постановление от 04.05.11 о возвращении прокурору уголовного дела по обвинению Амиряна Р.А. по п.п. `а, б` ч.3 ст.165 УК РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№1-110/11

Постановление вступило в законную силу 24.06.2011г.

г. Верхняя Пышма                                                                                                                            04 мая 2011г.

Верхнепышминский городской суд, в составе:

председательствующего судьи Герасименко Д.А.,

при секретаре Катаевой А.А.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора г. Верхняя Пышма Пигалицына М.С., защитника Колобовой Е.В., представившей ордер № 022931 и удостоверение № 1223, подсудимого Амиряна Р.А., представителя потерпевшего ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Амиряна Романа Айлазовича, <данные изъяты>

обвиняемого в совершении преступления предусмотренного п.п. «А, Б» ч. 3 ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Амирян Р.А. обвиняется в причинении имущественного ущерба собственнику путем обмана при отсутствии признаков хищения, совершенное организованной группой, причинившее особо крупный размер.

В ходе судебного заседания, защитником подсудимого, адвокатом Колобовой Е.В. было заявлено ходатайство об исключении из квалификации действий подсудимого квалифицирующего признака совершения преступления организованной группой. Кроме того, в случае, если указанный квалифицирующий признак будет исключен, также ходатайствовала о рассмотрении дела в порядке особого судопроизводства. Ходатайство мотивировано тем, что участники организованной, преступной группы в ходе предварительного следствия не установлены. Подсудимому вменяется совершение преступления в составе организованной группы с неустановленными лицами. Поскольку иные члены группы не установлены, данный квалифицирующий признак вменен необоснованно.

Подсудимый Амирян Р.А. ходатайство защитника поддержал, настаивает на его удовлетворении. Указал, что ему необоснованно вменен указанный квалифицирующий признак.

Государственный обвинитель просил отказать в удовлетворении заявленного ходатайства. Указал, что исключение из обвинения квалифицирующего признака, на данной стадии судебного разбирательства невозможно, поскольку доказательства, положенные в основу обвинения не исследованы. Рассмотрение же дела в особом порядке возможно только в случае признания подсудимым своей вины в полном объеме.

Изучив материалы уголовного дела, заслушав государственного обвинителя, защитника, подсудимого, суд приходит к следующему.

Каких - либо законных оснований для исключения из предъявленного обвинения квалифицирующего признака совершения преступления организованной группой, суд не усматривает.

В соответствии со ст. 246 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, государственный обвинитель вправе полностью или частично отказаться от обвинения, изменить обвинение в сторону смягчения. Такого ходатайства государственным обвинителем не заявлено.

Вопрос о наличии либо отсутствии в действиях подсудимого того или иного квалифицирующего признака состава преступления, возможно только после исследования и оценки всех доказательств, собранных по делу, что возможно после окончания судебного следствия.

Кроме того, в соответствии с требованиями главы 40 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации заявление ходатайства о рассмотрении уголовного дела в особом порядке возможно только самим подсудимым, при согласии с предъявленным ему обвинением, при наличии согласия государственного обвинителя, защитника, потерпевшего.

Поскольку подсудимый не согласен с предъявленным ему обвинением, оспаривает квалифицирующий признак совершения преступления организованной группой, оснований для рассмотрения дела в особом порядке суд не усматривает.

В связи с изложенным, ходатайство защитника удовлетворению не подлежит.

В то же время, суд считает необходимым возвратить уголовное дело прокурору, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушением требований ст. 220 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, исключающими постановление судом приговора или вынесение иного решения.

Так, согласно ст. 220 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следователь при составлении обвинительного заключения, указывает существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного дела.

В нарушение указанных требований закона, в обвинительном заключении не указаны имеющие значение для данного дела обстоятельства совершения преступления, в совершении которого обвиняется Амирян Р.А., не указаны конкретные действия Амиряна Р.А., направленные на причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана при отсутствии признаков хищения.

Так, Амирян Р.А. обвиняется в том, что неустановленные лица - пользователи сети «Интернет», в целях извлечения в свою пользу материальной выгоды за счет абонентов различных операторов подвижной радиотелефонной связи и причинения данным операторам связи имущественного ущерба, путем обмана без признаков хищения, зная условия оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи за исходящие соединения, зная порядок списания денежных средств с операторов связи, абонент которого пользовался его услугами, разработали план, направленный на извлечение дохода посредством использования клонов СИМ - карт абонентов операторов связи, для совершения длительных массовых международных соединений из сетей операторов связи различных стран.

Согласно преступному плану, предполагалось создание устойчивой организованной группы лиц, для совершения корыстных преступлений, путем создания клонов СИМ - карт абонентов различных операторов связи и совершение массовых, длительных международных соединений в целях извлечения каждым из участников преступной группы материальной выгоды за счет данных абонентов, последующим распределением материальной выгоды между участниками группы.

В соответствии с планом предполагалась организация деятельности каждого из участников группы с использованием аппаратно - программного комплекса; доведение до каждого из участников группы порядка установки и использования указанного комплекса, выполнения с его помощью определенных действий, в том числе:

- создавать клоны СИМ - карт;

- осуществлять в автоматическом режиме звонки с клонированных СИМ - карт;

- пополнять счета абонентских номеров;

- получать материальный доход.

