Дело № 2-754/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 31 Мая 2011 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н. при секретаре - Игнатюк Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Эркаева Руслана Батыровича, к администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению и предоставлению жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Верхняя Пышма, действующий в интересах Эркаева Руслана Батыровича, обратился в суд с иском к администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению и предоставлению жилого помещения по договору социального найма. В обоснование своих требований ссылается на то, что в результате проведенной прокуратурой г. Верхняя Пышма, проверки, в связи с обращением Эркаева Р.Б. о нарушении администрацией ГО Верхняя Пышма его права на получение жилого помещения по договору социального найма, было установлено, что решением Верхнепышминского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. мать ФИО2 - ФИО1 ограничена в родительских правах в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 лишена родительских прав в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ода рождения. Постановлением главы администрации МО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ. Эркаев Руслан Батырович был определен в детское воспитательное учреждение на полное государственное обеспечение и воспитание. Эркаев Р.Б. относится к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В период с 30.04.1999. по 30.08.2005. Эркаев Р.Б. обучался в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнепышминский детский дом-школа». В период с 01.09.2005. по 17.02.2007. Эркаев Р.Б. обучался в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнепышминский детский дом-школа». В период с 01.09.2005. по 17.02.2007. Эркаев Р.Б. обучался и проживал в общежитии в ГОУ СО НПО ПЛ «Уралмашевец». Постановлением № 2738 от 30.12.2004. Эркаев Р.Б. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередной список по категории дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей. Жилое помещение Эркаеву Р.Б. по договору социального найма администрацией ГО Верхняя Пышма, не предоставлено, в связи с чем, право Эркаева Р.Б. на получение жилого помещение во внеочередном порядке, нарушено. Порядок обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории лиц в 2010 году, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010. № 646-ПП «Об отверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета». В соответствии с п.2 вышеуказанного порядка, обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета. Согласно п. 3 порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на 2010 год, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Приказом Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 13.05.2010. № 36-А утверждено на 2010 год распределение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета в разрезе муниципальных образований. Согласно приложения к вышеуказанному приказу министерства строительства и архитектуры Свердловской области № 36-А от 13.05.2010., министерство в 2010 году распределило городскому округу Верхняя Пышма три квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Пунктом 12 порядка обеспечения жилыми помещениями, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений, осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области, с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма - Тарасов Л.Е., действующий в интересах Эркаева Р.Б.., исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дал объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просил: обязать министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести благоустроенное жилое помещение до 45 кв.м. общей площади, отвечающего санитарным и иным требованиям, в пределах городского округа Верхняя Пышма, с целью передачи жилого помещения, в муниципальную собственность ГО Верхняя Пышма, предназначенного для Эркаева Р.Б., обязать администрацию ГО Верхняя Пышма предоставить Эркаеву Р.Б.. переданное жилое помещение по договору социального найма. Представитель ответчика - администрации ГО Верхняя Пышма в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени, дате и месте рассмотрения данного дела. Представитель администрации ГО Верхняя Пышма - Чайка В.Г., действующая на основании доверенности № 02-02 от 11.01.2011., просила рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие, представив суду письменное заявление. Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - Кулаков Д.С., действующий на основании доверенности № от 11.04.2011., в судебное заседание не явился, также просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. С учетом требований ч.ч.4,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, и присутствующих в судебном заседании, суд счел возможным и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствии представителей ответчиков: администрации ГО Верхняя Пышма и министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Выслушав помощника прокурора г. Верхняя Пышма - Тарасова Л.Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из содержания и смысла ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что вышеуказанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные данным федеральным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как следует из свидетельства о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, его родителями являются: ФИО1 ФИО11 и ФИО3. Согласно сведений постановления главы МО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ., отец Эркаева Руслана Батыровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения записан в его свидетельстве о рождении, со слов матери. На основании данного постановления, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения определен в детское воспитательное учреждение на полное государственное обеспечение. Из решения Верхнепышминского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО1 лишена родительских прав в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из сведений справки Верхнепышминского детского дома-школы следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Эркаев Р.Б. обучался в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнепышминский детский дом-школа». Согласно справке ГОУ СО НПО ПЛ «Уралмашевец», в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Эркаев Р.Б. обучался и проживал в общежитии в ГОУ СО НПО ПЛ «Уралмашевец». В материалах данного гражданского дела имеется справка начальника территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма - Санниковой В.В., из которой следует, что Эркаев Руслан Батырович, 29.07.1988 года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семья Эркаевых прибыла в Россию из Узбекистана в 1988 году, до 1996 года проживала в г. Краснотурьинске, затем в г. Среднеуральске, и г. Верхней Пышме, не имея регистрации по месту жительства. Как следует из постановления главы МО Верхняя Пышма № 2738 от 30.12.2004. «О включении граждан в списки очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий», Эркаев Руслан Батырович, 1988 года рождения, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в списки очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно сведений СОГУП «Областной центр недвижимости» филиал «Верхнепышминское БТИ и РН», сведения о наличии у Эркаева Р.Б. какого-либо недвижимого имущества, отсутствуют. Как следует из сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Эркаев Р.