включение периодов в медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-1534/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 20 Сентября 2010 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н.

при секретаре - Исаковой Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступаковой Валентины Ивановны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме о включении периодов в медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, о назначении пенсии с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхняя Пышма,

УСТАНОВИЛ:

Ступакова В.И. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме о включении периодов работы: в Верхнепышминской центральной городской больнице в должности цеховой медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; в муниципальном предприятии «Верхнепышминская городская больница в должности цеховой медицинской сестры: ДД.ММ.ГГГГ., в МУ «Верхнепышминская городская больница в должности медицинской сестры процедурной: ДД.ММ.ГГГГ в медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о назначении пенсии с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхняя Пышма, с 03.06.2010.

В обоснование своих требований Ступакова В.И. ссылается на то, что свою медицинскую деятельность она начала с 1981 года, в качестве медицинского работника - цеховой медицинской сестры УЗХР. С 03.03.1997. она была переведена на должность медицинской сестры процедурного кабинета, и в этой должности работает по настоящее время.

На сегодняшний день ее трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составляет 30 лет.

Обратившись в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, она получила решение об отказе в установлении ей вышеуказанной пенсии.

Как следует из решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске № 802/68394 от 22.06.2010. в ее специальный трудовой стаж засчитано всего 29 лет 05 месяцев 05 дней.

В указанный трудовой стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в муниципальном предприятии «Верхнепышминская городская больница в должности цеховой медицинской сестры: с ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы в МУ «Верхнепышминская городская больница в должности медицинской сестры процедурной: с № нахождения на курсах повышения квалификации, также не зачтены в ее специальный трудовой стаж.

В вышеуказанные периоды она выполняла функции медицинского работника, работая медсестрой процедурного кабинета, она, в первую очередь, осуществляла медицинскую помощь гражданам. Считает, что название учреждения не может являться препятствием для осуществления ее прав. Название должности также не может являться основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку она, независимо от наименования должности, продолжала выполнять одни и те же функции, связанные с лечебной деятельностью, характер и условия ее работы не изменялись.

Находясь на курсах повышения квалификации она также занималась осуществлением медицинской деятельности, так как данные курсы проходили непосредственно в медицинских учреждениях. Кроме того, повышение квалификации является обязательным условием повышения своих знаний, что для медицинского работника является обязательным условием при выполнении работы, связанной с лечебной деятельностью.

В судебном заседании Ступакова В.И. свои исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просила обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске включить в ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы: в Верхнепышминской центральной городской больнице в должности цеховой медицинской сестры в период ДД.ММ.ГГГГ.; в муниципальном предприятии «Верхнепышминская городская больница в должности цеховой медицинской сестры в периоды: ДД.ММ.ГГГГ., в МУ «Верхнепышминская городская больница в должности медицинской сестры процедурной в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верхней Пышме, с 03.06.2010.

Представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации - Самойленко А.В., действующая на основании доверенности № 08-4455 от 30.09.2009., исковые требования Ступаковой В.И., не признала. Дала объяснения, аналогичные - указанным в письменном отзыве на исковое заявление, пояснив, что поскольку Ступакова В.И. в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, работу по осуществлению лечебной и иной работы по охране здоровья населения не осуществляла постоянно, в течение полного рабочего дня, спорные периоды зачету в специальный трудовой стаж истца, не подлежат

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации, в числе которых, ст. 7 Конституции Российской Федерации, гарантирует установление государственных пенсий.

Государственные пенсии, согласно ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.

Правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, определяет Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001., вступивший в силу 01 января 2002 года.

Право на трудовую пенсию, согласно ст.3 и 7 вышеуказанного закона, имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и достигшие возраста: женщины - 55 лет; мужчины - 60 лет.

В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются, согласно п.2 ст. 27 вышеуказанного закона, Правительством Российской Федерации.

Как следует из списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденного постановлением Совета Министров РСФСП № 464 от 6.09.1991 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 N 634, от 23.07.1993 N 701, от 22.09.1993 N 953) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в соответствии с вышеуказанным Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.1992 N 634).

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002.

В силу п. 4 вышеуказанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для медицинских работников повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы, так как медицинские технологии совершенствуются, и специалист должен их знать.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего на момент обучения Ступаковой В.И. на курсах повышения квалификации, время обучения в учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала лечебная деятельность, включается в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью.

Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации (курсах усовершенствования), подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Суд не соглашается с позицией представителя ответчика, не признавшего исковые требования, и полагавшего, что вышеуказанные спорные периоды, не могут быть включены в специальный трудовой стаж истицы, так как в период нахождения на курсах повышения квалификации, данная работа истицей не осуществлялась, поскольку, с учетом вышеуказанных норм закона, несмотря на отсутствие Ступаковой В.И. непосредственно на своем рабочем месте, где она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, согласно уточняющей справке МУ «Верхнепышминская центральная городская больница», за Ступаковой В.И. сохранялось место работы, начислялась заработная плата как за работу в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, производилось отчисление страховых взносов.