<данные изъяты> во исполнение преступного плана, неустановленные лица вовлекли в состав организованной преступной группы Амиряна Р.А., в результате чего последний, выполняя роль соучастника указанной группы, по месту своего жительства организовал аппаратно - программный комплекс, позволяющий изготавливать клоны СИМ - карт абонентов, владельцем которых являлось ОАО «Уралсвязьинформ» и совершать длительные массовые международные соединения на телефонные номера зарубежных стран, с целью извлечения материальной выгоды участниками группы и неоплаты этих соединений, то есть причинения материального вреда.

В частности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Амирян Р.А., совместно с иными неустановленными участниками организованной преступной группы, реализуя умысел на извлечение материальной выгоды путем осуществления длительных, массовых исходящих соединений от имени и за счет абонентов ОАО «Уралсвязьинформ», используя аппаратно - программный комплекс как средство обмана, причинил имущественный ущерб оператору связи путем участия в совершении телефонных звонков, отправки СМС - сообщений с клонов СИМ - карт 7 абонентов указанного оператора: <данные изъяты>

Таким образом, Амирян Р.А. и иные участники организованной преступной группы, реализующие единый преступный умысел, направленный на извлечение материальной выгоды, формируемой за счет потребления услуг связи от имени и за счет указанных абонентов ОАО «Уралсвязьинформ», при помощи аппаратно - программных комплексов путем обмана получили неправомерный доступ к услугам связи оператора ОАО «Уралсвязьинформ» и совершили от имени 7 абонентов данного оператора исходящие соединения с номерами различных государств, телефонными номерами операторов подвижной радиотелефонной связи Российской Федерации, а также рассылку <данные изъяты>, которые не оплатили, причинив тем самым оператору материальный ущерб в особо крупном размере на сумму <данные изъяты>

В то же время, согласно показаниям свидетелей ФИО9, ФИО14, ФИО10, ФИО13, ФИО17, ФИО11, ФИО8, ФИО12, которые изложены в обвинительном заключении, ими с ОАО «Уралсвязьинформ» были заключены договоры об оказании услуг связи, от оператора получены СИМ - карты. Указанными СИМ - картами они пользовались длительное время, международных телефонных соединений, не осуществляли. Затем, от оператора - ОАО «Уралсвязьинформ» им стало известно о наличии значительной задолженности за оказанные услуги связи, в связи с чем оказание услуг связи было прекращено.

При этом, в обвинительном заключении надлежащим образом не указано, каким образом, действия Амиряна Р.А. и иных членов организованной преступной группы, совершенные в целях извлечения материальной выгоды за счет абонентов оператора, причинилиматериальный ущерб самому оператору подвижной радиотелефонной связи ОАО «Уралсвязьинформ», каким образом членами преступной группы была получена материальная выгода от описанных в обвинительном заключении действий и в чем конкретно выражалась выгода от осуществления массовых международных исходящих соединений и отправки СМС - сообщений.

В обвинительном заключении не указаны условия оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи за исходящие соединения, за отправку СМС - сообщений, порядок списания денежных средств с оператора подвижной радиотелефонной связи ОАО «Уралсвязьинформ», абоненты которого - ФИО20 пользовались его услугами, и которые были известны Амиряну Р.А., иным членам организованной преступной группы. Каким образом сведения об условиях оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи указанными абонентами ОАО «Уралсвязьинформ», сведения о порядке списания денежных средств с оператора, были использованы Амиряном Р.А., иными членами организованной преступной группы для получения материальной выгоды.

Отсутствие в обвинительном заключении указаний на то, каким образом, действия Амиряна Р.А., иных членов организованной преступной группы, совершенные в целях извлечения материальной выгоды за счет абонентов оператора, причинилиматериальный ущерб самому оператору подвижной радиотелефонной связи ОАО «Уралсвязьинформ»; каким образом членами преступной группы была получена материальная выгода и в чем она выражалась; каковы были условия оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи и порядок списания денежных средств с оператора подвижной радиотелефонной связи ОАО «Уралсвязьинформ», которые были известны Амиряну Р.А. и иным членам организованной преступной группы и как ими данные сведения использованы для получения материальной выгоды, а также отсутствие иных обстоятельств, имеющих значение для данного дела, по мнению суда, является нарушением права на защиту, исключает постановление судом приговора или вынесение иного решения.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возвратить уголовное дело прокурору, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушением требований ст. 220 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, исключающими постановление судом приговора или вынесение иного решения.

Указанные нарушения являются существенными, неустранимыми в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Уголовное дело по обвинению Амиряна Романа Айлазовича, обвиняемого в совершении преступления предусмотренного п.п. «А, Б» ч. 3 ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, возвратить прокурору Свердловской области для устранения препятствий рассмотрения дела судом.

Меру пресечения в отношении обвиняемого Амиряна Романа Айлазовича оставить прежней - подписку о невыезде.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течении 10 суток со дня провозглашения.

Постановление изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Судья                                                                                                                                        Д.А. Герасименко