Б. не имеет на праве собственности жилого помещения. Из отзыва на исковое заявление, представленного министерством строительства и архитектуры Свердловской области следует, что постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в свердловской области» на 2011 - 2015 годы», утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы. Заказчиком - координатором программы является министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком - исполнителем - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области утвержден порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей - сирот. Получателем средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов, и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных образований, и направляются в фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого, органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в фонд предложения по распределению жилых помещений детям -сиротам, с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Считает, что Министерство управления архитектуры, должно исполнять свои обязанности по приобретению детям-сиротам жилых помещений, в соответствии с вышеуказанным порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области. При удовлетворении исковых требований прокурора, на министерство строительства и архитектуры будет возложена дополнительная обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Исполнение Министерством строительства и архитектуры возложенной на него судом указанной обязанности, повлечет нарушение прав других детей-сирот. Таким образом, исследовав все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд считает, что исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Эркаева Р.Б., подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих исковых требований и возражений по иску. В судебном заседании установлено, что Эркаев Р.Б. относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением главы муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ., постановлением главы администрации ГО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ., сообщением начальника территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма от 16.02.2011. Постановлением главы администрации ГО Верхняя Пышма № 2738 от 30.12.2004. Эркаев Р.Б. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список очередности граждан, с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма, составом семьи на 2 человека. Пунктами 2,3 порядка обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории лиц, к числу которых относится Эркаев Р.Б., утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010. № 646-ПП «Об отверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета», предусматрено, что обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета. Главным распорядителем средств бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот, жилыми помещениями, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных образований, и направляются в фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, которое является получателем средств и производит финансирование расходов по строительству и приобретению вышеуказанных жилых помещений. Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений, фонд поддержки индивидуального жилищного строительства направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого, органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в указанный фонд предложения по распределению жилых помещений детям -сиротам, с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Пунктом 12 порядка обеспечения жилыми помещениями, предусмотрено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений, осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области, с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. В судебном заседании, таким образом, установлено, что обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области, а обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей - на администрации ГО Верхняя Пышма. При решении вопроса об удовлетворении исковых требований, суд обращает внимание на то, что ответчик- администрация ГО Верхняя Пышма исковые требования, касающиеся возложения на администрацию ГО Верхняя Пышма обязанности по предоставлению Эркаеву Р.Б. жилого помещения по договору социального найма, признал, что подтверждается имеющимся в деле письменным заявлением представителя ответчика - Чайка В.Г., действующей на основании доверенности № 02-02 от 11.01.2011. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд, в соответствии с ч. 2 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает признание ответчиком иска, если это не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд принимает признание ответчиком - администрацией ГО Верхняя Пышма, иска, так как это не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска, и принятии его судом, согласно ч.3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом исковых требований. Доводы Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что в удовлетворении иска прокурора, действующего в интересах Эркаева Р.Б., должно быть отказано, так как возложение на министерство обязанности по приобретению для Эркаева Р.Б. жилого помещения, повлечет нарушение прав других детей- сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, и поставленных в очередь ранее, чем Эркаев Р.Б., суд считает несостоятельными, так как данное обстоятельство не умаляет права Эркаева Р.Б., также как и других лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на приобретение и предоставление ему жилого помещения, гарантированного государством. Данное обстоятельство признано и представителем Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в представленном суду отзыве, из которого следует, что ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не ставит право Эркаева Р.Б., относящегося к вышеуказанной категории лиц, на внеочередное предоставление жилого помещения, в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц. В соответствии с ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы. Как следует из п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождены. Согласно п.8 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины), пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований; Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах Эркаева Р.Б., государственная пошлина в размере 200 рублей, подлежат взысканию с ответчиков: по 100 рублей с каждого. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, ч.1 ст.98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требований прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Эркаева Руслана Батыровича, к администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению и предоставлению жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить. Обязать министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести благоустроенное жилое помещение, до 45 кв.м общей площади, в пределах городского округа Верхняя Пышма, отвечающее санитарным и иным требованиям, с целью передачи жилого помещения, предназначенного для Эркаева Руслана Батыровича, в муниципальную собственность администрации городского округа Верхняя Пышма. Обязать администрацию городского округа Верхняя Пышма предоставить, переданное министерством строительства и архитектуры Свердловской области, жилое помещение по договору социального найма Эркаеву Руслану Батыровичу. Взыскать с администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей: по 100 (сто) рублей, с каждого. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение изготовлено в совещательной комнате 31.05.2011. Судья Н.Н. Мочалова.