Дело № 2-547/11 прокурор в интересах Чуракова о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-547/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 13 апреля 2011 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Дробышевой Л.А.,

при секретаре Михайловской Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Верхняя Пышма в интересах Чуракова Дмитрия Владимировича к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства архитектуры Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Верхняя Пышма в интересах Чуракова Д.В. обратился в суд с иском к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства архитектуры Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением.

Свои требования мотивирует тем, что ФИО3, являющаяся матерью Чуракова Д.В., согласно свидетельству о смерти №, от ДД.ММ.ГГГГ умерла. Отец согласно решению Артинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении Чуракова Д.В. Постановлением главы муниципального образования «Среднеуральск» от 12.09.1996 №231 Чураков Д.В. устроен в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение. Чураков Д.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Федеральному закону от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно постановлению главы МО Верхняя Пышма №1109 от 03.06.2004 Чураков Д.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередной список. Жилое помещение Чуракову Д.В. по договору социального найма Администрацией ГО Верхняя Пышма до настоящего времени не предоставлено, чем нарушены его жилищные права.

Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение, до 45 квадратных метров общей площади, в пределах городского округа Верхняя Пышма, благоустроенным и отвечающим санитарным и иным требованиям, с целью передачи жилого помещения предназначенного для Чуракова Д.В. ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность администрации ГО Верхняя Пышма. Обязать администрацию ГО Верхняя Пышма предоставить переданное им жилое помещение по договору социального найма Чуракову Дмитрию Владимировичу ДД.ММ.ГГГГ.

Помощник прокурора г. Верхняя Пышма Медведева М.А. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.

Чураков Д.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддерживает исковые требования, просит их удовлетворить, о чем в материалах дела имеется телефонограмма.

Ответчик - представитель администрации ГО Верхняя Пышма Чайка В.Г., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования признала, просит принять признание иска, о чем в материалах дела есть соответствующая расписка.

Ответчик - представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, суду представил отзыв, указывая, что исковые требования Прокурора города Верхняя Пышма в интересах Чуракова Дмитрия Владимировича не признает, поскольку постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 №1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Све5рдловской области» на 2011-2015 годы» утверждена программа 2 «профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком - координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком - исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области утвержден порядок обеспечения в 2011- 2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье должны, формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Просит в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать, поскольку обеспечение жильем Чуракова Д.В. будет произведено в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.

С учетом мнения помощника прокурора, в соответствии с п.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Чуракова Д.В., представителей ответчиков Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.

Заслушав помощника прокурора исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора города Верхняя Пышма в интересах Чуракова Д.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из свидетельства о смерти № мать Чуракова Д.В. - ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8)

Согласно заочному решению Артинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец Чуракова Д.В. - ФИО4 лишен родительских прав в отношении сына Чуракова Дмитрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Согласно постановлению главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ управлению образования г. Верхняя Пышма поручено выделить путевку для устройства в школу-интернат №3 г. Верхняя Пышма несовершеннолетнего Чуракова Дмитрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на полное государственное обеспечение (л.д. 10).

Как следует из письма директора профессионального лицея № <адрес> ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации МО Верхняя Пышма - в данное время в лицее обучается сирота - выпускник школы интерната <адрес> Чураков Дмитрий Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ который выпускается из ПЛ-16 20.12.2005 по профессии слесарь-ремонтник. Просила по окончании обучения обеспечить Чуракова Д.В. жильем и трудоустройством (л.д. 15).

В связи с чем, Чураков Д.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживающий в детском учреждении и не имеющим закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Чураков Дмитрий Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием закрепленного жилья и включен в список № (внеочередное предоставление жилых помещений) под №10 (л.д. 11).

Как следует из гарантийного письма главы МО Верхняя Пышма № 1570-01 от 19.08.2004, Администрация МО Верхняя Пышма гарантировала трудоустройство и предоставление жилья Чуракову Дмитрию Владимировичу, <адрес>, после окончания профессионального училища (л.д. 12).

Согласно письму администрации ГО Верхняя Пышма №3274-03 от 22.12.2006 (л.д. 14) - постановлением главы МО Верхняя Пышма № 1109 от 03.06.2004 Чураков Д.В., как воспитанник детского дома был включен во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередь №8. Жилищные условия должны быть улучшены согласно очередности, при выделении денежных средств из областного бюджета в виде целевых бюджетных ассигнований для обеспечения жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих на территории Свердловской области.

Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Чуракова Д.В. не зарегистрировано, что подтверждается справкой № 01-18-166 от 22.02.2011 выданной СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиалом «Верхнепышминское БТИ и РН» (л.д. 16).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Статья 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, абз. 2 п. 1 ст. 8 указанного Закона предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом в соответствии со ст. 4 данного Закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Названные положения указанного Федерального закона, закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов, деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами ряда субъектов Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Бюджетам муниципальных образований должны быть предоставлены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области № 1631-ПП от 13.11.2009, функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 01.01.2010.

В соответствии с законом Свердловской области от 26.11.2010 №100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных средств, бюджетных ассигнований на 2011 год предусмотрено 350 000 тысяч рублей.

Таким образом, обязанности по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области.

В части разрешения исковых требований прокурора города Верхняя Пышма в интересах Чуракова Дмитрия Владимировича к Администрации ГО Верхняя Пышма суд исходит из того, что представитель Администрации ГО Верхняя Пышма признал исковые требования в этой части.

Предоставление жилья в соответствии с вышеуказанными нормами осуществляется при условии отсутствия закрепленного жилья. Жилого помещения за Чураковым Д.В. не закреплялось, на момент подачи искового заявления какого-либо жилого помещения в собственности у него нет, право бесплатной приватизации не использовано.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Верхняя Пышма в интересах Чуракова Дмитрия Владимировичаподлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора города Верхняя Пышма в интересах Чуракова Дмитрия Владимировича к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства архитектуры Свердловской области об обязании обеспечить жилым помещением, удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение, до 45 квадратных метров общей площади, в пределах городского округа Верхняя Пышма, благоустроенным и отвечающим санитарным и иным требованиям, с целью передачи жилого помещения предназначенного для Чуракова Дмитрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность Администрации ГО Верхняя Пышма.

Обязать Администрацию ГО Верхняя Пышма предоставить переданное им жилое помещение по договору социального найма Чуракову Дмитрию Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2011 года.

Решение вступило в законную силу «___»____________________ 2011 года.

Судья

Верхнепышминского городского суда Л.А.Дробышева