Дело № 2-55/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Верхняя Пышма 11 января 2011 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Михайлова А.Ф.,
при секретаре Исаковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ячменева Александра Ефимовича, Лебедева Анатолия Владимировича о признании незаконными действий органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Ячменев А.Е., Лебедев А.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации ГО Верхняя Пышма об отказе в смене разрешенного вида использования земель сельскохозяйственного назначения, а именно с ведения крестьянского хозяйства на дачное строительство, от 18.08.2010 года № 14. Возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с «для крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства».
В обоснование своих требований ссылаются на то, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 18.12.2009 года им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: ведение крестьянского хозяйства. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.01.2010 года, запись регистрации - №. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 24.12.2009 года, указанный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, а целевым назначением является «ведение крестьянского хозяйства».
17.06.2010 года они обратились в администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением о смене разрешенного вида использования с ведения крестьянского хозяйства на дачное строительство. 18.08.2010 года администраций ГО Верхняя Пышма им было отказано в смене разрешенного вида использования, поскольку в соответствии с Генеральным планом, земельный участок относится к землям крестьянского-фермерского хозяйства. Считает решение администрации ГО Верхняя Пышма незаконным, поскольку изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению предполагаемое использование земельного участка для дачного строительства соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Ограничения для смены разрешенного вида использования земельным участком отсутствуют.
В судебном заседании представители заявителей Родионов И.В., действующий на основании доверенности от 11.02.2010 года и Кузнецов И.А., действующий на основании доверенности от 16.07.2011 года доводы требования, изложенные в заявлении, поддержали.
Кроме доводов, приведенных в исковом заявлении, представители пояснили, что, согласно письму председателя комитета по управлению имуществом Дедунова В.Г. (л.д.11), они как собственники вправе самостоятельно принимать решение о смене целевого назначения. Вместе с тем, решением комиссии по перспективному развитию им в смене разрешенного вида использования земельного участка отказано (л.д.7). Считают решения структурных подразделений органов исполнительной власти непоследовательными, противоречащими друг другу.
В судебном заседании 21.12.2010г. истцы Ячменев и Лебедев лично принимая участие, пояснили, что приобретали земельный участок по указанному договору купли-продажи именно с целью изменения вида использования на дачное строительство в будущем, заниматься сельскохозяйственным производством не намеревались и не намерены это делать.
Представитель администрации ГО Верхняя Пышма Пресняков В.В., действующий на основании доверенности от 11.01.2011 года с заявлением не согласился. Суду пояснил, что в соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Закона «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации», решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний. В отношении спорного участка публичные слушания не проводились, то есть истцы настаивают на изменении разрешенного вида использования, в нарушение предусмотренного законом порядка.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства ГО Верхняя Пышма Шатунова А.Е., действующая на основании доверенности от 29.12.2010 года изложила аналогичную позицию.
Суд, выслушав представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 191-ФЗ вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, которые организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается главой местной администрации на основании рекомендации комиссии, приготовленных по заключению о результатах публичных слушаний.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
При этом право на возведение жилого дома возникает у владельца дачного земельного участка только в случаях, если земельный участок с разрешенным видом использования дачное строительство расположен на землях населенных пунктов в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 85 Земельного Кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77 Земельного кодекса РФ, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
С учетом того, что часть 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Из вышеуказанных норм следует, что возведение жилых домов возможно только на землях, относящихся к категории земель - земли населенных пунктов, данный вывод также следует из Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан".
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ст. 30, 36 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования: земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
В связи с указанными выше обстоятельствами, Администрация ГО Верхняя Пышма при решении вопроса об изменении вида разрешенного использования должна руководствоваться общими правилами, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ.
Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1. часть 2 и часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 35 и частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент, а, следовательно, и разрешенное использование, не устанавливается.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенный вид использования земельного участка сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения выбирается с учетом видов использования, разрешенных в целом для категории земель сельскохозяйственного назначения
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 года в ГО Верхняя Пышма не утверждены регламенты - вторая часть Правил. Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид может1 быть принято главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Следовательно, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 года, допустимо принятие решения об установлении такого вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, как "для дачного строительства".
В случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, (дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха), принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 -10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 23.11.2006 N 33/1 "О новой редакции Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе Верхняя Пышма", с инициативой проведения публичных слушаний могут выступить: Дума, Глава; группа граждан, проживающих на территории городского округа, обладающих активным избирательным правом, численностью не менее 50 человек.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Думы, назначаются Думой, а проводимые по инициативе Главы - назначаются Главой.
Вместе с тем орган местного самоуправления вправе по своему усмотрению принять решение об отказе в изменении вида разрешенного использования.
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что намерение собственника об изменении разрешенного вида использования земельного участка само по себе не является предопределяющим, если предметом права является собственность на земли сельскохозяйственного назначения. И при соблюдении отдельных требований вышеприведенного порядка (например, проведении публичных слушаний), положения ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ не возлагают на главу местной администрации обязанность принятия решения именно об изменении разрешенного вида использования, если это противоречит генеральному плану развития территории, утвержденному плану зонирования территории и иным требованиям закона.
Избранная истцами форма защиты собственного права фактически направлена на изменение планов развития территории в судебном порядке, помимо порядка, предусмотренного вышеприведенными положениями закона.
Ссылка истцов на письмо председателя комитета по управлению имуществом ФИО8 (л.д.11), согласно которому, они как собственники вправе самостоятельно принимать решение о смене целевого назначения, не имеет правового значения, поскольку данный документ нормативным актом не является. Изложенное в письменной форме мнение должностного лица не может влиять на предусмотренный законом порядок изменения разрешенного вида использования земельного участка.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Ячменеву Александру Ефимовичу, Лебедеву Анатолию Владимировичу в заявлении о признании незаконным решения администрации ГО Верхняя Пышма об отказе в смене разрешенного вида использования с ведения крестьянского хозяйства на дачное строительство, от 18.08.2010 года № 14, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с «для крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства», отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 17.02.2011 г.
Судья А.Ф. Михайлов