выделение рабочих мест для инвалидов



Дело № 2-1742/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 25 Октября 2010 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н.

при секретаре - Александровой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхней Пышмы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Энел - ОГК-5» филиалу «Среднеуральская ГРЭС» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Верхняя Пышма обратился в суд с иском к ОАО «Энел - ОГК-5» филиалу «Среднеуральская ГРЭС» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой г. Верхняя Пышма, проверки работодателей, подлежащих квотированию на предмет исполнения законодательства в сфере квотирования рабочих мест инвалидов, было установлено, что на предприятии «Энел - ОГК-5» филиале «Среднеуральская ГРЭС» установленная квота для приема на работу инвалидов, выполняется не в полном объеме. Так, установленная квота для трудоустройства инвалидов составляет 14 человека. Невыполнение установленной квоты составляет 6 человек, что является нарушением ст. ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст.20,21 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области».

Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 06.10.2010. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено ГУ «Центр занятости населения г. Верхняя Пышма».

В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма - Тарасов Л.Е. исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дал объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просил обязать «Энел - ОГК-5» филиалу «Среднеуральская ГРЭС» создать или выделить рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты.

Представитель ответчика - ОАО «Энел - ОГК-5» филиалу «Среднеуральская ГРЭС» - Жидкова К.В., действующая на основании доверенности № 370\2010 от 01.09.2010., исковые требования не признала, пояснив суду, что на сегодняшний день численность работников предприятия составляет 704 человека, на начало года численность работников составляла около 800 человек. Размер установленной квоты составляет 14 человек, фактически трудоустроено - 6 человек, не занято инвалидами - 8 рабочих мест. Ежемесячно предприятие подает в центр занятости населения сведения о количестве рабочих мест, не занятых инвалидами. При направлении из центра занятости инвалидов, предприятие изыскивает возможность их трудоустройства. В силу специфики производства, трудоустроить инвалидов затруднительно, так как в силу состояния здоровья они не могут выполнять ту работу, которую необходимо выполнять по вакантной должности.

Представитель третьего лица - Исаева И.Г., действующая на основании доверенности от 01.02.2010., с исковыми требованиями прокурора согласилась. Суду пояснила, что ОАО «Энел-ОКГ-5» действительно ежемесячно представляет в центр занятости отчет со сведениями о потребности в работниках, наличии свободных мест (вакантных должностей) для занятия их инвалидами. На сегодняшний день, по сведениям последнего представленного отчета, не занято инвалидами 8 рабочих мест, из среднесписочной численности работников - 706 человек, размер установленной квоты составляет 14 человек, работает в счет квоты - 6 человек.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Как следует из ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, путем установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе, специальных, для трудоустройства инвалидов, создания реабилитации инвалидов, создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям.

Из ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995., организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов.

Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организациям, расположенным на территории Свердловской области с численностью работников более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Согласно положений ст.13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Как следует из данной нормы закона, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организацию для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.

Как следует из ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Из сведений ГУ «Верхнепышминский центр занятости» об организациях, нарушающих законодательство о занятости населения в части, касающейся трудоустройства инвалидов, по состоянию на июнь 2010 года, ОАО «Энел - ОГК-5» филиал «Среднеуральская ГРЭС»., является организацией, нарушающей вышеуказанные нормы закона, регламентирующие обязанность работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов: создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства. Согласно данных сведений установленная квота составляет 14 рабочих места для инвалидов, невыполненная квота составляет 6 рабочих мест.

Согласно информации специалиста службы управления персоналом ОАО «Энел-ОГК-5 Среднеуральской ГРЭС» - ФИО5, на имя директора ГУ «Верхнепышминский центр занятости» ФИО6 «О выполнении установленной квоты», следует, что среднесписочная численность работников предприятия составляет 706 человек, размер установленной квоты - 14 человек, работает в счет установленной квоты - 6 человек, не трудоустроено в счет установленной квоты - 8 человек.

Таким образом, исследовав все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в нарушение требований: ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 20,21,24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», предприятием ОАО « Энел ОГК-5 филиала «Среднеуральская ГРЭС» установленная квота для приема на работу инвалидов, не выполнена.

Из содержания и смысла системного толкования вышеуказанных норм закона, следует, что квота считается выполненной, если на все созданные и выделенные в счет установленной квоты рабочие места, трудоустроены инвалиды. При этом, трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ОАО « Энел ОГК-5 филиала «Среднеуральская ГРЭС», установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников, не выполнена.

Как установлено в судебном заседании, вышеуказанным предприятием, занято лишь шесть рабочих мест, не выполнена квота в отношении восьми рабочих мест.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, от уплаты государственной пошлины, освобождается.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в федеральный бюджет, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, государственная пошлина в размере 200 рублей (исчисленная в соответствии с ч.1 ст. 333.19 налогового кодекса Российской Федерации), по правилам о распределении судебных расходов, в соответствии с ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с ответчика, в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в доход местного бюджета.

Руководствуясь, 12, 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма открытому акционерному обществу «Энел - ОГК-5» филиалу «Среднеуральская ГРЭС» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов, в пределах установленной квоты, удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Энел - ОГК-5» филиалу «Среднеуральская ГРЭС» создать или выделить 8 (восемь) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Взыскать с открытого акционерного общества «Энел - ОГК-5» филиала «Среднеуральская ГРЭС» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Верхнепышминский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2010 года.

Судья Н.Н. Мочалова.