Дело № 2-98 /11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Верхняя Пышма 07 февраля 2011 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Дробышевой Л.А.,
при секретаре Михайловской Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глушан Олега Владимировича к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Глушан О.В. обратился в суд с иском к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением, в виде однокомнатной квартиры, в пределах ГО Верхняя Пышма, благоустроенным и отвечающим санитарным и иным требованиям.
В обоснование своих требований указывает, что на основании постановления главы МО Верхняя ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № он был определен в МОУ «Верхнепышминский детский дом-школа» на полное государственное обеспечение. Его родители ФИО3 и ФИО2 лишены родительских прав. Согласно постановлению главы ГО Верхняя Пышма он был включен во внеочередной список нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. После окончания школы он был направлен на обучение в лицей «Строитель» расположенный по адресу: <адрес>. Он обратился в администрацию ГО Верхняя Пышма с просьбой предоставить ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однокомнатной квартиры по договору социального найма в пределах данного муниципального образования. На что получил ответ, что ему будет предоставлено жилье в порядке очередности, установленной среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что отказ ответчика в предоставлении отдельного жилья по договору социального найма является незаконным и необоснованным.
Просит суд возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение, до 45 кв.м общей площади, в пределах городского округа Верхняя Пышма, благоустроенное и отвечающее санитарным и иным требованиям, с целью передачи жилого помещения предназначенного для него в муниципальную собственность администрации ГО Верхняя Пышма. Обязать администрацию ГО Верхняя Пышма обеспечить его жилым помещением в виде благоустроенной и отвечающей санитарным и иным требованиям однокомнатной квартиры в пределах ГО Верхняя Пышма по договору социального найма.
В судебном заседании истец Глушан О.В., доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик - представитель администрации ГО Верхняя Пышма В.Г. Чайка, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования Глушан О.В. признала в полном объеме, о чем в материалах дела имеется соответствующее заявление.
Ответчик - представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, причин не явки суду не сообщил, о времени и месте слушания был извещено своевременно и надлежащим образом.
Ответчик - представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, суду представил отзыв, указывая, что исковые требования Глушан О.В. не признает, поскольку согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в начале каждого года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 №119-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229 370 тысяч рублей. Главным распорядителем, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП «О главном распорядителей бюджетных средств» является Ми6истерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Считает, что исковые требования Глушан О.В. не обоснованны, поскольку расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, субъектом Российской Федерации - Свердловской областью выполняются, а обязательств по предоставлению (заключению договоров социального найма) жилых помещений за субъектами Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом мнения истца, в соответствии с п.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Администрации ГО Среднеуральск, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Глушан О.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Глушан Олег Владимирович родился ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> ФИО5 <адрес> в свидетельстве о рождении, которого в графе «отец» указан ФИО2, в графе «мать» - ФИО3 (л.д. 15).
Согласно решению Верхнепышминского городского суда <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении сына Глушана Олега, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19).
Согласно решению Верхнепышминского городского суда <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении Глушана Олега, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-22).
Как следует из постановления главы МО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ Глушан Олег Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ определен в МОУ «Верхнепышминский детский дом-школа» на полное государственной обеспечение. За малолетним Глушаном О.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> (л.д. 8).
Как следует из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ выданным межведомственной комиссией, созданной по распоряжению главы ГО Верхняя Пышма от 29.07.2008 №195 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ФИО5, <адрес> не пригоден для постоянного проживания ввиду не соответствия санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещением из-за значительного физического износа и отсутствия необходимых бытовых условий (л.д. 10).
Согласно постановлению главы ГО Верхняя ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ Глушан Олег Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с целью внеочередного предоставления жилья и включен в список очередности граждан относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12)
Право собственности на имеющиеся у него объекты недвижимости за Глушан Олегом Владимировичем не зарегистрировано, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.16 ).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Статья 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 данного Закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов, деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами ряда субъектов Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Бюджетам муниципальных образований должны быть предоставлены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области № 1631-ПП от 13.11.2009, функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры свердловской области с 01.01.2010.
В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008г. №119-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229 370 тысяч рублей.
Таким образом, обязанности по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области.
В части разрешения исковых требований Глушан О.В. к Администрации ГО Верхняя Пышма суд исходит из того, что представитель Администрации ГО Верхняя Пышма признал исковые требования в этой части.
Предоставление жилья в соответствии с вышеуказанными нормами осуществляется при условии отсутствия закрепленного жилья. Жилого помещения за истцом не закреплялось, на момент подачи искового заявления какого-либо жилого помещения в собственности у истца нет, право бесплатной приватизации не использовано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Глушан О.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Глушан Олега Владимировича к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение до 45 кв.м. общей площади в пределах городского округа Верхняя Пышма, благоустроенное и отвечающее санитарным и иным требованиям с целью передачи жилого помещения предназначенного для Глушан Олега Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность администрации ГО Верхняя Пышма.
Обязать Администрацию ГО Верхняя Пышма обеспечить Глушан Олега Владимировича жилым помещением в виде благоустроенной и отвечающей санитарным и иным требованиям квартиры в пределах городского округа Верхняя Пышма по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2011 года.
Решение вступило в законную силу «___»____________________ 2011 года.
Судья
Верхнепышминского городского суда Л.А.Дробышева