Дело № 2-1343/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 03 августа 2011 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н. при секретаре - Болдуевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Мельницына Игоря Юрьевича, к администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению и предоставлению жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Верхняя Пышма обратился в суд с иском к администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности: по приобретению благоустроенного жилого помещения до 45 кв.м. общей площади, отвечающего санитарным и иным требованиям, в пределах городского округа Верхняя Пышма, с целью передачи жилого помещения, предназначенного для Мельницына И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальную собственность администрации ГО Верхняя Пышма - на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области; по предоставлению переданного жилого помещения по договору социального найма Мельницыну И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ - на администрацию ГО Верхняя Пышма. В обоснование своих требований прокурор г. Верхняя Пышма ссылается на то, что в ходе проведения проверки о соблюдении администрацией городского округа Верхняя Пышма жилищного законодательства, было установлено, что Мельницын И.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО2, являющаяся матерью Мельницына И.Ю., умерла ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3, являющийся отцом Мельницына И.Ю., лишен родительских прав по решению Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Верхняя Пышма Мельницын И.Ю. определен в ГОУ СО ЦСПС и Д «Солнышко». Постановлением главы администрации ГО Верхняя Пышма от 26.05.2010. № 1084 Мельницын И.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список очередности граждан с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма, однако, в нарушение Федерального закона от 21.12.1996. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилое помещение по договору социального найма, Мельницыну И.Ю. не предоставлено. Порядок обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории лиц в 2011 году, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011. № 84-ПП «Об отверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения». В соответствии с п.2 вышеуказанного порядка, обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На основании п. 8 порядка жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Пунктом 12 порядка обеспечения жилыми помещениями, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений, осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области, с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма - Пахмуллова А.В., действующая в интересах Мельницына И.Ю., исковые требования поддержала, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просила обязать министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести благоустроенное жилое помещение до 45 кв.м. общей площади, отвечающего санитарным и иным требованиям, в пределах городского округа Верхняя Пышма, с целью передачи жилого помещения, в муниципальную собственность ГО Верхняя Пышма, предназначенного для Мельницына И.Ю.; обязать администрацию ГО Верхняя Пышма предоставить Мельницыну И.Ю. переданное жилое помещение по договору социального найма. Истец Мельницын И.Ю. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представитель ответчика - администрации ГО Верхняя Пышма Черемных Е.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011., в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о времени, дате и месте рассмотрения данного дела, просила рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие. Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - Кулаков Д.С., действующий на основании доверенности от 11.04.2011., в судебное заседание не явился, также просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. С учетом требований ч.ч.4,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения прокурора, суд счел возможным и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствии представителей ответчиков: администрации ГО Верхняя Пышма и министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Выслушав помощника прокурора г. Верхняя Пышма - Пахмуллову А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из содержания и смысла ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что вышеуказанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные данным федеральным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно свидетельству о смерти №, выданному ДД.ММ.ГГГГ., мать Мельницына И.Ю. - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно решению Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3, являющийся отцом Мельницына И.Ю., лишен родительских прав. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Верхняя Пышма Мельницын И.Ю. определен в ГОУ СО ЦСПС и Д «Солнышко». Постановлением главы администрации ГО Верхняя Пышма от 26.05.2010. № 1084 Мельницын И.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список очередности граждан с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма. Как следует из сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Мельницын И.Ю. не имеет на праве собственности жилого помещения. Из отзыва на исковое заявление, представленного министерством строительства и архитектуры Свердловской области следует, что постановлением Правительства Свердловской области утвержден порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей - сирот. Получателем средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов, и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных образований, и направляются в фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого, органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам, с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Считает, что приобретение и предоставление Мельницыну И.Ю. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения, включающего в себя Мельницына И.Ю., будет противоречить п.11,12 Порядка обеспечения детей-сирот. Считает также, что обязанность о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, абз.2 п.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной порядком обеспечения жильем детей-сирот. Считает, что требования истца о возложении на министерство обязанности, к той, которая установлена законом, является требованием о дополнительной обязанности. Кроме того, полагает, что возложение такой дополнительной обязанности на министерство, повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена законом. Таким образом, исследовав все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд считает, что исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Мельницына И.Ю., подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих исковых требований и возражений по иску. В судебном заседании установлено, что Мельницын И.Ю. относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список очередности граждан, с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма, составом семьи из одного человека. Пунктами 2,3 порядка обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории лиц, к числу которых относится Мельницын И.Ю., утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011. № 84-ПП «Об отверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета. Главным распорядителем средств бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот, жилыми помещениями, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных образований, и направляются в фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, которое является получателем средств и производит финансирование расходов по строительству и приобретению вышеуказанных жилых помещений. Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений, фонд поддержки индивидуального жилищного строительства направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого, органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в указанный фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам, с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Пунктом 12 порядка обеспечения жилыми помещениями, предусмотрено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений, осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области, с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. В судебном заседании, таким образом, установлено, что обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области, а обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей - на администрации ГО Верхняя Пышма. При решении вопроса об удовлетворении исковых требований, суд обращает внимание на то, что ответчик-администрация ГО Верхняя Пышма исковые требования, касающиеся возложения на администрацию ГО Верхняя Пышма обязанности по предоставлению Мельницыну И.Ю. жилого помещения по договору социального найма, признал, что подтверждается имеющимся в деле письменным заявлением представителя ответчика - Черемных Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд, в соответствии с ч. 2 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает признание ответчиком иска, если это не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд принимает признание ответчиком - администрацией ГО Верхняя Пышма иска, так как это не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска, и принятии его судом, согласно ч.3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом исковых требований. Доводы Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что в удовлетворении иска прокурора, действующего в интересах Мельницына И.Ю. должно быть отказано, так как возложение на министерство обязанности по приобретению для Мельницына И.Ю.. жилого помещения, повлечет нарушение прав других детей сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, и поставленных в очередь ранее, чем Мельницын И.Ю., суд считает несостоятельными, так как данное обстоятельство не умаляет права Мельницына И.Ю., также как и других лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на приобретение и предоставление ей жилого помещения, гарантированного государством. Часть 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не ставит право Мельницына И.Ю., относящегося к вышеуказанной категории лиц, на внеочередное предоставление жилого помещения, в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требований прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Мельницына Игоря Юрьевича, к администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению и предоставлению жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить. Обязать министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести благоустроенное жилое помещение, до 45 кв.м общей площади, в пределах городского округа Верхняя Пышма, отвечающее санитарным и иным требованиям, с целью передачи жилого помещения предназначенного для Мельницына Игоря Юрьевича, в муниципальную собственность администрации городского округа Верхняя Пышма. Обязать администрацию городского округа Верхняя Пышма предоставить, переданное министерством строительства и архитектуры Свердловской области, жилое помещение по договору социального найма Мельницыну Игорю Юрьевичу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение изготовлено в совещательной комнате 03.08.2011. Судья Н.Н. Мочалова.