получение жилищного сертификата



Дело № 2-860/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Верхняя Пышма 02 августа 2010 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Куренко Е.Н.,

при секретаре Болдуевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подлеснова Романа Анатольевича, Подлесновой Наталии Викторовны, Подлесновой Александры Романовны к администрации ГО Верхняя Пышма о включении в списки очередников на получение Государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Подлеснов Р.А., Подлеснова Н.В., Подлеснова А.Р. обратились в суд с иском к администрации ГО Верхняя Пышма о включении их семьи, как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством», Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 года, в списки очередников с последующим выделением их семье Государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) для приобретения жилья.

Свои требования обосновывают тем, что Подлеснов Р.А. является подполковником запаса. Приказом начальника 12 Главного Управления МО РФ № 0142 от 30 декабря 1998 года уволен в запас по ст. 51 ч. 2 п. «а», в связи с организационно-штатными мероприятиями, с выслугой лет в Вооруженных Силах Российской Федерации 16 лет.

Их семья, состоящая из трех человек, занимают, согласно ордеру № 192 от 09 июля 1997 года, двухкомнатную квартиру, жилой площадью 29 кв.м., расположенную по адресу: ... Квартира в настоящее время не приватизирована. Другого жилого помещения они не имеют.

По ряду причин, связанных с семейными обстоятельствами, а также учитывая, что за период с 1998 года по 2009 год никому из проживающих в военном городке (состоящих на учете) жилье не было предоставлено, в связи с отсутствием финансирования жилищного строительства, он на учет в списки очередников на получение жилья не встал. В настоящее время около 20 семей (военнослужащих запаса), проживающих в городке приобрели себе жилье путем получения ГЖС. Он принял решение о законном приобретении ГЖС, с последующей закупкой жилья, в связи с чем, 17 февраля 2010 года в адрес администрации ГО Верхняя Пышма им было направлено письмо о включении его в Федеральную целевую программу и выдаче ему сертификата.

Администрацией ГО Верхняя Пышма ему было отказано в выдаче сертификата, с ссылкой на то, что он на учете не состоял. Считает, что данный отказ не обоснован и нарушает его права.

Истец Подлеснов Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в военном городке ему предлагали получить ГЖС, когда городок был закрыт, но он заявление не писал.

Истцы Подлеснова Н.В., Подлеснова А.Р. в судебное заседание не явились, согласно приобщенным к материалу дела заявлениям, просят дело рассмотреть в их отсутствие, на иске настаивают.

Представитель ответчика - администрации ГО Верхняя Пышма Чайка В.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что истцы в администрацию с заявлением о выдаче ГЖС до 01 января 2005 года не обращались, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны не были. Действительно все, кто стоял на очереди для получения ГЖС, в настоящее время улучшили свои жилищные условия.

Представитель третьего лица - ФГКЭУ «Верхнепышминская КЭЧ района» Мелекаев С.В., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, поддержал доводы представителя ответчика. Пояснил, что они пытались ранее расселить военный городок, предлагали получить ГЖС, но истец не изъявлял такого желания, в списках на получение жилья не состоял. В настоящее время военный городок открыт и жители приватизируют свою жилье.

Третьи лица - Министерство финансов Свердловской области, Федеральное казначейство просят дело рассмотреть в отсутствие своих представителей, в деле имеются отзывы л.д. 33, 35-39).

Третьи лица - Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 года № Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 года принято Постановление № 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Указом Президента РФ от 28.01.1998 года № 102 Программе придан статус президентской.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825 вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты».

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В настоящее время реализуется Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года № 865.

В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» 21 марта 2006 года приняло Постановление № 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 гг.».

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в «Собрании законодательства Российской Федерации» - 27 марта 2006 года (№ 13, ст. 1405), в «Российской газете» - 5 апреля 2006 года (№ 69).

Право на получение сертификата в соответствии с пунктом 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года № 351, имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые или уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).

В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно пункту 2 Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года № 215, необходимыми условиями для включения в списки получателей жилищных сертификатов являются признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) и подача им заявления (рапорта).

Следовательно, необходимо установить действительно ли Подлеснов Р.А. обращался по месту службы с просьбой о признании его нуждающимся в жилом помещении и если да, то является ли правомерным отказ в постановке на такой учет. И только после этого сделать вывод о правомерности постановки заявителем вопроса о получении жилищного сертификата по избранному после увольнения в запас месту жительства за счет Министерства обороны Российской Федерации.

Аналогичные положения содержались и в подпункте «б» пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2002 года № 168.

Государственной финансовой поддержкой обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со ст. 100 ч. 2 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Таким образом, законодателем внесены изменения, устанавливающие, что условием обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, является постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений до 01 января 2005 года.

В Определении от 16 декабря 2008 года № 1068-О-О Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на Постановление от 05 апреля 2007 года № 5-П указано, что законодатель, исходя из предоставленных ему полномочий, вправе ввести такую модель правового регулирования, при которой то или иное право у лица может возникнуть только при условии совершения им определенных действий в течение определенного срока. Поэтому допустимо введение федеральным законодателем такого условия возникновения права на получение государственных жилищных сертификатов, как постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.

В судебном заседании установлено, что Подлеснов Р.А. Приказом начальника 12 Главного Управления МО РФ № 0142-ПМ от 30 декабря 1998 года уволен в запас с выслугой 16 лет из Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подлеснов Р.А. семьей из 3-х человек проживает в открытом военном городке, в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., г.ФИО7, ..., ..., ....

С рапортом о признании его нуждающимся, по месту работы не обращался, с заявлением о признании его нуждающимся в администрацию ГО Верхняя Пышма до 01 января 2005 года не обращался, нуждающимся не признавался, ранее ему ФГКЭУ «Верхнепышминская КЭЧ района» предлагалось, при отселении из закрытого военного городка, получить ГЖС, но он намерения своего не высказывал, в списках очередников в администрации ГО Верхняя Пышма не состоит, а, следовательно, исковые требования к администрации ГО Верхняя Пышма удовлетворению не подлежат.

Истец вправе обратиться в администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но на общих основаниях, предусмотренных ст.ст. 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае отказа обжаловать его в суде.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Подлеснову Роману Анатольевичу, Подлесновой Наталии Викторовне, Подлесновой Александре Романовне к администрации ГО Верхняя Пышма о включении в списки очередников на получение Государственного жилищного сертификата - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 (десяти) дней через Верхнепышминский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Куренко