Дело № 2-1084/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 08 Августа 2011 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н. при секретаре - Болдуевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Верхняя Пышма, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации ГО Верхняя Пышма о возложении обязанности выполнить в срок до 01.08.2011. мероприятия по пожарной безопасности, в целях устранения нарушений прав граждан на безопасные условия жизни и здоровья: по обеспечению территории п. Сагра ГО Верхняя Пышма запасами воды для целей пожаротушения; установки на территории п. Сагра указателей со светоотражающим покрытием у пожарных водоемов и пожарных гидрантов (противопожарных водоисточников); об устройстве подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды; о приведении в соответствие с нормами противопожарного разрыва, и минерализованной полосы на все протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком; по обеспечению территории п. Сагра ГО Верхняя Пышма средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В обоснование своих требований прокурор г. Верхняя Пышма ссылается на то, что при проведении прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере лесопользования, в том числе, проверки готовности органов местного самоуправления к пожароопасному периоду 2011 года выявлены нарушения. В ходе проверки, проведенной отделом государственного пожарного надзора по городскому округу Верхняя Пышма было установлено, что в п.Сагра требования пожарной безопасности, не соблюдаются: не созданы условия, гарантирующие охрану населения от возгорания жилых домов и лесного массива. Согласно информации, представленной начальником отдела надзорной деятельности ГО Верхняя Пышма Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Коростылевым М.В., выявлены следующие нарушения на территории п. Сагра ГО Верхняя Пышма: территория поселка не обеспечена запасами воды для целей пожаротушения; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), отсутствуют четкие цифры, указывающие расстояние до водоисточника; к наружным источникам противопожарного водоснабжения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды, в любое время года; отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком; отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком; отсутствует система звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара. В соответствии с правилами пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003. № 313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации ля оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также, должен быть определен порядок вызова пожарной охраны; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, при наличии на территории объекта или вблизи (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассаейна, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация ГО Верхняя Пышма меры по обеспечению пожарной безопасности на территории п. Исеть, не предприняла. Поскольку в соответствии со ст.27, п.8 ст.28 Устава городского округа Верхняя Пышма, администрация ГО Верхняя Пышма, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, полномочием по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа Верхняя Пышме, считает, что выполнение вышеуказанных мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности в п. Сагра ГО Верхняя Пышма, должно быть возложено на администрацию ГО Верхняя Пышма. Данные исковые требования заявлены прокурором г. Верхняя Пышме, в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку нарушением со стороны администрации ГО Верхняя Пышма требований пожарной безопасности в границах населенного пункта, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей, и лиц, временно пребывающих на территории п. Сагра. Несоблюдение норм пожарной безопасности может привести к возгоранию как лесного массива на территории населенного пункта, так и жилых домов. Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03.06.2011. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечены: Исетская поселковая администрация; отдел надзорной деятельности ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.07.2011. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области; ГУ СО «Березовское лесничество»; ГУ СО «Билимбаевское лесничество». В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма - Пахмуллова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просила возложить на администрацию ГО Верхняя Пышма обязанности выполнить в срок до 01.08.2011. мероприятия по пожарной безопасности, в целях устранения нарушений прав граждан на безопасные условия жизни и здоровья: по обеспечению территории п. Сагра ГО Верхняя Пышма запасами воды для целей пожаротушения; по установке на территории п. Сагра указателей со светоотражающим покрытием у пожарных водоемов и пожарных гидрантов (противопожарных водоисточников); по устройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды; по приведению в соответствие с нормами пожарной безопасности, противопожарного разрыва и минерализованной полосы на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком; по обеспечению территории п. Сагра ГО Верхняя Пышма средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Представитель администрации ГО Верхняя Пышма - Чайка В.Г., действующая на основании доверенности № 02-02 от 11.01.2011., исковые требования признала частично, пояснив суду, что большая часть нарушений пожарной безопасности в п. Сагра ГО Верхняя Пышма, устранена. На сегодняшний день на территории п. Сагра отсутствует лишь противопожарный разрыв и минерализованная полоса на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком. Остальные мероприятия, выполнены. Представитель третьего лица Исетской поселковой администрации - глава Хоренженко С.В., в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени, дате и месте судебного разбирательства. Представители третьих лиц: ГУ СО «Березовское лесничество - Петров А.; ГУ СО «Билимбаевское лесничество», Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области - Музычкин А.В., отдела надзорной деятельности ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. С учетом требований ч.ч.3,5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, суд счел возможным и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствии представителей третьих лиц: Исетской поселковой администрации ГУ СО «Березовское лесничество»; ГУ СО «Березовское лесничество»; ГУ СО «Билимбаевское лесничество»; Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области - Музычкин А.