Дело № 2-1982/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 02 декабря 2010 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Михайлова А.Ф.,
при секретаре Исаковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Верхняя Пышма в интересах Жигалова Максима Олеговича к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения лицу, из числа, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Верхняя Пышма в интересах Жигалова М.О. обратился в суд с иском к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения лицу, из числа, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование своих требований ссылается на то, что прокуратурой г. Верхняя Пышма проведена проверка о нарушении жилищного законодательства администрацией ГО Верхняя Пышма. На основании постановления главы администрации г. Среднеуральск от 09.09.1996 года Жигалов М.О. устроен в образовательное учреждение на полное государственное обучение. Жигалов М.О., <данные изъяты> относится к лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. На основании постановления № 1109 от 03.06.2004 года Жигалов М.О. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередной список (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). Жилое помещение Жигалов М.О. по договору социального найма Администрацией ГО Верхняя Пышма не предоставлено. Просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение, до 45 квадратных метров общей площади, в пределах ГО Верхняя Пышма благоустроенным и отвечающим санитарным и иным требованиям, с целью передачи жилого помещения предназначенного для Жигалова Максима Олеговича, <данные изъяты> в муниципальную собственность администрации ГО Верхняя Пышма. Обязать администрацию ГО Верхняя Пышма предоставить переданное им жилое помещение по договору социального найма Жигалову Максиму Олеговичу, <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма Удалов Н.А. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении поддержал, настаивает на их удовлетворении.
Ответчик - представитель администрации ГО Верхняя Пышма Чайка В.Г., действующая на основании доверенности от 12.01.2010 года в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, просит приять признание иска.
Ответчик - представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жигалов Максим Олегович родился ДД.ММ.ГГГГ в г. ФИО1 <адрес> в графе «отец» указан ФИО4, в графе «мать» - ФИО5 (л.д. 5).
В связи с тем, что родители несовершеннолетнего Жигалова М.О. лишены родительских прав, постановлением Главы МО «Среднеуральск» от 09.09.1996 года № 225 Жигалову М.О. выделена путевка для устройства в школу-интернат № 3 на полное государственное обеспечение (л.д. 7).
Согласно справке (л.д. 8) Жигалов М.О. являлся воспитанником МОУ МСК школы-интерната VIII вида г. Среднеуральск, находился на полном государственном обеспечении с 13.09.1996 года по 30.08.2004 года.
В связи с чем Жигалов М.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживающий в детском учреждении и не имеющим закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Постановлением главы МО «Верхняя Пышма» от 03.06.2004 года № 1109 (л.д. 10) Жигалов М.О. включен в список очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Жигалова М.О. не зарегистрировано (л.д. 12,13).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Статья 2 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами ряда субъектов Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
бюджетам муниципальных образований должны быть предоставлены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области № 1631-ПП от 13.11.2009 года, функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 01.01.2010 года.
Таким образом, обязанности по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области.
В части разрешения исковых требований прокурора к Администрации ГО Верхняя Пышма суд исходит из того, что в судебном заседании представитель Администрации ГО Верхняя Пышма признал исковые требования в этой части.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает признание иска представителем ответчика, так как считает, что это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Поскольку представитель администрации ГО Верхняя Пышма признал исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма в части возложения обязанности на администрацию ГО Верхняя Пышма, после передачи им жилого помещения в муниципальную собственность предоставить Жигалову М.О. данное жилое помещение по договору социального найма, то в соответствии с ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным ограничиться указанием в решении на факт признания ответчиком иска представителем Администрации ГО Верхняя Пышма, не указывая обстоятельств дела, установленные судом доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, и доводы, по которым суд опровергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Верхняя Пышма в интересах Жигалова Максима Олеговича, удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести Жигалову Максиму Олеговичу, <данные изъяты> с целью передач в муниципальную собственность ГО Верхняя Пышма за счет средств бюджета Свердловской области вне очереди отдельное изолированное жилое помещение, пригодное для проживания на территории ГО Верхняя Пышма не ниже установленных норм согласно жилищному законодательству, благоустроенное, применительно к городу Верхняя Пышма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Обязать администрацию ГО Верхняя Пышма предоставить по договору социального найма приобретенное и переданное в муниципальную собственность жилое помещение Жигалову Максиму Олеговичу, ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2010 года.
Судья А.Ф. Михайлов