прокурор г. Верхняя Пышма в интересах Кувшинова Ю.В. о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-102 /11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 24 января 2011 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Дробышевой Л.А.,

при секретаре Клещиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Верхняя Пышма в интересах Кувшинова Юрия Викторовича к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Верхняя Пышма в интересах Кувшинова Юрия Викторовича обратился в суд с иском к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением, указывая, что по результатам проверки жилищного законодательства выявлено, что решением Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении Кувшинова Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации МО Верхняя ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ Кувшинов Ю.В. устроен в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение. Кувшинов Ю.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Федеральному закону от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кувшинов Ю.В. на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередной список (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). Жилое помещение Кувшинову Ю.В. по договору социального найма не представлено, чем нарушены его жилищные права.

Просит суд возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение, до 45 кв.м общей площади, в пределах городского округа Верхняя Пышма, благоустроенным и отвечающим санитарным и иным требованиям, с целью передачи жилого помещения предназначенного для Кувшинова Юрия Викторовича в муниципальную собственность администрации ГО Верхняя Пышма. Обязать администрацию ГО Верхняя Пышма предоставить переданное им жилое помещение по договору социального найма Кувшинову Юрию Викторовичу.

В судебном заседании помощник прокурора города Верхняя Пышма Удалов Н.Н. в интересах Кувшинова Ю.В., доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, настаивает на их удовлетворении.

Ответчик - представитель администрации ГО Верхняя Пышма В.Г. Чайка, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора города Верхняя Пышма признала в полном объеме, о чем в материалах дела имеется соответствующее заявление.

Ответчик - представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, суду представил отзыв, указывая, что исковые требования прокурора города Верхняя Пышма не признает, поскольку в соответствии с Постановлением правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Просит в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать, поскольку обеспечение жильем Кувшинова Ю.В., при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством. На данный момент СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства» заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей-сирот в г. Верхняя Пышма. Готовится к изданию приказ о распределении жилых помещений для обеспечения детей-сирот в г. Верхняя Пышма по согласованию с администрацией ГО Верхняя Пышма в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств.

С учетом мнения истца, в соответствии с п.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.

Заслушав помощника прокурора города Верхняя Пышма Удалова Н.Н., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора города Верхняя Пышма подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно решению Верхнепышминского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении детей: <данные изъяты>, Юрия <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.9)

Как следует из постановления главы города ФИО2 ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено определить малолетних детей: Кувшинова Юрия Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ в детское воспитательное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д.7).

В соответствии с постановлением главы администрации города Среднеуральска №308 от 21.11.1996 постановлено Управлению образования г. Верхняя Пышма выделить путевку для устройства несовершеннолетнего Кувшинова Юрия Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ на полное государственное обеспечение (л.д.8).

В связи, с чем Кувшинов С.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживающий в детском учреждении и не имеющим закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы ГО Верхняя ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ Кувшинов С.В., ДД.ММ.ГГГГ признан малоимущим и включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилых помещений по договору социального найма (л.д. 11).

Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Кувшинова Ю.В. не зарегистрировано, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал «Верхнепышминское БТИ и РН» (л.д.12).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Статья 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющая целью конкретизации государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 данного Закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов, деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами ряда субъектов Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Бюджетам муниципальных образований должны быть предоставлены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области № 1631-ПП от 13.11.2009, функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 01.01.2010.

В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 №119-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229 370 тысяч рублей.

Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области, а обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит в данном случае на администрации ГО Верхняя Пышма.

В части разрешения исковых требований Кувшинова Ю.В. к Администрации ГО Верхняя Пышма суд исходит из того, что представитель Администрации ГО Верхняя Пышма признал исковые требования в этой части.

Предоставление жилья в соответствии с вышеуказанными нормами осуществляется при условии отсутствия закрепленного жилья. Жилого помещения за Кувшиновым Ю.В. не закреплялось, на момент подачи искового заявления какого-либо жилого помещения в собственности у истца нет, сведений об использовании права бесплатной приватизации Кувшиновым Ю.В. суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора города Верхняя Пышма в интересах Кувшинова Юрия Викторовича к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение, до 45 кв.м общей площади, в пределах городского округа Верхняя Пышма, благоустроенным и отвечающим санитарным и иным требованиям, с целью передачи жилого помещения предназначенного для Кувшинова Юрия Викторовича в муниципальную собственность администрации ГО Верхняя Пышма.

Обязать администрацию ГО Верхняя Пышма предоставить переданное им жилое помещение по договору социального найма Кувшинову Юрию Викторовичу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2011 года.

Решение вступило в законную силу «___»____________________ 2011 года.

Судья

Верхнепышминского городского суда Л.А.Дробышева