Дело № 2-1741/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхняя Пышма 25 Октября 2010 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н.
при секретаре - Александровой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхней Пышмы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Среднеуральский винзавод» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Верхняя Пышма обратился в суд с иском к ООО «Среднеуральский винзавод» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой г. Верхняя Пышма, проверки работодателей, подлежащих квотированию на предмет исполнения законодательства в сфере квотирования рабочих мест инвалидов, было установлено, что на предприятии ООО «Среднеуральский винзавод» установленная квота для приема на работу инвалидов, выполняется не в полном объеме. Так, установленная квота для трудоустройства инвалидов составляет 3 человека. Невыполнение установленной квоты составляет 3 человека, что является нарушением ст. ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст.20,21 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области».
Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 06.10.2010. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено ГУ «Центр занятости населения г. Верхняя Пышма».
В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма - Тарасов Л.Е. исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дал объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просил обязать ООО «Среднеуральский винзавод» создать или выделить рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты.
Представитель ответчика - Ерофеева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что численность работников предприятия составляет - 172 человека, на предприятии создано два рабочих места для инвалидов: бухгалтер и дизайнер. Фактически занято, на сегодняшний день, одно рабочее место инвалидом 2 группы - дворником, два рабочих места не занято инвалидами. Ежемесячно предприятием подаются заявки в центр занятости населения со сведениями о готовности предложить имеющиеся рабочие места для инвалидов, последняя такая заявка была подана на октябрь 2010 года.
Представитель третьего лица - Исаева И.Г., действующая на основании доверенности от 01.02.2010., с исковыми требованиями прокурора согласилась. Суду пояснила, что ООО «Среднеуральский винзавод» действительно ежемесячно представляет в центр занятости отчет со сведениями о потребности в работниках, наличии свободных мест (вакантных должностей) для занятия их инвалидами. На сегодняшний день, по сведениям последнего представленного отчета за октябрь, не занято инвалидами два рабочих места. Кроме того пояснила, что на основании постановления Правительства Свердловской области ООО «Среднеуральский винзавод» внесено в целевую программу, в соответствии с которой, работодатели, не выполнившие квоту по приему на работу инвалидов, ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Сумма обязательной платы за нетрудоустроенных в пределах квоты инвалидов, исчисляется работодателем самостоятельно и ежемесячно, исходя из количества инвалидов, подлежащих трудоустройству в счет квоты, с учетом трудоустроенных или уже работающих на предприятии инвалидов.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Как следует из ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, путем установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе, специальных, для трудоустройства инвалидов, создания реабилитации инвалидов, создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям.
Из ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995., организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организациям, расположенным на территории Свердловской области с численностью работников более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.
Согласно положений ст.13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Как следует из данной нормы закона, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организацию для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.
Как следует из ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Из сведений ГУ «Верхнепышминский центр занятости» об организациях, нарушающих законодательство о занятости населения в части, касающейся трудоустройства инвалидов, по состоянию на июнь 2010 года, ООО «Среднеуральский винзавод» является организацией, нарушающей вышеуказанные нормы закона, регламентирующие обязанность работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов: создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства. Согласно данных сведений установленная квота составляет 3 рабочих места для инвалидов, невыполненная квота составляет также 3 рабочих места.
Согласно сведений ООО «Среднеуральский винзавод» о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) за октябрь 2010 года, представленных в ГУ ««Центр занятости населения г. Верхняя Пышма», количество созданных рабочих мест для инвалидов, составляет 2 рабочих места: для должности бухгалтера, с заработной платой 8 700 рублей, и должности дизайнера, с заработной платой 10 000 рублей.
Вышеуказанные сведения подтверждены письмом - сообщением генерального директора ООО «Среднеуральский винзавод» № 220 от 08.07.2010. - Гусева В.А., в адрес директора ГУ «Центр занятости населения г. Верхняя Пышма» - Кирилловой Н.Н., из которого следует, что по на предприятии установлена квота для приема на работу инвалидов в ООО «Среднеуральский винзавод» - 2% от среднесписочной численности работников.
Таким образом, исследовав все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в нарушение требований: ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 20,21,24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», предприятием ООО «Среднеуральский винзавод», установленная квота для приема на работу инвалидов, не выполнена.
Из содержания и смысла системного толкования вышеуказанных норм закона, следует, что квота считается выполненной, если на все созданные и выделенные в счет установленной квоты рабочие места, трудоустроены инвалиды. При этом, трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что предприятием ООО «Среднеуральский винзавод», установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников, не выполнена.
Как установлено в судебном заседании, вышеуказанным предприятием, занято лишь одно рабочее место - дворника, что подтверждено представленными ответчиком приказом о приеме на работу Предеина В.В., являющегося инвалидом 3 группы, заключенным с ним трудовым договором, сведениями отчета, представляемого в ГУ «Верхнепышминский центр занятости населения». Несмотря на то, что на данном предприятии создано еще два рабочих места: для бухгалтера и дизайнера, указанные рабочие места из количества установленный квоты, инвалидами не занято.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, от уплаты государственной пошлины, освобождается.
В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в федеральный бюджет, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, государственная пошлина в размере 200 рублей (исчисленная в соответствии с ч.1 ст. 333.19 налогового кодекса Российской Федерации), по правилам о распределении судебных расходов, в соответствии с ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с ответчика, в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в доход местного бюджета.
Руководствуясь, 12, 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма к обществу с ограниченной ответственностью «Среднеуральский винзавод о создании или выделении рабочих мест для инвалидов, в пределах установленной квоты, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Среднеуральский винзавод» выделить 2 (два) рабочих места для трудоустройства инвалидов, что составляет 2% от среднесписочной численности работников предприятия.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Среднеуральский винзавод государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Верхнепышминский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2010 года.
Судья Н.Н. Мочалова.