2-352/2011 решение от 19.05.2011



Гр.дело № 2-352/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 года г. Верхняя Салда

Верхнесалдинский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Примак А.А.,

с участием представителя истицы Колмаковой Т.К.,

третьего лица Галеева А.А.,

при секретаре Дубининой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селицкой З.А. к администрации Верхнесалдинского городского округа о признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Селицкая З.А. обратилась в суд с иском к администрации Верхнесалдинского городского округа о признании права собственности на долю жилого дома, просит установить, что она является родной сестрой А., умершего хх.хх.хххх, и признать за ней право собственности на х долю дома, расположенного по адресу: (..), в порядке наследования после смерти брата.

В обоснование заявленных требований Селицкая З.А. указала, что собственником вышеуказанного жилого дома являлся её отец Г. После смерти отца хх.хх.хххх дом перешел в долевую собственность его супруги Р., детей Галеева А.А., Б., У., С. Наследник А.- сын наследодателя- свидетельство о праве на наследство на свою долю не оформил, умер хх.хх.хххх. В настоящее время она (истица) является собственником х долей указанного домовладения. Право на наследство после смерти брата А. никто не оформлял, его единственный сын В. умер хх.хх.хххх, наследников не имел. Она (истица) является единственной наследницей после смерти брата А. и фактически приняла наследство, так как владела и пользовалась своей долей дома. При сборе документов выяснилось, что по документам отчество её брата «(..)». Установление факта родственных отношений с братом А. ей необходимо для признания за ней права собственности на долю дома в порядке наследования.

В судебном заседании представитель истицы Колмакова Т.К. заявленные исковые требования и изложенные в исковом заявлении доводы в обоснование иска поддержала, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку Селицкая З.А. фактически приняла наследство после смерти своего брата А. Другие наследники наследство не принимали и на него не претендуют.

Из письменного отзыва администрации Верхнесалдинского городского округа, следует, что заявленные исковые требования администрация находит законными и подлежащими удовлетворению (л.д.61).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Галлеев А.А. пояснил, что А. приходится родным братом ему и истице, на оставшуюся после его смерти долю жилого дома он как и другие наследники не претендует, заявленные истицей требования поддерживает.

Согласно телеграмме, имеющейся в материалах дела (л.д. 87), третье лицо Сивкова З.А., не претендует на наследственное имущество своего брата А.

Заслушав объяснения представителя истца, третьего лица, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суд считает, что в судебном заседании факт родственных отношений между истицей с одной стороны, и А.- с другой стороны, нашел свое подтверждение. Так, в судебном заседании с достоверностью установлено, что Селицкая З.А. является родной сестрой А.

Это обстоятельство подтверждается как объяснениями представителя истца и третьих лиц, оснований не доверять которым у суда не имеется, так и исследованными по делу письменными доказательствами.

Матерью С. и А. согласно свидетельства о рождении и архивной справки являлась Р., отцом истицы указан Г., отцом А. указан Е. (л.д.7,13-14). При этом подлинная архивная запись о рождении А. не сохранилась, имеется запись о его рождении, восстановленная хх.хх.хххх. Как следует из копии справок С. присвоена фамилия Селицкая (л.д.17-19). В заявлениях супруги и детей умершего Г., поданных в нотариальную контору, А. указан в качестве сына умершего и Р. (л.д.65,66,68).

В судебном заседании установлено, что Г. являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: (..), на основании договора бессрочного пользования земельным участком под строительство индивидуального жилого дома, удостоверенному х нотариальной конторой хх.хх.хххх и справки бюро инвентаризации х горкомхоза от хх.хх.хххх за № х (л.д.77-79).

Согласно копии свидетельства о смерти Г. умер хх.хх.хххх (л.д.8).

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РСФСР от 31.10.1922 (ст.ст.416,420,421,429,430,435), Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14.03.1945 «О наследниках по закону и по завещанию» допускалось наследование по закону и по завещанию. К первой очереди наследников по закону относились: дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего. При наследовании по закону наследственное имущество делилось поровну между всеми наследниками. Присутствующие в месте открытия наследства наследники считались принявшими наследство, если в течение трех месяцев со дня открытия наследства они не заявляли надлежащему нотариальному органу об отказе от наследства. Лица, призванные к наследованию по закону, имели право просить нотариальную контору о выдаче свидетельства, подтверждающего их права на наследство.

Как установлено судом, А., являющийся одним из наследников по закону первой очереди- сыном умершего, после смерти отца принял наследство, он проживал с наследодателем в одном жилом помещении по (..) и не заявлял об отказе от наследства, что подтверждается материалами наследственного дела после смерти Г. (л.д.65-75). Согласно выданному хх.хх.хххх свидетельству о праве на наследство наследниками х долей имущества Г. являются в равных долях: жена Р.., сын Галеев А.А., сын Б., дочь У.., дочь С., при этом имелось в виду имущество наследодателя- х доля домовладения по (..) (л.д.80). Свидетельство о праве собственности на х долю указанного домовладения было выдано супруге умершего Р. А. на приходящуюся на него х долю наследственного имущества свидетельство о праве на наследство не получал.

Согласно копии свидетельства о смерти А. умер хх.хх.хххх (л.д.15). Как следует из справки нотариуса (л.д.37) наследники умершего с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались, наследственного дела не имеется.

Согласно ст. 218 п. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 527 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в момент открытия наследства, наследование осуществлялось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место, когда и поскольку оно не было изменено завещанием. В состав наследства входили принадлежащие наследодателю в момент открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. ст. 528, 529 Гражданского кодекса РСФСР временем открытия наследства признавался день смерти наследодателя, местом открытия наследства признавалось последнее постоянное место жительства наследодателя. В соответствии со ст. 532 Гражданского Кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являлись во вторую очередь братья и сестры умершего.

Наследниками второй очереди по закону после смерти А. являются его братья и сестры: Б.., умерший хх.хх.хххх, Галлеев А.А. и Сивкова З.А., которые не претендуют на наследство брата, и истица Селицкая З.А.

В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он в течение шести месяцев со дня открытия наследства фактически вступил во владение наследственным имуществом, или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Судом установлено, что наследник по закону второй очереди Селицкая З.А., не подав заявление о принятии наследства нотариусу, в течение шести месяцев после смерти наследодателя фактически приняла наследство. Доказательством данного факта служат объяснения представителя истца и третьего лица Галеева А.А., пояснивших, что истица с момента смерти своего отца- с хх.хх.хххх пользуется домом и огородом по (..).

Суд приходит к выводу, что Селицкая З.А. приняла наследство в течение шести месяцев после смерти наследодателя А.., поскольку она совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, вступила во владение наследственным имуществом. Как установлено судом другие наследники наследство по закону не принимали и на спорное наследственное имущество не претендуют.

Таким образом, за истицей Селицкой З.А. следует признать право собственности в порядке наследования после смерти брата А., принявшего наследство после смерти отца Г., на х долю в праве общей собственности на жилой дом в (..).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Селицкой З.А. право собственности в порядке наследования на х долю в праве общей собственности на жилой дом с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, находящийся по адресу: (..).

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья - Примак А.А.