В., отдела надзорной деятельности ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области. Выслушав помощника прокурора г. Верхняя Пышма, представителя администрации ГО Верхняя Пышма, представителя третьего лица - Истетской поселковой администрации, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.19 Федерального закона от 21.12.1994. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.8 Областного закона от 15.06.2005. № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области», ст.6 Устава городского округа Верхняя Пышма, вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, относятся к вопросам местного значения городского округа, органы местного самоуправления городских округов, в соответствии с законодательством, обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, путем создания, в целях пожаротушения, условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих территориях, оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре. Как следует из требований ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности», под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Из правил пожарной безопасности 01-03 ППБ 01-03 (утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003. № 313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации ля оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также, должен быть определен порядок вызова пожарной охраны; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, при наличии на территории объекта или вблизи (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассаейна, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии со ст.27, п.8 ст.28 Устава городского округа Верхняя Пышма, администрация ГО Верхняя Пышма, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, полномочием по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа Верхняя Пышме. Как следует из акта № проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ., составленным комиссией в составе: начальника отдела надзорной деятельности ГО Верхняя Пышма, ГО ФИО7, заместителем начальника ОНД ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск ФИО8, начальника отделения НД отдела надзорной деятельности ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск - ФИО6, старшим инспектором отделения НД отдела надзорной деятельности ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск ФИО9, инспектором отделения НД отдела надзорной деятельности ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральска ФИО10, во исполнение распоряжения главного государственного инспектора ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в результате проведенной внеплановой проверки населенных пунктов, расположенных на территории ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск, с целью надзора за выполнением правил пожарной безопасности и подготовке населенных пунктов к пожароопасному периоду, было выявлено, что в <адрес> имеется ряд нарушений требований пожарной безопасности: территория населенного пункта не обеспечена запасами воды для целей пожаротушения; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие на расстояние до водоисточника; к наружному источнику противопожарного водоснабжения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; отсутствует добровольное пожарное формирование. Согласно сведений акта № № проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 08.04.2011., вышеуказанные нарушения являются общими нарушениями, выявленными как в п. Сагра, так и в других поселках ГО Верхняя Пышма. Кроме указанных общих нарушений, в п. Сагра выявлены такие нарушения пожарной безопасности, как: отсутствие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (нарушение ППБ 01-03 п.112); отсутствие системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (нарушение ППБ 01-03 п.114); отсутствие противопожарного разрыва установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (нарушение ППБ 01-03 п.3,п.112,п.5, приложение1 СНиП 2.07.01-89). Из сведений вышеуказанного акта также следует, что с учетом установленных в ходе проверки нарушений пожарной безопасности в п. Сагра, администрации ГО Верхняя Пышма, на основании данного акта, выдано предписание. Как следует из представленных в судебном заседании представителем администрации ГО Верхняя Пышма письменных документов, территория п. Сагра обеспечена средствами пожаротушения, установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, установлены указатели со светоотражающим покрытием у пожарных водоемов и пожарных гидрантов, ведутся работы по организации минерализованной линии, как следует из объяснений главы Исетской поселковой администрации, проводятся дальнейшие работы по организации противопожарного разрыва установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком. Выполнение вышеуказанных мероприятий подтверждено: сведениями счет-фактуры от 29.07.2011. на оплату изготовленных плакатов «Вход в лес запрещен», «Указатель расположения гидранта», «указатель расположения пожарного водоема»,; сведениями свода расходов бюджета ГО Верхняя Пышма на обеспечение первичных мер пожарной безопасности; сведениями договора от 14.06.2011., заключенного между Исетской поселковой администрацией, выступающей в качестве заказчика, и ГОУ обособленное подразделение «Уральский учебно-опытный лесхоз»» Уральского государственного лесотехнического университета, выступающего в качестве исполнителья, из которого следует, что данный договор заключен на выполнение работ по устройству минерализованных полос в населенных пунктах, расположенных на территории Исетской поселковой администрации с привлечением трактора и плуга, с организацией минерализованной полосы 1,5 метра, обшей протяженностью 1,4 кв.м. Согласно данному договору, срок выполнения работ установлен до 20.06.2011.; аналогичным договором от 06.06.2011., заключенным с Власовым В.Л., в соответствии с решением КЧС администрации ГО Верхняя Пышма, срок выполнения работ по которому также определен до 20.06.2011., однако в судебном заседании установлено, что вышеуказанные работы: по организации минерализованной полосы, на момент рассмотрения данного дела, не завершены. Что касается организации противопожарного разрыва установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком, то в качестве подтверждения начала выполнения необходимых действий, связанных устройством такого разрыва, представлено письмо главы Исетской поселковой администрации № 180 от 08.04.2011., из которого следует, что главы Исетской поселковой администрации обратился к начальнику департамента лесного хозяйства Свердловской области В.