Дело № 2-1011/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 14 июля 2011 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н. при секретаре - Болдуевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхней Пышмы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Верхней Пышмы обратился в суд с иском к МУП «Водоканал» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой г. Верхняя Пышма проверки работодателей, подлежащих квотированию на предмет исполнения законодательства в сфере квотирования рабочих мест инвалидов, было установлено, что на предприятии МУП «Водоканал» установленная квота для приема на работу инвалидов, выполняется не в полном объеме. Так, установленная квота для трудоустройства инвалидов составляет 8 человек. Невыполнение установленной квоты составляет 4 человека, что является нарушением ст. ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст.20, 21 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области». В судебном заседании помощник прокурора г. Верхней Пышмы - Пахмулова А.В. исковые требования поддержала, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просила обязать МУП «Водоканал» создать или выделить рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты. Представители ответчика МУП «Водоканал»: Цветов Д.Е., действующий на основании доверенности № 004/11 от 12.01.2011., и Хасянжина С.А., действующая на основании доверенности № 020/11 от 21.06.2011., исковые требования не признали, пояснив суду, что на сегодняшний день размер установленной квоты составляет 8 человек, фактически трудоустроено - 6 человек, не занято инвалидами - 2 рабочих места. Ежемесячно предприятие подает в центр занятости населения сведения о количестве рабочих мест, не занятых инвалидами. При направлении из центра занятости инвалидов, предприятие изыскивает возможность их трудоустройства. В силу специфики производства, трудоустроить инвалидов затруднительно, так как в силу состояния здоровья они не могут выполнять ту работу, которую необходимо выполнять по вакантной должности. Представитель третьего лица ГУ «Центр занятости населения г. Верхняя Пышма» - Исаева И.Г., действующая на основании доверенности от 01.02.2010., с исковыми требованиями прокурора согласилась. Суду пояснила, что МУП «Водоканал» действительно ежемесячно представляет в центр занятости отчет со сведениями о потребности в работниках, наличии свободных мест (вакантных должностей) для занятия их инвалидами, но на сегодняшний день, по сведениям последнего представленного отчета, не занято инвалидами 2 рабочих места, размер установленной квоты составляет 8 человек, работает в счет квоты - 6 человек. Выслушав прокурора, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Как следует из ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, путем установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе, специальных, для трудоустройства инвалидов, создания реабилитации инвалидов, создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям. Из ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995., организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов. Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организациям, расположенным на территории Свердловской области с численностью работников более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников. Согласно положений ст.13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Как следует из данной нормы закона, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организацию для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 72-ФЗ, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Из сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, представленных МУП «Водоканал» в ГУ «Верхнепышминский центр занятости» в июне 2011 года, установленная квота составляет 8 рабочих мест для инвалидов, невыполненная квота составляет 2 рабочих места. Таким образом, исследовав все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в нарушение требований: ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 20,21,24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005. № 246-ПП «Об утверждении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», предприятием МУП «Водоканал», установленная квота для приема на работу инвалидов, не выполнена. Из содержания и смысла системного толкования вышеуказанных норм закона, следует, что квота считается выполненной, если на все созданные и выделенные в счет установленной квоты рабочие места, трудоустроены инвалиды. При этом, трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что МУП «Водоканал» установленная квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников, не выполнена. Как установлено в судебном заседании, вышеуказанным предприятием, занято лишь шесть рабочих мест, не выполнена квота в отношении двух рабочих мест. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, от уплаты государственной пошлины, освобождается. В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в федеральный бюджет, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, государственная пошлина в размере 200 рублей (исчисленная в соответствии с ч.1 ст. 333.19 налогового кодекса Российской Федерации), по правилам о распределении судебных расходов, в соответствии с ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с ответчика, в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в доход местного бюджета. Руководствуясь, 12, 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма МУП «Водоканал» о создании или выделении рабочих мест для инвалидов, в пределах установленной квоты, удовлетворить. Обязать открытое МУП «Водоканал» создать или выделить 2 (два) рабочих места для трудоустройства инвалидов. Взыскать с МУП «Водоканал» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Верхнепышминский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2011 года. Судья Н.Н. Мочалова.