выделение рабочих мест для инвалидов



Дело № 2-1743/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 25 Октября 2010 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н.

при секретаре - Александровой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма к общества с ограниченной ответственностью «Магнат Трейд Энтерпрайз» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Верхняя Пышма обратился в суд с иском к ООО «Магнат Трейд Энтерпрайз» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой г. Верхняя Пышма, проверки работодателей, подлежащих квотированию на предмет исполнения законодательства в сфере квотирования рабочих мест инвалидов, было установлено, что на предприятии ООО «Магнат Трейд Энтерпрайз» установленная квота для приема на работу инвалидов, выполняется не в полном объеме. Так, установленная квота для трудоустройства инвалидов составляет 5 человек. Невыполнение установленной квоты составляет 2 человека, что является нарушением ст. ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст.20,21 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области».

Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 06.10.2010. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено ГУ «Центр занятости населения г. Верхняя Пышма».

В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма - Тарасов Л.Е. исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дал объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просил обязать ГУП СО «Птицефабрика Среднеуральская» создать или выделить рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты.

Представитель ответчика - ООО «Магнат Трейд Энтерпрайз» - Ильченко Е.В., действующая на основании доверенности № 887 от 01.06.2010., исковые требования не признала, пояснив суду, что фактически рабочие места для инвалидов на предприятии созданы, однако заполнить их не представляется возможным из-за отсутствия граждан, имеющих инвалидность и желающих работать на этих рабочих местах. По сведениям последнего отчета, представленного в центр занятости населения, квота составляет 4 человека, 3 рабочих места из установленной квоты, заняты инвалидами, не выполнена квота только в отношении 1 человека. Сведения в центра занятости населения предоставляются регулярно и своевременно.

Представитель третьего лица - Исаева И.Г., действующая на основании доверенности от 01.02.2010., с исковыми требованиями прокурора согласилась. Суду пояснила, что ООО «Магнат Трейд Энтерпрайз» действительно ежемесячно представляет в центр занятости отчеты со сведениями о потребности в работниках, наличии свободных мест (вакантных должностей) для занятия их инвалидами. По сведениям последнего представленного отчета за сентябрь, размер установленной квоты составляет 4 человека, не занято инвалидами 1 рабочее место. Фактически трудоустроено 3 человека, являющихся инвалидами.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Как следует из ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, путем установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе, специальных, для трудоустройства инвалидов, создания реабилитации инвалидов, создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям.

Из ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995., организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов.

Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организациям, расположенным на территории Свердловской области с численностью работников более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Согласно положений ст.13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Как следует из данной нормы закона, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организацию для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.

Как следует из ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Из сведений ГУ «Верхнепышминский центр занятости» об организациях, нарушающих законодательство о занятости населения в части, касающейся трудоустройства инвалидов, по состоянию на июнь 2010 года, ООО «Магнат Трейд Энтерпрайз, является организацией, нарушающей вышеуказанные нормы закона, регламентирующие обязанность работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов: создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства. Согласно данных сведений установленная квота составляет 5 рабочих мест для инвалидов, невыполненная квота составляет 2 рабочих места для инвалидов.

Таким образом, исследовав все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в нарушение требований: ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 20,21,24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», предприятием ООО «Магнат Трейд Энтерпрайз» установленная квота для приема на работу инвалидов, не выполнена.

Из содержания и смысла системного толкования вышеуказанных норм закона, следует, что квота считается выполненной, если на все созданные и выделенные в счет установленной квоты рабочие места, трудоустроены инвалиды. При этом, трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что предприятием ООО «Магнат Трейд Энтерпрайз установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников, не выполнена.

Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что поскольку рабочие места для инвалидов созданы на предприятии, квота является выполненной, суд считает несостоятельными, поскольку: во-первых, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, представителем ответчика соответствующих доказательств, из которых возможно было бы определить то, что рабочие места для инвалидов созданы (штатное расписание, иные письменные документы), не представлено; во-вторых, квота считается выполненной, если инвалиды фактически трудоустроены. Доказательств этому представителем ответчика также не представлено (трудовые договоры, приказы о приеме на работу, иные документы).

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, от уплаты государственной пошлины, освобождается.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в федеральный бюджет, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, государственная пошлина в размере 200 рублей (исчисленная в соответствии с ч.1 ст. 333.19 налогового кодекса Российской Федерации), по правилам о распределении судебных расходов, в соответствии с ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с ответчика, в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в доход местного бюджета.

Руководствуясь, 12, 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма к обществу с ограниченной ответственностью «Магнат Трейд Энтерпрайз» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Магнат Трейд Энтерпрайз» создать или выделить 1 (одно) рабочее место для трудоустройства 1 (одного) инвалида.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Магнат Трейд Энтерпрайз» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Верхнепышминский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2010 года.

Судья Н.Н. Мочалова.