Ф. Шлегелю, с целью приведения показателей и критериев готовности населенных пунктов Исеть, в том числе, п. Гать, расположенных на территории Исетской поселковой администрации, к климатическому сроку начала пожароопасного сезона, о рассмотрении возможности обустройства противопожарного разрыва установленной ширины на всей протяженности участков на землях Государственного ленного фонда, граничащих с населенными пунктами, в том числе, с поселком Гать. Из письма, направленного главой Исетской поселковой администрации на имя начальника ОГПН Коростелева М.В. № 162 от 30.03.2011., следует, что в целях предупреждения пожаров, в 2011 году на подведомственной Исетской поселковой администрации, в числе других мероприятий, проведены работы по обустройству специализированных технических средств оповещения и информирования населения массового пребывания людей, на случай пожара, а также технических устройств для распространения печатной продукции, в целях своевременного оповещения и информирования населения в области чрезвычайных ситуаций; для проведения мероприятий по защите населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, в администрацию ГО Верхняя Пышма направлена заявка о включении в статью расходов затрат на обустройство минерализованных полос и заявка в лесничество об их обустройстве. Таким образом, исследовав все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора г. Верхняя Пышма: в части обеспечения территории п. Сагра ГО Верхняя Пышма запасами воды для целей пожаротушения, об устройстве подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды, организации противопожарного разрыва установленной ширины и минерализованной полосы на все протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком, так как в судебном заседании установлено, что вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности, со стороны администрации ГО Верхняя Пышма, не устранены. Несмотря на установленные в судебном заседании обстоятельства выполнения работ по организации разрыва установленной ширины, и устройству минерализованной полосы, выполнения действий, направленных на устройство подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды, данные работы до конца не завершены. Доводы представителя ответчика о том, что территория п. Сагра обеспечена необходимыми запасам воды для целей пожаротушения, и имеется подъезд, с площадкой к источнику воды, для установки пожарных автомобилей, суд считает несостоятельными, так как данные доводы какими-либо доказательствами не подтверждены. Из сведений сообщения главы Исетской поселковой администрации Хоренженко С.В. № 162 от 30.03.2011. следует, что подготовлена лишь сметная документация и направлена в администрацию ГО Верхняя Пышма по обустройству пирса в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, на реке Черная вблизи п. Сагра. Представителем администрации ГО Верхняя Пышма в судебном заседании доказательств тому обстоятельству, утверждена ли данная сметная документация, и выполнены ли фактически работы по об устройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей, не представлено. Учитывая, что на момент рассмотрения данного дела, вышеуказанные нарушения пожарной безопасности, со стороны администрации ГО Верхняя Пышма, не устранены, поэтому и в этой части исковые требования прокурора следует удовлетворить, и обязать администрацию ГО Верхняя Пышма: -обеспечить территорию п. Сагра городского округа Верхняя Пышма запасами воды для целей пожаротушения; устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды; организовать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком, организовать минерализованную полосу на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком. В остальной части: возложения на ответчика обязанностей: по установке указателей со светоотражающим покрытием у пожарных водоемов и пожарных гидрантов, обеспечение средствами звуковой сигнализации, исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, так как в судебном заседании установлено, что перечисленные нарушения правил пожарной безопасности администрацией ГО Верхняя Пышма, устранены, путем выполнения необходимых мероприятий. Принимая решение по данному гражданскому делу, объяснения помощника прокурора г. Верхняя Пышма - Пахмулловой А.В., представителя ответчика - администрации ГО Верхняя Пышме - Чайка В.Г., все письменные документы, в том числе, представленные представителем ответчика, суд оценил в соответствии с ч.3,5 ст.67, ч.ч.1,2 ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принял их во внимание как доказательства по делу, поскольку они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, письменные документы исходят от органов, уполномоченных представлять данный вид доказательств, подписаны лицами, имеющими право скреплять своей подписью документы, содержат другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. Решая вопрос об объеме удовлетворения исковых требований прокурора, суд считает, что исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по проведению мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности в срок до 01.08.2011., удовлетворению не подлежат, поскольку: во-первых, на момент рассмотрения данного гражданского дела, указанный срок истек. Во-вторых, суд считает, что установление срока, в данном случае, фактически является сроком, в который должно быть исполнено решение суда. Установление такого срока в компетенцию суда, не входит. Срок исполнения исполнительного документа, выданного на основании решения суда, устанавливается, в случае принудительного исполнения, службой судебных приставов, в соответствии с п.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Руководствуясь ст. ст. 12,67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, удовлетворить частично. Обязать администрацию городского округа Верхняя Пышма выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности: - обеспечить территорию п. Сагра городского округа Верхняя Пышма запасами воды для целей пожаротушения; -устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды; -организовать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком, - организовать минерализованную полосу на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Верхнепышминский городской суд Свердловской области. Решение изготовлено в совещательной комнате 08.08.2011. Судья Н.Н. Мочалова.