ИФНС взыскание суммы, встречный иск Баранчиковой о признании действий ИФНС незаконными



Дело №2-108/2011 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2011 г. г.Верхняя Пышма

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Л.А. Дробышевой,

при секретаре Ю.М. Михайловской,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции ФНС России по г. Верхняя Пышма к Баранчиковой Татьяне Яковлевне о взыскании денежных сумм и по встречному иску Баранчиковой Татьяны Яковлевны к Инспекции ФНС России по г. Верхняя Пышма о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по г. Верхняя Пышма обратилась в суд с иском к Баранчиковой Татьяне Яковлевне о взыскании денежных сумм. Свои требования мотивирует тем, что Баранчикова Т.Я. является собственником 1/2 доли частного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Инвентаризационная стоимость дома на 2008 год составляла 586 470 рублей. В соответствии со ст.1,2 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» №2003-1 от 19.12.1991 Баранчикова Т.Я. является плательщиком налога на имущество. Согласно ст.3 Закона, п.1 Решения Думы МО Верхняя Пышма от 27.10.2005 №16/2 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Верхняя Пышма» к имуществу стоимостью до 300 тыс. рублей установлена ставка налога - 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3%, от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей - 0,6%, свыше 700 тыс. рублей - 0,8%. В соответствии со ст.5 Закона уплата налога производится в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Инспекцией произведен расчет налога на имущество за 2008 год, согласно которому сумма налога составила: 1 759,41 рублей (586 470 рублей х 0,6% х 1/2). В связи с частичной уплатой налога в размере 293,24 рублей к взысканию подлежит сумма 1 466,17 рублей (1 759,41 рублей - 293,24 рублей). В соответствии со ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации Баранчиковой Т.Я. было направлено требование №7782 от 11.02.2010, которым она была поставлена в известность о необходимости произвести уплату налога на имущество, а также пени в срок до 01.03.2010, которое оставлено без удовлетворения. Согласно со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты налога или уплаты налога в сроки, более поздние, чем установлены законодательством о налогах и сборах, с налогоплательщика взыскивается пеня. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Просит суд взыскать с Баранчиковой Т.Я. в доход бюджета ГО Верхняя Пышма сумму задолженности в размере 1 608,24 рублей, из них 1 466,17 рублей налог на имущество физических лиц, 142,07 рублей пени за просрочку уплаты налога.

Баранчикова Т.Я. обратилась в суд со встречным иском к Инспекции ФНС России по г. Верхняя Пышма о признании действий незаконными. Свои требования мотивирует тем, что она, являясь собственником половины частного дома, платит налоги на имущество физических лиц в бюджет ГО Верхняя Пышма в полном объеме и в установленные сроки. В 2008 году она получила Налоговое уведомление №139776 на уплату налога за 2008. Инвентаризационная стоимость дома на 2008 год составила 586 470 рублей, соответственно стоимость ее 1/2 доли составила - 293 235 рублей. Инспекцией ФНС России по г. Верхняя Пышма произведен расчет налога с применением ставки 0,1%, сумма налога - 293.24 рублей. Считает незаконным перерасчет Инспекцией разницы между начисленной и уплаченной суммой налога за 2008 год. Перерасчет сделан уже после того, как ее обязанность налогоплательщика в отношении налогового периода 2008 года прекратилась. В силу абз.2 п.1 ст.54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Сравнение налоговых уведомлений №139776 за 2008 год и №165621 за 2009 год показывает, что налоговая база не изменилась, следовательно, оснований для перерасчета налога за 2008 год не было. Считает, что сумма налога 1 466,17 рублей к доплате за 2008 год, указанная в налоговом уведомлении №165621, определена неправильно, в противоречие с положениями законодательства о налогах и сборах, поскольку инспекцией произведен расчет исходя из инвентаризационной стоимости всего дома. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2008 №03-05-04-01/19 не может применяться, так как оно не зарегистрировано в установленном порядке в министерстве юстиции Российской Федерации и противоречит законодательству о налогах и сборах. Просит суд признать действия Инспекции ФНС по г. Верхняя Пышма, связанные с доначислением ей налога на имущество за 2008 год, незаконными. Ее обязанность по уплате налога за 2008 год считать исполненной.

Представитель инспекции ФНС России по г. Верхняя Пышма Скачкова С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении. Встречный иск Баранчиковой Т.Я. к Инспекции ФНС по г. Верхняя Пышма не признала и просила в удовлетворении встречного иска отказать.

Баранчикова Т.Я. исковые требования Инспекции ФНС по г. Верхняя Пышма не признала, просила в их удовлетворении отказать, свои требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

Заслушав представителя Инспекции ФНС по г. Верхняя Пышма Скачкову С.В., Баранчикову Т.Я., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлены федеральные, региональные и местные законы.

К местным налогам отнесен налог на имущество физических лиц (ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ч.1,2,6,7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Четкость, точность и определенность налоговых норм является обеспечением их правильного применения.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 13.03.2008 №5-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремя нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно, если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 19.12.1991 №2003-1 объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Согласно ст.1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 19.12.1991 №2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий.

