Мировой судья - Белошейкина А.М. Дело № 11-12/11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Верхняя Пышма 17 февраля 2011 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова А.Ф.,
при секретаре Трофимовой С.Е..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске к Обухову Владимиру Николаевичу о взыскании незаконно полученной федеральной социальной доплаты и пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещении судебных расходов, по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске на решение мирового судьи судебного участка № 3 г.Верхняя Пышма Белошейкиной А.М. от 22.12.2010 года,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.Верхней Пышме и г.Среднеуральске обратилось в суд с иском к Обухову В.Н. о взыскании незаконно полученной федеральной социальной доплаты к пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещении судебных расходов.
В обоснование своих требований указывает, что в соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Областного закона от 09.10.2009 года № 83-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2010 год» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2010 год, в целях определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», в размере 4 478,00 рублей.
В отношении граждан, которые по состоянию на 31 декабря 2009 года являлись получателями пенсии в соответствии с ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях» решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии принималось УПФР на основании сведений, имеющихся в его распоряжении, с уточнением по данным персонифицированного учета факта работы пенсионера и (или) осуществления им иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию.
Обухову В.Н. была назначена социальная пенсия в соответствии с подп.1 п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Поскольку у ответчика социальная пенсия была ниже прожиточного минимума, УПФР в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске вынесло решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с 01.01.2010 года, исходя из того, что ответчик не работает.
УПФР информировало граждан, которым с 01 января 2010 года будет установлена федеральная социальная доплата к пенсии, путем направления уведомлений о праве на установление федеральной социальной доплаты к пенсии, в которых было указано, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру, и в случае желания отказаться от федеральной социальной доплаты к пенсии, пенсионеру необходимо было безотлагательно обратиться в УПФР по месту получения пенсии и что отсутствие обращения по умолчанию будет признано согласием на получение федеральной социальной доплаты к пенсии.
Поскольку социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) осуществления иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, законом предусмотрено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, в случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное предоставление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному Фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанность по безотлагательному предоставлению в УПФР сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты социальной доплаты к пенсии, ответчиком была не исполнена. То есть ответчик не сообщил своевременно в УПФР о том, что осуществляет трудовую деятельность. В результате неправомерных действий, ответчик незаконно получил федеральную социальную доплату к пенсии за январь в размере <данные изъяты>, за февраль <данные изъяты> и всего <данные изъяты>.
Претензия, направленная УПФР в адрес ответчика о возврате незаконно полученной федеральной социальной доплаты, оставлена без внимания.
Просит взыскать с ответчика Обухова В.Н. в бюджет Пенсионного фонда РФ незаконно полученную федеральную социальную доплату к пенсии в размере <данные изъяты>, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решением мирового судьи судебного участка № 3 г. Верхняя Пышма Белошейкиной А.М. от 22.12.2010 года Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением мирового судьи, УПФР обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка №3 г. Верхняя Пышма Белошейкиной А.М. от 22.12.2010 года отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Ответчик Обухов В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что с заявлением о назначении ему надбавки к пенсии он в Пенсионный фонд не обращался, о том, что такая надбавка будет начислена, ему ничего известно не было. Он получает пенсию в почтовом отделении, о надбавках ему никто ничего не объяснял. Ни уведомления, ни претензии он не получал. Считает, что его вины в непредоставлении сведений не имеется. Свою трудовую деятельность он осуществляет с 02.09.2004 года в МДОУ детский сад № 10 г.Среднеуральск.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ответчику с 01.01.2010 года территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации была установлена ежемесячная федеральная социальная доплата к пенсии в размере <данные изъяты>, поскольку общая сумма его материального обеспечения (пенсии) не достигала величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания.
В соответствии с ч.1 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Областного закона от 09.10.2009 года № 83-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2010 год» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2010 год, в целях определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», в размере 4 478,00 рублей.
Ссылку Пенсионного фонда как на то, что начисление и выплата социальной доплаты к пенсии производилась в беззаявительном порядке и что в соответствии с ч.12 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» пенсионеры предупреждались об их безотлагательной обязанности извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, суд находит не обоснованной, поскольку согласно ч.6 указанной статьи социальная доплата к пенсии, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных ч.7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
В беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату в соответствии с ч.7 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии устанавливается в соответствии с настоящей статьей детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Других исключений данная норма закона не содержит.
Ответчик, являясь получателем социальной пенсии, к категориям пенсионеров, указанных в ч.7 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не относится, с заявлением в пенсионный фонд о назначении ему федеральной социальной доплаты к пенсии не обращался, что стороны не отрицают.
Кроме того, у истца отсутствуют доказательства о вручении ответчику уведомления о праве на установление федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором указано на необходимость безотлагательно извещать Пенсионный фонд о наступлении обстоятельств прекращения такой выплаты, а также претензии о возврате незаконно полученной федеральной социальной доплаты к пенсии, что представитель истца в ходе судебного разбирательства не отрицала.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что мировой судья судебного участка №3 г. Верхняя Пышма Свердловской области при рассмотрении дела правильно определил характер правоотношений и юридически значимые обстоятельства, в том числе проверил доводы сторон, дал надлежащую оценку представленным ими доказательствам в их совокупности, и обоснованно отказал УПФР в удовлетворении исковых требований, поскольку вина ответчика Обухова В.Н. в несвоевременном предоставлении сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты социальной доплаты к пенсии, и незаконном получении федеральной социальной доплаты к пенсии не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. п.1 ч.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 3 г. Верхняя Пышма Белошейкиной А.М. от 22.12.2010 года по иску Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске к Обухову Владимиру Николаевичу о взыскании незаконно полученной федеральной социальной доплаты и пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещении судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья А.Ф. Михайлов