оставление без рассмотрения иска о признании права собственности на земельный участок



Дело № 2-1310/10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Верхняя Пышма 09 Сентября 2010 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н.

при секретаре - Сыч Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гембара Петра Ивановича к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Гембара П.И. обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности, в силу приобретательной давности, на земельный участок, площадью 41 кв.м., расположенный по адресу: ....

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что на протяжении более чем 30 лет, с 02.06.1980. по настоящее время, он постоянно проживает со своей семьей по адресу: ....

На основании договора купли - продажи от 05.12.1994., заключенного между мной и АООТ «Уралэлектротяжмаш», он приобрел в собственность: дом егеря и здание гостиницы (дом проезжих), расположенные по адресу: ... (ранее входившие в состав имущества базы отдыха «Березка»).

Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 24.09.2007. (вступившим в законную силу 05.10.2007.), он признан собственником вышеуказанного имущества: дома егеря и здания гостиницы.

На основании решения Верхнепышмиинского городского суда Свердловской области от 24.09.2007., Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, 29.11.2009. ему были выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанное имущество: дом егеря, общей площадью 85,9 кв.м., в том числе: основное строение, назначение: для отдыха, общей площадью 47 кв.м.; холодный пристрой, назначение: хозяйственно-вспомогательное, общей площадью 19,6 кв.м.; холодный пристрой, назначение: хозяйственно-вспомогательное, общей площадь. 19,3 кв.м.; здание гостиницы (дом проезжих), назначение: для отдыха, общей площадью 77,5 кв.м., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, 29.11.2007. сделаны записи о регистрации: Номер обезличен.

На основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 23.07.2008. Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, на основании постановления главы ГО Верхняя Пышма № 2290 от 19.07.2006., он является собственником жилого дома (литер А), общей площадью Номер обезличен расположенного также по вышеуказанному адресу (местоположение): Номер обезличен.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 14.08.2006., на основании постановления главы ГО Верхняя Пышма № 2290 от 19.07.2006., он является собственником земельного участка (категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство (под жилой дом индивидуальной жилой застройки, Номер обезличен), площадью 1000 кв.м (0,10га), расположенного по адресу: ....

До регистрации права собственности, он владел вышеуказанным земельным участком на основании свидетельства о праве постоянного пользования землей № 759, выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Верхняя Пышма, 26.05.1997., на основании постановления главы г. Верхняя Пышма № 648 от 16.11.1996., которое, в свою очередь, было выдано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.09.1996. № 1347, «Об отводе земельного участка» (изъятого из земель лесного фонда и отведенного мне для индивидуального жилищного строительства в лесах 1 группы Уралмашевского лесхоза Номер обезличен, в постоянное пользование.

Истец ссылается на то, что он, и члены его семьи, в течение более чем 30 лет (с 02.06.1980.), открыто, добросовестно и непрерывно владеют и пользуются фактически земельным участком, площадь которого составляет 0,51 кв.м., включая вышеуказанный земельный участок, площадью 0,10 га (1000 кв.м.) Весь земельный участок огорожен забором, на нем расположены, кроме указанных выше строений (дома егеря, здания гостиницы, жилого кирпичного дома, собственником которых я являюсь), другие строения: две промышленные теплицы, гараж металлический, баня, сараи, навесы.

На вышеуказанном земельном участке в течение более 30 лет, он выращивает насаждения, собирает урожай, регулярно производит удобрение данного земельного участка, обрабатывает его, несет расходы, связанные с его содержанием, оплачивает налог на землю.

За весь период его владения и пользования спорным земельным участком, расположенным по вышеуказанному адресу, свои права в отношении вышеуказанного земельного участка, никто не предъявлял, и никто не истребовал у него данный земельный участок. Он владел и пользовался указанным земельным участком в течении более чем 30 лет, открыто, не утаивая своего владения, как своим собственным, наравне с тем земельным участком, собственником которого я являюсь (0,10 га).

В судебном заседании истец и его представитель - Штрондо О.А., допущенная к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования поддержали, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дали объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении Истец дополнил, что до обращения с данным иском в суд, он обращался с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, в администрацию ГО Верхняя Пышма, в ГУ СО «Березовское лесничество». В Министерство природных ресурсов Свердловской области с ходатайством о переводе земельного участка из лесного фонда в иную категорию, он не обращался, решив сразу обратиться с данным иском в суд.

Представитель ответчика - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Овчинникова М.В., действующая на основании доверенности № ВО-2018 от 17.02.2010., в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о времени, дате и месте рассмотрения данного дела. Просила рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие.

С учетом требований ч.ч.4,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, и присутствующих в судебном заседании, суд счел возможным и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствии представителя ответчика.

Представитель третьего лица - ГУ СО «Березовское лесничество» - Петров А.И., действующий на основании доверенности № 1 от 15.03.2010. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив суду, что спорный земельный участок относится к первой группе категории земель, занятых защитными лесами, лесопарковые части зеленых зон, обозначен в таксационной характеристике лесоустроительного планшета как усадьба, входит в состав земель лесного фонда, находящихся в Федеральной собственности, и не может быть передан в собственность граждан, в соответствии со ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации. Полномочия по распоряжению землями лесного фонда переданы Министерству природных ресурсов Свердловской области, которое компетентно решать вопросы о переводе земельных участков в составе земель лесного фонда, в иные категории, в том числе, земли поселений. В связи с обращением истца в ГУ СО «Березовское лесничество», ему было разъяснено, что для решения вопроса о передаче ему спорного земельного участка, он должен сначала обратиться в Министерство природных ресурсов с ходатайством о выводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда. Поскольку на сегодняшний день спорный земельный участок не выведен из состава земель лесного фонда, он не может быть передан в собственность истца.

Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов Свердловской области в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени, дате и месте рассмотрения данного дела, что подтверждается распиской представителя в получении судебной повестки.

С учетом требований ч.ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, суд счел возможным и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствии представителя третьего лица - Министерства природных ресурсов Свердловской области.

Выслушав истца, его представителя, изучив письменный отзыв представителя ответчика, выслушав представителя третьего лица - ГУ СО «Березовское лесничество», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2 ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оставляет заявление без рассмотрения, в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

Согласно ч.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Из ч.2 ст. ст.9 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), управление и распоряжение осуществляет Российская Федерация.

Согласно статье 1 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую, и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.10 Положения «О министерстве природных ресурсов Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007. № 1046-ПП), п.3 Положения «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», полномочия Российской Федерации в области лесных отношений на территории Свердловской области осуществляет Министерство природных ресурсов Свердловской области.

Из п. 10 Положения «О министерстве природных ресурсов Свердловской области» следует, что министерство осуществляет на территории Свердловской области, в числе других полномочий, следующие полномочия, переданные Российской Федерацией, в порядке, установленном федеральным законодательством:

-осуществление ведения государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Свердловской области;

-осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории Свердловской области;

-обеспечение выбора участка земель лесного фонда, подлежащих переводу в земли иных (других) категорий, и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, с соответствующими органами исполнительной власти;

-утверждение актов выбора участков земель лесного фонда, подлежащих переводу в земли иных (других) категорий;

-осуществление рассмотрения в установленном порядке ходатайств и документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий и представление их в Федеральное агентство лесного хозяйства.

Как следует из п. «а» ч.2 Положения «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», физическое лицо, с целью решения вопроса о переводе земельного участка, входящего в состав земельных участков лесного фонда, в земли иных категорий, должно обратиться с соответствующим ходатайством в Министерство природных ресурсов по Свердловской области, в котором, согласно п.5 данного положения, указываются: границы, местоположение и площадь участка земель лесного фонда; категории земель, из которой и в которую предполагается осуществить перевод; цель и обоснование перевода земель лесного фонда в другую категорию земель; кадастровый номер земельного участка.

Кроме вышеуказанного ходатайства, для решения вопроса о переводе земельного участка из земель лесного фонда, в иную категорию, лицом, обратившимся с таким ходатайством, должны быть представлены следующие документы:

-копии документов, подтверждающих личность заявителя - физического лица;

-акт выбора участка земель лесного фонда с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка. При наличии охранной, санитарно-защитной зон промышленного или иного объекта на участке земель лесного фонда на план (чертеж) наносятся их границы;

-решение органа, указанного в пункте 3 данного Положения, об утверждении акта выбора;

-акт натурного технического обследования участка земель лесного фонда, содержание, а также порядок подготовки и утверждения которого устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

-схему (проект) размещаемого на участке земель лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительства;

-справку территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке земель лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка;

-выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на участок земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить;

-проект акта Правительства Российской Федерации о переводе;

-положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

В соответствии с п.3 вышеуказанного положения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а в случае если осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации - территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения участка земель лесного фонда, в месячный срок с даты обращения заявителя, обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами исполнительной власти либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата. Результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора.

Заявитель, согласно п.4 положения «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», обеспечивает формирование документации, указанной в подпунктах "б", "ж", "к" и "о" пункта 2 данного положения, и вместе с ходатайством представляет ее в соответствующий орган, указанный в пункте 3 вышеуказанного положения, по месту нахождения участка земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.

Таким образом, как следует из системного толкования вышеуказанных норм закона, и принятых в соответствии с ними положений, регулирующих полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Российской Федерации, и порядок перевода земельных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, в иные категории, суд считает, что исковые требования истца, в данном случае являются преждевременными, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, и на момент рассмотрения данного гражданского дела, из состава земель лесного фонда не выведен, в иную категорию, земельный участок, о правах на который заявлено истцом, не переведен в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление Гембара П.И. о признании права собственности на земельный участок, находящийся в составе земель лесного фонда, подлежит оставлению без рассмотрения.

Истцу необходимо, в соответствии п. «а» ч.2 Положения «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», с целью решения вопроса о переводе земельного участка, входящего в состав земельных участков лесного фонда, в земли иных категорий, обратиться с соответствующим ходатайством в Министерство природных ресурсов по Свердловской области, в котором, указать: границы, местоположение и площадь спорного земельного участка в составе земель лесного фонда; категории земель, из которой и в которую предполагается осуществить перевод; цель и обоснование перевода земель лесного фонда в другую категорию земель; кадастровый номер земельного участка.

Кроме вышеуказанного ходатайства, для решения вопроса о переводе земельного участка из земель лесного фонда, в иную категорию, истцом должны быть представлены документы, перечисленные в п.п. «б», «ж», «к», «м», «н», «о» п.2 Положения «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».

При решении вопроса об оставлении искового заявления, с учетом требований абз.2 ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым разъяснить истцу, что в соответствии с ч.2 ст. 223 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, истец вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 223 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в случае оставления заявления без рассмотрения, заканчивается определением суда.

Руководствуясь абз.2 ст. 222, ч.1, ст. 223, ст. ст. 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Исковое заявлением Гембара Петра Ивановича к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности, оставить без рассмотрения.

Разъяснить истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, истец вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 (десяти) дней через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Определение изготовлено в совещательной комнате 09 Сентября 2010 года.

Судья Н.Н. Мочалова.