Суд считает заслуживающими внимания в этой части объяснения истицы, полагавшей, что, находясь на курсах повышения квалификации, она также занималась осуществлением медицинской деятельности, поскольку данные курсы проходили непосредственно в медицинских учреждениях. Суд соглашается с такой позицией истицы, поскольку, действительно, Ступакова В.И. в период нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствования) повышала свой профессиональный уровень медицинского работника для осуществления более квалифицированной медицинской деятельности, связанной с охраной здоровья населения. Повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием для выполнения ими работы, связанной с лечебной и иной деятельностью.

Спорные периоды работы в муниципальном предприятии «Верхнепышминская городская больница в должности цеховой медицинской сестры в периоды: №., также подлежат включению в специальный трудовой стаж Ступаковой В.И., так как в судебном заседании установлено, что, несмотря на наименование формы учреждения, в котором Ступакова В.И. работала в вышеуказанные периоды - муниципальное предприятие «Верхнепышминская городская больница», вышеуказанное учреждение являлось медицинским, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения. Цели и задачи вышеуказанного учреждения не изменялись, и соответствовали целям и задачам, указанным в Уставе, действовавшем с 2008 года в период наименования указанного учреждения - МУ «Верхнепышминская центральная городская больница», согласно которому, основной целью больницы является обеспечение квалифицированной профилактической, стационарной и амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощью населения на территории ГО Верхняя Пышма.

В силу разъяснений в п.9 Постановления №25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Суд учитывает также правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении № 2-П от 29.01.2004 года, согласно которой, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Таким образом, оценивая все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, с учетом установленных по делу обстоятельств, и исследованных в судебном заседании подтверждающих их доказательств, вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Ступаковой В.И. подлежат удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Ступаковой В.И., суд обращает внимание на то, что диспозиция п.3 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не свидетельствует о том, что утвержденные Правительством Российской Федерации перечни должностей и профессий, и учреждений, являются исчерпывающими по своему содержанию. Списки с вышеуказанными перечнями учреждений, являются примерными (типовыми), направленными лишь на содействие реализации предусмотренных ст.27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прав граждан, и не исключающие дискреционного усмотрения суда.

Из смысла и содержания п.20 п.1 ст.27 вышеуказанного закона следует, что в качестве правового основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, медицинской деятельности. В силу ст.19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.

Без учета спорных периодов специальный трудовой стаж Ступаковой В.И., как установлено в судебном заседании, и следует из решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске от 22.06.2010. № 802/68394, составил 29 лет 05 месяцев 05 дней (л.д.6).

С учетом спорных периодов (01 год 70 дней), специальный трудовой стаж Ступаковой В.И. составил - 30 лет 05 месяцев 75 дней: 29 лет 05 месяцев 05 дней + 01 год 70 дней.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что с заявлением о назначении пенсии Ступакова В.И. обратилась 03.06.2010. Факт обращения Ступаковой В.И. с заявлением в Управление пенсионного фонда о назначении пенсии 03.06.2010. подтверждается заявлением Ступаковой В.И., имеющимся в ее пенсионном деле, которое явилось предметом обозрения в судебном заседании. В судебном заседании Ступакова В.И. также дала объяснения о том, что в Управление пенсионного фонда за назначением досрочной трудовой пенсии она обратилась 03.06.2010. Данное обстоятельство подтверждено объяснениями представителя ответчика в судебном заседании и сведениями вышеуказанного решения Управления пенсионного фонда от 22.06.2010. № 802/68394.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии)…, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

В соответствии с п. 2 ст. 19 вышеуказанного Федерального Закона, днем обращения за трудовой пенсией (часть трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В силу п. 3 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня подачи заявления, днем обращения считается день подачи заявления.

Право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Таким образом, днем приобретения права Ступаковой В.И. на назначение пенсии является - 03.06.2010.

Руководствуясь ст. ст.12,67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ступаковой Валентины Ивановны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме о включении периодов в медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, о назначении пенсии с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхняя Пышма, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Ступаковой Валентины Ивановны ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы:

- в Верхнепышминской центральной городской больнице в должности цеховой медицинской сестры в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.;

- в муниципальном предприятии «Верхнепышминская городская больница в должности цеховой медицинской сестры в периоды:

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

- в МУ «Верхнепышминская городская больница в должности медицинской сестры процедурной в периоды:

- ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Верхней Пышме Ступаковой Валентине Ивановне, №, пенсию с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верхней Пышме, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья Н.Н. Мочалова.