обращении хх.хх.хххх истцом указана причина обращения- «не работает кондиционер, на холодную дребезг в районе навесного оборудования, металлический стук (щелчок) при включении сцепления». При приемки автомобиля посторонних шумов не обнаружено, от диагностики шума в виде «дребезга» и щелчков при включении сцепления истец отказался, что подтверждается его подписью в заказ-наряде л.д....). Как следует из заявки на ремонт от хх.хх.хххх указанные истцом недостатки- «стук при опускании педали сцепления, шум от ДВС после запуска на холодную», специалистами ответчика установлены не были л.д....).
В соответствии с заключением экспертов *** от хх.хх.хххх автомобиль ... недостатка (неисправности) в виде повышенного шума в двигателе внутреннего сгорания, стука в районе коробки переключения передач при включении сцепления не имеет, находится в работоспособном, технически исправном состоянии л.д....).
Выводы экспертов основаны на исследованных материалах дела, результатах осмотра автомобиля, контрольного заезда автомобиля. Оценивая заключение экспертизы, суд находит выводы экспертов по всем поставленным перед ними вопросам мотивированными, аргументированными, отвечающими установленным судом обстоятельствам дела и исследованным в судебном заседании доказательствам, в связи с чем, доводы стороны истца о недопустимости использования данного заключения как доказательства по делу являются необоснованными.
Проанализировав все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. При обнаружении различных недостатков в автомобиле в течение гарантийного срока истец, по своему выбору, предъявил одно из предусмотренных ст. 18 Закона, требование о безвозмездном устранении недостатков товара. Данное требование ответчиком было удовлетворено, производился гарантийным ремонт автомобиля, при этом претензий со стороны истца по выполнению ответчиком предъявленных требований о безвозмездном устранении недостатков не имелось.
Как установлено судом, принадлежащий истцу автомобиль ... в настоящее время недостатка в виде постороннего шума в двигателе внутреннего сгорания и коробке переключения передач не имеет, находится в работоспособном, технически исправном состоянии.
Поскольку право на предъявления требований о замене товар возникает у потребителя только при наличии в нем недостатков, а право на замену технически сложного товара при: обнаружении существенного недостатка товара, нарушении установленных законом сроков устранения недостатков товара, невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков, предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о замене проданного ему автомобиль на аналогичный автомобиль этой же марки, модели, комплектации (спецификации), о взыскании с ответчика в его пользу неустойки за просрочку выполнения требования потребителя не имеется.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании исследованы все представленные доказательства. Ходатайств о необходимости истребования иных относимых и допустимых доказательств от сторон не поступило.
В связи с тем, что судебные расходы в соответствии со ст. ст. 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, требования истца о взыскании с ответчика в его пользу судебных расходов не подлежат удовлетворению.
В ходе производства по настоящему гражданскому делу определением суда от хх.хх.хххх назначалась и была проведена судебная автотехническая экспертиза. Заключение экспертизы *** от хх.хх.хххх имеется в материалах гражданского дела. Согласно счету *** от хх.хх.хххх расходы экспертного учреждения - ... «...» по проведению экспертизы составили *** рубля. Оплата расходов по проведению экспертизы не произведена.
Согласно ч.4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Гражданское процессуальное законодательство прямо не предусматривает возможности взыскания расходов на проведение экспертизы в пользу экспертного учреждения. Для решения этого вопроса следует в соответствии с ч.4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применить норму ст. 103 настоящего Кодекса, предусматривающей взыскание с истца судебных издержек при отказе в иске, и взыскать с истца А. в пользу экспертного учреждения расходы по проведение экспертизы.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, ч.4 ст.1, ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований А. к закрытому ... о защите прав потребителей- отказать.
Взыскать со А. в пользу ... оплату услуг по проведению экспертизы в размере *** рубля.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна: судья- Примак А.А.