Дело № 2-457/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Верхняя Пышма 07 апреля 2011 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова А.Ф.,
при секретаре Исаковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Валентины Анатольевны к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» «Свердловские тепловые сети», ЗАО «Управление тепловыми сетями» о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова В.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» «Свердловские тепловые сети», ЗАО «Управление тепловыми сетями» о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных преступлением.
В обоснование своих требований указывает, что 01.08.2007 года в МУ «Верхнепышминская ЦГБ» скончался ее муж ФИО2. Причиной смерти явилось заболевание «легионеллез»: двухсторонняя очаговая пневмония, осложнившаяся в своем течении септическим шоком, гнойно-некротическим бронхит-бронхиолитом на фоне общего атеросклероза, постинфарктного кардиосклероза.
Приговором Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 13.12.2010 года установлено, что заражение болезнью и последующая смерть мужа наступили в результате нарушения главным инженером филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» «Свердловские тепловые сети», временно исполнявшего обязанности директора Симановским О.А. и главным инженером ЗАО «Управление тепловыми сетями» Ковязиным В.В. санитарно-эпидемиологических правил, в результате чего в период с 13.07.2007 года по 29.07.2007 года в тепловые сети потребителям была подана вода, представляющая эпидемиологическую опасность для жителей г. Верхняя Пышма. В результате гибели мужа она понесла материальные затраты по изготовлению и установке памятника в размере <данные изъяты>. Расходы на погребение и поминальный обед понесло предприятие УГМК. В связи со смертью мужа резко ухудшилось состояние ее здоровья, расходы на лечение составили <данные изъяты>. Кроме того, действиями ответчиков ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях по поводу гибели мужа. Просит взыскать с ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» «Свердловские тепловые сети», ЗАО «Управление тепловыми сетями» солидарно расходы на изготовление и установку памятника в размере <данные изъяты>, расходы на приобретение лекарств в размере <данные изъяты>. Взыскать в счет компенсации морального вреда по <данные изъяты> с каждого из ответчиков.
В судебном заседании истец Михайлова В.А. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, настаивает на их удовлетворении.
Ответчик - представитель ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» «Свердловские тепловые сети» Аксенов В.Ю., действующий на основании доверенности от 08.03.2011 года исковые требования признал частично, считает разумной сумму компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, исковые требования в части взыскания расходов на лечение в размере <данные изъяты> и установку памятника в размере <данные изъяты> не признает, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующий о наличии причинно-следственной связи между действиями ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» и возникновением заболевания, от которых истец проходила лечение. Указанные Михайловой В.А. заболевания были диагностированы задолго до гибели супруга. Расходы на погребение произведены почти через 2 года после смерти мужа и связаны с переустройством места погребения, а не с самим погребением.
Ответчик - представитель ЗАО «Управление тепловыми сетями» Рубцов В.В., действующий на основании доверенности от 25.02.2011 года поддержал доводы представителя ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9».
Выслушав истца, представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 35).
Как следует из свидетельства о браке ФИО2 состоял в браке с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).
Приговором Верхнепышминского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заражение болезнью и последующая смерть ФИО2 наступили в результате нарушения главным инженером филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания №» «Свердловские тепловые сети», временно исполнявшего обязанности директора ФИО4 и главным инженером ЗАО «Управление тепловыми сетями» ФИО5 санитарно-эпидемиологических правил, в результате чего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в тепловые сети потребителям была подана вода, представляющая эпидемиологическую опасность для жителей <адрес>. ФИО1 признана потерпевшей (л.д. 5-34).
Исковые требования Михайловой В.А. в части взыскания расходов на лечение в размере <данные изъяты> удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующий о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчиков и возникновением у истца заболевания, от которых она проходила лечение. При производстве по делу истица фактически признала, что ее лечение было связано с заболеваниями, являющимися хроническими.
Размер произведенных истцом расходов на изготовление и установку памятника подтвержден документально (л.д. 40), общая сумма составляет <данные изъяты>. Признавая требования обоснованными, суд исходит из того, что хотя приведенные расходы и не были понесены непосредственно при погребении, следует учитывать, что при погребении был установлен временный памятник. Установка постоянного надгробия и памятника по прошествии 2-х лет не противоречит традициям и правилам.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личными неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причине вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда, в случае когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Истцу причинены нравственные страдания, выразившиеся в потери близкого человека - мужа.
Факт причинения нравственных страданий в данном случае доказывания не требует.
Принимая во внимание невосполнимость утраты близкого человека для потерпевшего, суд взыскивает с каждого из ответчиков в счет компенсации морального вреда по 100 000 рублей, как и приговором суда по тем искам, которые были заявлены при производстве по уголовному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Требования Михайловой Валентины Анатольевны удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Михайловой Валентины Анатольевны солидарно с ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» «Свердловские тепловые сети» и ЗАО «Управление тепловыми сетями» расходы на погребение в размере <данные изъяты>.
Взыскать в пользу Михайловой Валентины Анатольевны с ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» «Свердловские тепловые сети» в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>.
Взыскать в пользу Михайловой Валентины Анатольевны с ЗАО «Управление тепловыми сетями» в счет компенсации морального вреда 100 000 рублей.
Михайловой Валентине Анатольевне в иске о взыскании с ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» «Свердловские тепловые сети» и ЗАО «Управление тепловыми сетями» расходов на лечение в размере <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2011 г.
Судья А.Ф. Михайлов