Статьей 3 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 19.12.1991 №2003-1 закреплено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Согласно п.1 Решения Думы МО Верхняя Пышма от 27.10.2005 №16/2 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Верхняя Пышма» к имуществу стоимостью до 300 000 рублей установлена ставка налога - 0,1%, от 300 000 рублей до 500 000 рублей - 0,3%, от 500 000 рублей до 700 000 рублей - 0,6%, свыше 700 000 рублей - 0,8%.

В соответствии со ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Из пояснений Баранчиковой Т.Я. и материалов дела следует, что ей принадлежит на праве собственности 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом со вспомогательными постройками, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.31).

ИФНС по г. Верхняя Пышма направила Баранчиковой Т.Я. налоговое уведомление №139776 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год (л.д.44). Согласно данному уведомлению, налоговым органом применена налоговая база - 586470 рублей - инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, налоговая ставка - 0,1% и сумма налога исчислена исходя из стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику, то есть из 1/2 доли (586 470 рублей : 1/2 = 293 235 рублей х 0,1% = 293,24 рублей).

Указанная сумма налога Баранчиковой Т.Я. уплачена 22.08.2008 в полном объеме (оборот л.д.44).

После чего, ИФНС по г. Верхняя Пышма направила Баранчиковой Т.Я. налоговое уведомление №153770 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год (л.д.5). Согласно данному уведомлению, налоговым органом применена налоговая база - 586470 рублей - инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, налоговая ставка - 0,6% и сумма налога исчислена исходя из стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику, то есть из 1/2 доли.

Исходя из данного налогового уведомления, усматривается, что налоговая база не изменилась, размер доли в праве общей долевой собственности налогоплательщика не изменился, однако налоговая ставка стала выше, изменилась с 0,1% до 0,6%.

Согласно требованию №7782 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.2010 (л.д.6) и расчету начислений по налогу на имущество (л.д.12), следует, что по состоянию на 11.02.2010 за Баранчиковой Т.Я. числится общая задолженность на сумму 1 513, 29 рублей, в том числе по налогам (сборам) 1 466,17 рублей. Увеличение суммы налога произошло в связи с изменением налоговой ставки.

Недоимка выявлена ИФНС по г. Верхняя Пышма у налогоплательщика Баранчиковой Т.Я. 17.12.2009 (л.д.14).

Из пояснений представителя ИФНС по г. Верхняя Пышма Скачковой С.В. следует, что перерасчет суммы налога для налогоплательщика Баранчиковой Т.Я. произошел в связи с тем, что Инспекция руководствовалась письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2008 №03-05-04-01/19 о порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой (совместной) собственности нескольких лиц. В данном письме рекомендуется применять для таких лиц налоговую ставку исходя из стоимости всего дома, а не той доли, которая принадлежит налогоплательщику.

Согласно вышеуказанному письму Министерства финансов Российской Федерации, следует, что в связи с тем, что Законом не предусмотрены в качестве налогообложения доли в праве собственности на имущество, то в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц должна применяться инвентаризационная стоимость объекта налогообложения, а не доли (л.д.23-24).

Однако, по мнению суда, такое толкование Закона Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» не соответствует его содержанию, а действия Инспекции ФНС по г. Верхняя Пышма по перерасчету налога на имущество за 2008 год являются незаконными, так как каких-либо изменений в данный закон не вносилось.

Так, в силу ст.2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в редакции от 05.04.2009) объектами налогообложения налога на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, без указания в Законе на доли в праве собственности на это имущество как объекта налогообложения.

Однако пунктом 2 ст.1 Закона установлено специальное правило о том, что если имущество признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доли в этом имуществе.

Согласно ч.2 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен объем бремени несения расходов по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности, в соответствии с которым каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2008 №03-05-04-01/19 о порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой (совместной) собственности нескольких лиц, фактически давшее новое толкование Закона не может применяться, так как оно не зарегистрировано в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации и противоречит законодательству о налогах и сборах.

Кроме того, указанное письмо носит информационно-разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться законодательством о налогах и сборах и гражданским законодательством.

В настоящее время Федеральным законом от 28.11.2009 №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.2 закона Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», дополнив статью п.7. согласно которому объектом налогообложения является доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.

Таким образом, законодатель устранил все сомнения и неясности и привел в соответствие налоговое законодательство с гражданским законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Инспекции ФНС по г. Верхняя Пышма удовлетворению не подлежат, а требования Баранчиковой Т.Я. подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст.12, ст.56, ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске Инспекции ФНС России по г. Верхняя Пышма к Баранчиковой Татьяне Яковлевне о взыскании денежных сумм отказать в полном объеме.

Встречный иск Баранчиковой Татьяны Яковлевны к Инспекции ФНС России по г. Верхняя Пышма о признании действий незаконными удовлетворить.

Признать действия Инспекции ФНС России по г. Верхняя Пышма связанные с доначислением Баранчиковой Татьяне Яковлевне налога на имущество за 2008 год по налоговой ставке 0,6% незаконными. Обязанность по уплате налога Баранчиковой Т.Я. за 2008 г. считать исполненной.

Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Верхняя Пышма в пользу Баранчиковой Т.Я. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 (десяти) дней через Верхнепышминский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2011 года.

Решение вступило в законную силу «___» ____________ 2011 г.

Судья

Верхнепышминского городского суда Л.А. Дробышева