Решение по иску Бузина С.В., Бузина И.В. к комитету по управлению имуществом ВСГО о признании права собственности в порядке наследования от 22.12.11



Гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года г. Верхняя Салда

Верхнесалдинский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Примак А.А.,

с участием истцов Бузина С.В., Бузина И.В.,

ответчика- представителя комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа Тюнина С.М.,

третьего лица- представителя коллективного сада Пелипас В.Н.,

при секретаре Кореневской О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузина С.В., Бузина И.В. к комитету по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа о признании права собственности в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы Бузин С.В. и Бузин И.В. обратились в суд с исками к комитету по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа о признании за каждым из них права собственности на 1/2 доли в праве общей собственности на садовый дом, расположенный в г. Верхняя Салда, коллективный сад , земельный участок , в порядке наследования после их отца ФИО2, умершего <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что их мать ФИО1 с <данные изъяты> года являлась членом садоводческого товарищества и владельцем садового участка , расположенного в коллективном саду г. Верхняя Салда, на котором они вместе с отцом ФИО2 построили садовый дом. Своевременно родители правоустанавливающие документы на садовый участок не оформили. <данные изъяты> ФИО1 умерла. После ее смерти наследство принял их отец ФИО2, умерший <данные изъяты>. После его смерти, являясь наследниками по закону первой очереди, они приняли наследство, обратившись с заявлением к нотариусу. Нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на садовый дом, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на данное имущество.

В судебном заседании истцы заявленные исковые требования и изложенные в исковом заявлении доводы в обоснование иска поддержали, указав, что садовый дом в коллективном саду на участке нотариусом не был включен в состав наследства по причине отсутствия документов, подтверждающих право собственности их родителей на указанное имущество.

Представитель комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа Тюнин С.М. возражений против заявленных исковых требований не имеет, считает их подлежащими удовлетворению.

Представитель коллективного сада Пелипас В.Н., не возражая против заявленных требований, пояснил, что ФИО1 являлась членом коллективного сада , где на предоставленном ей участке выстроила садовый дом.

Заслушав объяснения истцов, представителя ответчика, третьего лица, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 105 Гражданского кодекса РСФСР в личной собственности граждан могло находиться имущество, предназначенное для удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

С 1 ноября 1991 года был введен в действие закон РСФСР «О собственности в РСФСР» в п.2 ст. 13 которого указано, что член дачного, садово-огороднического товарищества или иного кооператива полностью внесший свой паевой взнос за дачу, садовый дом или гараж, иные помещения или строения, предоставленные ему в пользование, а также построивший их своими силами и на свои личные средства, приобретает право собственности на это имущество, момент возникновения права собственности в таких случаях определялось регистрацией недвижимости в установленном законом порядке. До введения в действие указанного закона капитальные гаражи и садовые домики законодательством не относились к объектам недвижимости, и не требовалось их правовой регистрации.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в коллективном саду , членом которого она являлась с <данные изъяты> года, был предоставлен участок (л.д.30,31,56). На отведенном участке ФИО1 своими силами и на свои средства выстроила садовый дом и иные постройки. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов, представителя коллективного сада, оснований не доверять которым у суда не имеется, и имеющимися в деле письменными доказательствами: копией членской книжки садовода (л.д.75), справкой председателя коллективного сада (л.д.69).

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что садовый дом с постройками выстроен силами и на средства ФИО1 с соблюдением строительных норм и правил, самовольной застройкой строения не являются, что подтверждается кадастровым паспортом на садовый дом (л.д.71-72), кадастровым планом территории (л.д.67-68)

Согласно ст.ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на садовый дом подлежит государственной регистрации.

По сообщению Верхнесалдинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (л.д.24) и Верхнесалдинского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости право собственности на указанный садовый дом ни за кем не зарегистрировано.

Таким образом, ФИО1 в силу п. 2 ст. 13 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» приобрела право собственности на садовый дом, однако право собственности на недвижимое имущество в установленном порядке не зарегистрировала.

Согласно копии свидетельства о смерти ФИО1 умерла <данные изъяты> (л.д.7). Её супруг ФИО2 умер <данные изъяты> (л.д.8).

На основании ст. 218 п. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом.

В соответствии со ст. ст. 1110,1111,1112 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. ст. 1114, 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти гражданина, местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками по закону первой очереди являются родители, супруг и дети наследодателя.

Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО1 являются её супруг ФИО2, сыновья Бузин С.В. и Бузин И.В., что подтверждается копиями свидетельства о заключении брака и свидетельств о рождении (л.д.9,73). Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО2 являются его сыновья Бузин С.В. и Бузин И.В..

Согласно ст. ст. 1152, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен в течение шести месяцев со дня открытия наследства его принять путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления о принятии наследства либо путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.

Как установлено судом, наследник по закону первой очереди ФИО2 в установленном ст. ст. 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке и сроки принял наследство после смерти ФИО1, подав нотариусу по месту открытия наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства заявление о принятии наследства, что подтверждается документами наследственного дела (л.д.32-34). Другие наследники от наследства отказались. На садовый дом свидетельство о праве на наследство по закону ему не выдавалось.

В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Как следует из документов наследственного дела (л.д.35-55), истцы Бузин Ю.В. и Бузин И.В., являясь наследниками по закону первой очереди после смерти своего отца ФИО2, в установленном ст. ст. 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке и сроки приняли наследство, подав нотариусу по месту открытия наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства заявления о принятии наследства.

С учетом вышеизложенного, за каждым из истцов следует признать право собственности в порядке наследования после смерти наследодателя ФИО2 на 1/2 доли в праве общей собственности на садовый дом, расположенный по адресу: г. Верхняя Салда, коллективный сад , участок .

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Бузиным С.В. право собственности в порядке наследования на 1/2 доли в праве общей собственности на садовый дом, литера А,а, расположенный по адресу: Свердловская область, город Верхняя Салда, коллективный сад , участок .

Признать за Бузиным И.В. право собственности в порядке наследования на 1/2 доли в праве общей собственности на садовый дом, литера А,а, расположенный по адресу: Свердловская область, город Верхняя Салда, коллективный сад , участок .

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия через Верхнесалдинский городской суд.

Судья - Примак А.А.