Решение от 22.03.2010 по иску Администрации ГО ЗАТО к Опрятновым о выселении



Гр. дело № 2-127/2010

Изготовлено 26.03.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2010 года г. Верхняя Салда

Верхнесалдинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Примак А.А.,

с участием помощника Верхнесалдинского городского прокурора Черепановой Н.Н.,

истца- представителя администрации городского округа ЗАТО Свободный Свердловской области Кормаковой Н.В.,

ответчиков: Опрятновой Ф.З., Опрятновой Ю.Г., Опрятновой В.Г.,

при секретаре Дубининой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа ЗАТО Свободный Свердловской области к Опрятновой Ф.З., Опрятновой Ю.Г., Опрятновой Т.Г., Опрятновой В.Г. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского округа ЗАТО Свободный Свердловской области обратилась в суд с иском о выселении Опрятновой Ф.З., Опрятновой Ю.Г., Опрятновой Т.Г., Опрятновой В.Г. из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская область, ЗАТО пос. Свободный, ул. ..., без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что на основании постановления главы МО ЗАТО Свободный от хх.хх.хххх (...) Опрятновой Ф.З. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ГО ЗАТО Свободный, ..., на состав семьи 5 человек: .... В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением определенной категории военнослужащих осуществляется, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. хх.хх.хххх А. на состав семьи 5 человек: ... был получен государственный жилищный сертификат серии ... (...) на сумму 2421900 рублей на приобретение жилья на территории Свердловской области. Данный сертификат был реализован на приобретение жилого помещения в г. ... Свердловской области и хх.хх.хххх выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение. Согласно п. п. 43,44,45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, при получении сертификата гражданин информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату, о чем в своем заявлении на получение сертификата от хх.хх.хххх все члены семьи А. сделали отметку об ознакомлении, и предоставляют обязательство о сдаче жилого помещения, которое подписывается всеми совершеннолетними членами семьи, исполнение которого должно осуществляться в двухмесячный срок после приобретения жилья за счет предоставленной субсидии. При получении сертификата А. и всеми совершеннолетними членами семьи было дано нотариально удостоверенное обязательство об освобождении и сдаче спорного жилого помещения в двухмесячный срок со дня приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. Свидетельство о праве собственности на приобретенное жилое помещение ответчиками получено хх.хх.хххх. Срок сдачи спорного жилья в соответствии с обязательством истек хх.хх.хххх. А. хх.хх.хххх был снят с регистрационного учета из спорной квартиры. В соответствии с ч.1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчики утратили право пользования спорной квартирой, однако до настоящего времени не освободили и в установленном порядке не сдали занимаемое спорное жилое помещение. На основании ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих надлежащее исполнение обязательств и невозможность одностороннего отказа от исполнения обязательства, ч.1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчики подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца Кормакова Н.В. заявленные исковые требования о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, и изложенные в исковом заявлении доводы в обоснование иска, поддержала, указав, что ответчики уведомлялись о необходимости освободить незаконно занимаемое жилое помещение, однако, спорную квартиру до настоящего времени не освободили, фактически проживают в квартире и зарегистрированы в ней по месту жительства. При обеспечении бывшего военнослужащего и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства путем реализации государственного жилищного сертификата, ранее занимаемое ими жилое помещение подлежит предоставлению военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях.

Ответчики Опрятнова Ф.З., Опрятнова Ю.Г., Опрятнова В.Г. предъявленные к ним исковые требования не признали. В возражение против иска указали, что спорное служебное жилое помещение было предоставлено Опрятновой Ф.З. и членам её семьи как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа (...)». Оснований для их выселения из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не имеется, поскольку Опрятнова Ф.З. до настоящего времени работает ... в .... После получения государственного жилищного сертификата главой администрации ГО ЗАТО Свободный в устном порядке их семье было разрешено проживание в спорной квартире. В ... года ими в установленном порядке подано заявление о предоставлении служебного жилья, которое жилищной комиссией еще не рассмотрено.

Ответчик Опрятнова Т.Г. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, просит отказать в удовлетворении предъявленных к ней исковых требований, поскольку хх.хх.хххх она снята с регистрационного учета из спорного жилого помещения л.д.104).

Согласно письменному отзыву л.д.108) ТОИОГВ СО- УСЗН МСЗН СО по Верхнесалдинскому району считает заявленные исковые требования о выселении ответчиков из жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчиков, заключение прокурора, полагавшего исковые требования о выселении ответчиков из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения подлежащими удовлетворению, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 и ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье; никто не может быть произвольно лишен жилища; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

По смыслу ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 32 ч. 4 и 37 Конституции Российской Федерации, военная служба, посредством которой военнослужащий реализует право на труд, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Это обуславливает право законодателя устанавливать определенные гарантии, соответствующие статусу военнослужащего.

