Дело № 2-1599/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 21 сентября 2011 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н., при секретаре - Болдуевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теньковской Татьяны Андреевны к администрации ГО Верхняя Пышма о признании права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: Теньковская Т.А. обратилась в суд с иском к администрации ГО Верхняя Пышма о признании права собственности на земельный участок №, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в настоящее время она является владельцем вышеуказанного земельного участка. Ранее земельный участок принадлежал ФИО3 на праве постоянного пользования для ведения садоводства. Постановлением главы ГО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ. право постоянного пользования земельным участком ФИО3, прекращено, а ей спорный земельный участок предоставлен в аренду сроком на 49 лет. Обратившись в администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением о передаче ей в собственность вышеуказанного земельного участка, письмом 2628-02 от 08.07.2011.она получила отказ, со ссылкой на то, что земельный участок находится в зоне горного отвода бывшего рудника, и решением Думы МО «Верхняя Пышма» от 29.03.2001. № 5/7 «Об установлении специального правового режима на территории горного отвода бывшего Пышминско-Ключевского рудника», в отношении данного земельного участка установлен особый режим использования, такие земельные участки относятся к землям, подвергшимся деградации, и не подлежат передаче гражданам в собственность. Считает, что вышеуказанным постановлением нарушаются ее конституционные права на оформление права собственности на спорный земельный участок. Указанное решение Думы, считает, не соответствует нормам земельного законодательства, в соответствии с которым перечень земель, подвергшихся деградации определен законодателем и расширительному толкованию не подлежит. Кроме того, на спорном земельном участке расположены строения в виде: садового домика; теплицы; бани, на которые она завершает оформление своего права собственности. Считает, что и земельный участок, на котором расположены данные строения, также должен быть передан в ее собственность. В судебном заседании истец Теньковская Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные, указанным в исковом заявлении, просила признать за ней право собственности на земельный участок №, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> Ответчик - представитель администрации ГО Верхняя Пышма - Чайка В.Г., действующая на основании доверенности № 02-02 от 11.01.2011., в судебное заседание не явилась, хотя о времени, дате и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель третьего лица - СНТ <данные изъяты> в судебное заседание не явился, хотя о времени, дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, согласно которому, с исковыми требованиями Теньковской Т.А. согласен, не возражает против их удовлетворения, просит рассмотреть дело в его отсутствие. С учетом требований ч.ч.3.4,5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения истца, суд счел возможным, и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьего лица. Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из ч.5 ст. 20, ч.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, не ограниченные в обороте, могут находиться в собственности граждан, по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. В соответствии с ч.1 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. Согласно п.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками; 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами, деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не изъятые из оборота; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные изъятые из оборота; 6) изъятые из оборота в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8) предоставленные для нужд связи; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Данный перечень является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит. Из ч.3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право на приобретение прав в отношении земельного участка. В случае, если земельный участок находится в муниципальной собственности, применяются правила ч.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, и имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков. Согласно договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, выступающим в качестве арендодателя, и Теньковской Т.А. - арендатора, на основании постановления главы ГО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ. Теньковской Т.А. передан в аренду, с целевым использованием для ведения садоводства, земельный участок №, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> Срок аренды и обязательств по договору установлен с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12-15). Согласно ответа администрации ГО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ., Теньковской Т.А. отказано в предоставлении земельного участка № в СНТ <данные изъяты> в собственность, так как решением Думы МО «Верхняя Пышма» от 29.03.2001. № 5\7 «Об установлении специального правового режима на территории горного отвода бывшего Пышминско - Ключевского рудника», для земельных участков, находящихся в зоне горного отвода бывшего Пышминско - Ключевского рудника установлен особый режим использования земельных участков, и поскольку такие земли относятся к землям, подвергшимся деградации, они не подлежат передаче в частную собственность (л.д.11). Из отзыва, представленного представителем администрации ГО Верхняя Пышма следует, что администрация ГО Верхняя Пышма исковые требования Теньковской Т.