Патрушева Е.А. о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-97/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 19 января 2011 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Дробышевой Л.А.,

при секретаре Михайловской Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Патрушевой Екатерины Анатольевны к Администрации ГО Среднеуральск, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Патрушева Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации ГО Среднеуральск, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением.

Свои требования мотивирует тем, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В 1993 году ее мать была лишена родительских прав. Она обучалась в школе-интернате № <адрес>, затем была направлена на обучение в ПУ «Юность». После окончания училища она обратилась в Администрацию ГО Среднеуральска и ей была предоставлена комната площадью 10,8 кв.м по адресу: <адрес>, с ней был заключен договор социального найма. В соответствии с действующим законодательством она должна быть обеспечена жилой площадью не менее 33 кв.м. До настоящего времени жилое помещение по данной норме ей не предоставлено. Просит обязать ответчиков обеспечить ее жилым помещением в виде однокомнатной квартиры, не менее 33 кв.м общей площадью в пределах ГО Среднеуральск, благоустроенной и отвечающей санитарным и иным требованиям.

В судебном заседании Патрушева Е.А. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, настаивает на их удовлетворении.

Ответчик - представитель администрации ГО Среднеуральск Власова Н.В., действующая на основании доверенности от 31.10.2008 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования Патрушевой Е.А. признала в полном объеме, о чем в материалах дела имеется соответствующее заявление.

Ответчик - представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, суду представил отзыв, указывая, что исковые требования Патрушевой Е.А. не признает, поскольку в соответствии с Постановлением правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Просит в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать, поскольку обеспечение жильем Патрушеву А.Е. будет произведено без судебного решения. На данный момент СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства» заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей-сирот в г. Среднеуральске. Готовится к изданию приказ о распределении жилых помещений для обеспечения детей-сирот в Среднеуральске по согласованию с администрацией ГО Среднеуральск и в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств.

Ответчик - представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, суду представил отзыв, указывая, что исковые требования Патрушевой Е.А. не признает, поскольку согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в начале каждого года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 №119-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229 370 тысяч рублей. Главным распорядителем, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП «О главном распорядителей бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Считает, что исковые требования Патрушевой А.Е. не обоснованны, поскольку расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, субъектом Российской Федерации - Свердловской областью выполняются, а обязательств по предоставлению (заключению договоров социального найма) жилых помещений за субъектами Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.

С учетом мнения истца, в соответствии с п.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Администрации ГО Среднеуральск, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Патрушевой А.Е. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Патрушева Екатерина Анатольевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в графе «отец» указан ФИО2, в графе «мать» - ФИО3 (л.д. 8).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной заведующей Гаринским отделом ЗАГС администрации <адрес> - отцом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно записан со слов матери - ФИО2, отцовство не установлено (л.д. 12).

Согласно решению Гаринского районного народного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери Екатерины, родившейся ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Как следует из постановления главы администрации Гаринского район № от ДД.ММ.ГГГГ Патрушева Екатерина Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ определена в детское учреждение (л.д. 9). Согласно путевке № от ДД.ММ.ГГГГ Патрушева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения направлена из Гарей в г. Н-Тагил в детский дом 2 класс (л.д. 11). Согласно путевке № от ДД.ММ.ГГГГ Патрушева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ из детского дома в г. Н-Тагил направлена в Среднеуральскую школу-интернат №3 во 2 класс (л.д. 13).

Как следует из справки от 16.07.2001 выданной директором МОУ МСК школы -интернат № ФИО8 - Патрушева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ действительно являлась воспитанницей МОУ МСК школы - интерната № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период с 1994 года по август 2001 года, находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 15).

Согласно направлению №173 от 17.05.2001 выданному Министерством общего и профессионального образования Свердловской области Патрушева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ рождения, выпускница специального коррекционного 8 вида школы - интернат г. Среднеуральск, направлена для получения начального профессионального образования в профессиональное училище «Юность» г. Верхняя Пышма по профессии штукатур-маляр (л.д. 14)

В связи, с чем Патрушева Е.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживающий в детском учреждении и не имеющим закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы Среднеуральск № 857 от 29.09.2006 Патрушева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список №1 (внеочередное предоставление жилых помещений) под №10 (л.д. 16).

На основании постановления главы ГО Среднеуральск № 969 от 10.10.2008 МУП «СУЖКХ» заключило с Патрушевой Е.А. договор найма жилого помещения в общежитии на жилое помещение - комнату №, площадью 10,8 кв.м, находящуюся в общежитии, расположенном по адресу <адрес> (л.д. 18).

Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Патрушевой Е.А. не зарегистрировано, жилого помещения приобретенного в порядке приватизации также не зарегистрировано, право бесплатной приватизации не использовано, что подтверждается справкой № 269 от 06.10.2008 (л.д. 17), уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № 29/081/2010-321 от 09.12.2010, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, сообщением № 01-18-1411 от 16.12.2010 выданным СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал «Верхнепышминское БТИ и РН».

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Статья 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющая целью конкретизации государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 данного Закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов, деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами ряда субъектов Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Бюджетам муниципальных образований должны быть предоставлены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области № 1631-ПП от 13.11.2009, функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 01.01.2010.

В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 №119-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229 370 тысяч рублей.

Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области, а обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит в данном случае на администрации ГО Среднеуральск.

В части разрешения исковых требований Патрушевой Е.А. к Администрации ГО Среднеуральск суд исходит из того, что в судебном заседании представитель Администрации ГО Среднеуральск признал исковые требования в этой части.

С учетом изложенного, Правительство Свердловской области является не надлежащим ответчиком.

Предоставление жилья в соответствии с вышеуказанными нормами осуществляется при условии отсутствия закрепленного жилья. Жилого помещения за истцом не закреплялось, на момент подачи искового заявления какого-либо жилого помещения в собственности у истца нет, право бесплатной приватизации не использовано.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Патрушевой Е.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

Исковые Патрушевой Екатерины Анатольевны к Администрации ГО Среднеуральск, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести с целью передачи в муниципальную собственность ГО Среднеуральск отдельное изолированное жилое помещение, пригодное для проживания на территории ГО Среднеуральск, не менее 33 квадратных метров общей площади, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предназначенное для Патрушевой Екатерины Анатольевны, <данные изъяты>

Обязать администрацию ГО Среднеуральск предоставить по договору социального найма приобретенное и переданное в муниципальную собственность жилое помещение Патрушевой Екатерине Анатольевне, <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2011 года.

Решение вступило в законную силу «___»____________________ 2011 года.

Судья

Верхнепышминского городского суда Л.А.Дробышева