Во исполнение указанных конституционных положений Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее по тексту - Закона) определен особый порядок реализации военнослужащими права на жилище, в том числе, определяющий специальные условия для реализации права теми из них, кто ко времени увольнения с военной службы не был по каким-либо причинам обеспечен жилым помещением или изъявил желание переехать в другую местность. При этом, в целях недопущения нарушения жилищных прав указанных граждан, устанавливается, что документы о сдаче жилого помещения и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства ими предоставляются, лишь при получении жилой площади по избранному месту жительства.

В соответствии со ст. 15 Закона государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. При этом выбор способа обеспечения жилым помещением принадлежит военнослужащему, и только он может принять решение о реализации своего права на жилище.

Согласно ч. 14 ст. 15 Закона, военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членам их семей при перемене места жительства гарантируется обеспечение жилыми помещениями, в том числе, за счет государственных жилищных сертификатов, на приобретение и строительство жилья, обеспеченных средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Реализуя сертификат, гражданин действует на рынке жилья самостоятельно, государство не несет обязанности по приобретению жилого помещения. Гражданин не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных средств. Предоставляемые субсидии являются способом оказания помощи военнослужащим со стороны государства, а не обязанностью полной оплаты покупки квартиры по рыночным ценам.

Компенсации (субсидии), как установлено ст. 1 Закона Российской Федерации «Об основах Федеральной жилищной политики» - это средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи, в том числе для покупки жилья. Граждане вправе получить в установленном порядке субсидии от органов государственной власти и управления для реализации права на жилище. Условия получения регулируются Правительством Российской Федерации и Банком России.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает возможность увольнения военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту постоянного жительства, связывая это с их личным желанием (волеизъявлением).

В судебном заседании установлено, что ответчик А. проходил службу в войсковой части (...), уволен в запас хх.хх.хххх л.д.16), и проживал с семьей из четырех человек в спорной квартире в ЗАТО Свободный по ..., нанимателем которой являлась его супруга Опрятнова Ф.З. на основании ордера (...) от хх.хх.хххх л.д.13), выданного на основании постановления главы МО ЗАТО Свободный от хх.хх.хххх л.д.7-12), и договора найма жилого помещения от хх.хх.хххх л.д.14-15).

хх.хх.хххх А. обратился с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Свердловской области на состав семьи 5 человек: на него, супругу Опрятнову Ф.З., дочерей Опрятнову Ю.Г., Опрятнову Т.Г., Опрятнову В.Г., при этом заявитель и члены его семьи были ознакомлены с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата и приняли обязательства по их выполнению, что засвидетельствовали личными подписями в заявлении л.д.17).

хх.хх.хххх А. получил государственный жилищный сертификат (...) на состав семьи из пяти человек... размер субсидии составил 2421900 рублей; избранное место жительства - Свердловская область л.д.18,19).

Как установлено судом, при получении государственного жилищного сертификата А. и членам его семьи разъяснялась и была известна обязанность по освобождению и сдаче ранее занимаемого жилого помещения после приобретения жилья путем реализации государственного жилищного сертификата. Это обстоятельство подтверждается пояснениями представителя истца, ответчиков, и письменным обязательством А. и членов его семьи от хх.хх.хххх л.д.22), согласно которому ответчики взяли на себя обязательство по освобождению и сдаче спорного жилого помещения в двухмесячный срок со дня приобретения ими жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1336-р от 11.10.2001 спорное жилое помещение передано в собственность муниципального образования ЗАТО Свободный, Свердловской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от хх.хх.хххх л.д.6). Именно собственник спорного имущества вправе требовать устранения нарушения его права собственности.

Из исследованного в судебном заседании перечня оплаченных государственных жилищных сертификатов л.д.21), договора купли-продажи л.д.48), акта приема-передачи л.д.49), договора о банковском счете ГЖС л.д.51-52) следует, что посредством реализации государственного жилищного сертификата А. и члены его семьи хх.хх.хххх приобрели в собственность жилое помещение квартиру по адресу: Свердловская область, г. ..., ..., право собственности на которое было зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области хх.хх.хххх, что подтверждается выданными ответчикам свидетельствами о государственной регистрации права каждого на ... долю в праве общей долевой собственности на квартиру л.д. 43-47).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчики были обеспечены жилым помещением за счет средств федерального бюджета в установленном законом порядке, по избранному месту жительства с хх.хх.хххх.