А. не признает в полном объеме, так как решением Думы МО «Верхняя Пышма» от 29.03.2001. № 5\7 «Об установлении специального правового режима на территории горного отвода бывшего Пышминско-Ключевского рудника», для земельных участков, находящихся в зоне горного отвода бывшего Пышминско - Ключевского рудника, установлен особый режим использования земельных участков. Такие земли относятся к землям, подвергшимся деградации, и не подлежат передаче в частную собственность. Просит в удовлетворении иска отказать. Таким образом, установив все обстоятельства по делу, исследовав подтверждающие их доказательства, в совокупности: на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО5 подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих исковых требований и возражений. В судебном заседании установлено, что Теньковская Т.А. является членом СНТ <данные изъяты> пользуется спорным земельным участком. Данный земельный участок был предоставлен Теньковской Т.А. в аренду сроком на сорок девять лет, что подтверждается постановлением главы ГО Верхняя Пышма № от ДД.ММ.ГГГГ., договором аренды № ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено в судебном заседании, в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность Теньковской Т.А. было отказано администрацией ГО Верхняя Пышма, со ссылкой на решение Думы МО «Верхняя Пышма» от 29.03.2001. № 5\7 «Об установлении специального правового режима на территории горного отвода бывшего Пышминско - Ключевского рудника». Из решения думы МО «Верхняя Пышма» от 29.03.2001. следует, что данное решение принято на основании рекомендаций ОАО «Уралэлектромедь», согласно которым, земельный участок в пределах отвода бывшего Пышминско-Ключевского рудника отнесен к территории техногенного характера. В соответствии с ч.1 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои возражения, не представляет суду доказательств таких возражений, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями и представленными доказательствами другой стороны. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд обосновывает свои выводы объяснениями истца, и представленными ими доказательствами, поскольку они не противоречивы, соответствуют письменным документам, имеющимся в материалах дела, которые оценены судом, в соответствии с ч.ч.3,5 ст.67, ч.ч.1,2 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и приняты во внимание как достоверные и достаточные доказательства по делу. Представитель ответчика администрации ГО Верхняя Пышма в отзыве на исковое заявление, возражая против удовлетворения исковых требований Теньковской Т.А., кроме доводов о том, что предоставление в собственность граждан земельных участков на территории бывшего горного отвода, к числу которых относятся земельные участки СНТ «Сирень», запрещено решением Думы МО «Верхняя Пышма» от 29.03.2001. № 5\7 «Об установлении специального правового режима на территории горного отвода бывшего Пышминско-Ключевского рудника», других возражений и доказательств таких возражений, не представил. Суд считает вышеуказанные доводы представителя ответчика несостоятельными, поскольку доказательств того, что земельный участок ограничен в обороте, на основании подп. 12 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что относится к землям, подвергшимся деградации, представителем ответчика не представлено. Из Решения думы МО «Верхняя Пышма» от 29.03.2001. не следует, что спорный земельный участок отнесен к землям, подвергшимся деградации. Как следует из вышеуказанного решения Думы МО «Верхняя Пышма» от 29.03.2001., данное решение принято на основании рекомендаций ОАО «Уралэлектромедь», согласно которым, земельный участок, в пределах отвода бывшего Пышминско-Ключевского рудника, отнесен к территории техногенного характера. Однако территории техногенного характера ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами, не отнесены к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Рекомендации ОАО «Уралэлектромедь» правового значения не имеют, тем более, что они не соответствуют требованиям закона. Кроме того, согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. В соответствии с п. 4, 6 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу данного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок, с даты получения заявления и необходимых документов, обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка, либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность. Как следует из 4 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Поскольку федеральным законом запрет на предоставление земельных участков в составе территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданам, являющимся членами садоводческих некоммерческих объединений и владеющих данными земельными участками на законном основании, не предусмотрен, спорный земельный участок, владельцем которого является Теньковскся Т.А., не ограничен в обороте, и не изъят из оборота, отказ администрации ГО Верхняя Пышма в предоставлении истцу земельного участка в собственность, является незаконным. Исковые требования Теньковской Т.А. обоснованны, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, предъявлены в соответствии с требованиями закона, и подлежат удовлетворению в полном объеме. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, от уплаты государственной пошлины, освобождаются. С учетом данных требований закона, с администрации ГО Верхняя Пышма, комитета по управлению имуществом ГО Верхняя Пышма, как с органов местного самоуправления, государственная пошлина взысканию в пользу истца, не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 12, 67, ч.1 ст.68, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования Теньковской Татьяны Андреевны к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить. Признать за Теньковской Татьяной Андреевной право собственности на земельный участок №, площадью <данные изъяты>., расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе <данные изъяты> по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Верхнепышминский городской суд Свердловской области. Решение изготовлено в совещательной комнате 21.09.2011. Судья Н.Н. Мочалова.