Согласно ч.14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» при получении жилой площади по избранному месту жительства, в том числе, путем реализации государственного жилищного сертификата, гражданин должен представить документ о сдаче жилого помещения и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

В соответствии с п.п. 43,44,45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 при получении сертификата гражданин- участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату, для получения которого гражданин представляет определенные документы, в том числе, обязательство о сдаче жилого помещения по утвержденной форме, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, исполнение которого должно осуществляться в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.

Таким образом, по истечении двухмесячного срока с даты приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства А. и члены его семьи были обязаны освободить и сдать в установленном порядке, не позднее хх.хх.хххх, собственнику жилого фонда, которым является истец, спорное жилое помещение.

Как усматривается из поквартирной карточки л.д.28), копии финансового лицевого счета л.д.29), справки с места жительства о составе семьи л.д.27), акта от хх.хх.хххх л.д. 30) А. снят с регистрационного учета хх.хх.хххх, ответчики свою обязанность по освобождению жилого помещения не исполнили, следовательно, с указанной даты, а именно с хх.хх.хххх проживают в спорном жилом помещении незаконно.

В соответствии со ст. 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, согласно ст. 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не допускаются.

Судом установлено, что А. и члены его семьи реализовали предоставленное им ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жильем путем получения и реализации государственного жилищного сертификата, приобретя в общую долевую собственность за счет средств федерального бюджета жилое помещения по избранному месту жительства в г. Нижнем Тагиле Свердловской области, и были обязаны освободить занимаемое ранее жилое помещение.

В соответствии со ст. 35 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения.

Как явствует из уведомления от хх.хх.хххх л.д.24,25-26), собственник жилого помещения - администрация городского округа ЗАТО Свободный Свердловской области, предложила ответчикам освободить и сдать занимаемое спорное жилое помещение, однако, ответчиками данное требование не выполнено.

Ответчики, избрав иное место жительства, приобретя благоустроенное жилое помещение по избранному месту жительства посредством реализации государственного жилищного сертификата, продолжая незаконно проживать в спорном жилом помещении, злоупотребляют своими правами, что недопустимо в силу п.1 ч.1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчиков относительно того, что спорная квартира является служебным жилым помещением, юридически не состоятельны.

Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управлением государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР служебное жилое помещение предоставлялось по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.

Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Таким образом, на основании ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, только Глава ГО ЗАТО Свободный как орган местного самоуправления был вправе принимать решение по включению жилого помещения в число служебных. Как установлено судом, такое решение не принималось, спорная квартира была предоставлена ответчику Опрятновой Ф.З. и членам её семьи по договору социального найма, что подтверждается ордером (...) от хх.хх.хххх л.д.13), постановлением главы МО ЗАТО Свободный от хх.хх.хххх л.д.7-12), договором найма жилого помещения от хх.хх.хххх л.д.14-15).

Доводы ответчиков о наличии устного разрешения бывшего главы органа местного самоуправления на их проживание в спорной квартире правового значения для разрешения спора не имеют. Юридически не состоятельны доводы ответчиков о невозможности их выселения без предоставления другого жилого помещения. Ответчики, являясь членами семьи военнослужащего, добровольно приняли решение о реализации своего права на жилище, и выбрали способ обеспечения жилым помещением путем приобретения жилого помещения по избранному ими новому месту жительства посредством реализации государственного жилищного сертификата. В случае необходимости проживания на территории ЗАТО Свободный по тем или иным причинам, ответчики были вправе обратиться в орган местного самоуправления в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении им служебного или иного жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о выселении ответчиков из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику Опрятновой Т.Г., суд не находит, поскольку достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих освобождение данным ответчиком спорного жилого помещения, не представлено.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании исследованы все представленные доказательства. Ходатайств о необходимости истребования иных доказательств от сторон не поступило.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона истец освобожден, в равных долях в сумме 66 рублей 66 коп. с каждого.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Выселить Опрятнову Ф.З., Опрятнову Ю.Г., Опрятнову Т.Г., Опрятнову В.Г. из жилого помещения, находящегося по адресу: Свердловская область, ЗАТО пос. Свободный, улица ..., дом (...), квартира (...), без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Опрятновой Ф.З., Опрятновой Ю.Г., Опрятновой Т.Г. в федеральный бюджет государственную пошлину с каждого в размере 66 (шестьдесят шесть) рублей 66 (шестьдесят шесть) копеек.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья - Примак А.А.

Решение вступило в законную силу 18.03.2010.