Дело № 2-1459/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 19 Августа 2011 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Мочаловой Н.Н. при секретаре - Болдуевой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фазлыевой Лимы Муллахметовны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске о включении периодов в медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о назначении пенсии с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхняя Пышме и г. Среднеуральске, УСТАНОВИЛ: Фазлыева Л.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве постовой медсестры хирургического отделения <данные изъяты>», в медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о назначении пенсии с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхняя Пышма, с 15.03.2011. В обоснование своих требований Фазлыева Л.М. ссылается на то, что с 09.10.1987. она работает в качестве постовой медицинской сестры в хирургическим отделении <данные изъяты>. Стаж ее работы, необходимый для досрочного назначения пенсии, составляет более 30 лет. Однако решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме № 332759 от 14.06.2011., ей было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, так как списком № 464 от 06.09.1991. определена единственная организационно правовая форма - учреждение, а наименование предприятия указанным списком не предусмотрено, поэтому вышеуказанный спорный период не зачтен в ее специальный стаж на соответствующих видах работ: ни в льготном исчислении, ни в календарном исчислении. С вышеуказанным решением ответчика она не согласна по следующим основаниям: за период работы с 21.07.1993. по 15.05.1994., при подсчете стажа на соответствующих видах работ применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. № 464. Пунктом 2 данного списка установлен подсчет стажа на соответствующих видах работ работникам здравоохранения: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год шесть месяцев. Согласно сведениям ее трудовой книжки и уточняющей справки № 47 от 15.03.2011., она осуществляла работу в должности постовой медицинской сестры хирургического отделения. Уточняющей справкой подтверждено, что должность медицинской сестры тарифицируется как средний медицинский персонал, и хирургическое отделение относится к отделению хирургического профиля стационара. Из Устава № от ДД.ММ.ГГГГ. в разделе «Общее положение» следует, что <данные изъяты> является самостоятельным учреждением здравоохранения, предназначенного для оказания медицинской помощи населению. С ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> было переименовано в <данные изъяты>, на основании постановления главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ., и утвержден Устав № от ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на смену наименований, фактически <данные изъяты> являлась одним и тем же медицинским учреждением, ее функции не изменялись. Хирургическое отделение имелось как в период <данные изъяты> так и в период существования <данные изъяты> что также подтверждается действовавшими на тот момент, уставами. Ее трудовые обязанности, в период переименования организационно-правовой формы больницы, также не изменялись. Работа осуществлялась в организации, относящейся к здравоохранению в должности и в отделении, предусмотренных списками № 464. Считает, что причины, указанными в решении Управления пенсионного фонда об отказе ей в установлении досрочной трудовой пенсии, являются формальными, и не могут являться препятствием для осуществления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 18.07.2011. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено <данные изъяты> В судебном заседании истец Фазлыева Л.М. свои исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные - указанным в исковом заявлении. Просила обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме: включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве постовой медсестры хирургического отделения <данные изъяты>», в ее медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчислив период в соответствии с льготным порядком исчисления стажа работы из расчета 1 год работы равный 1 году 6 месяцам; назначить пенсию с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхняя Пышма, с 15.03.2011. Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске - Ильиных Ирина Николаевна, действующая на основании доверенности № 08-2666 от 29.06.2011., исковые требования Фазлыевой Л.М., не признала. Суду пояснила, что досрочное назначение трудовой пении лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, производится по нормам федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001., подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 которого предусмотрено, что указанная пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004. № 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002., могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Право на досрочное назначение пенсии истцу определялось на основании ранее действовавшего списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающего право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. № 464 во исполнение ст.81 Закона № 340-1 от 20.11.1990. «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего на момент осуществления истцом трудовой деятельности. В соответствии со ст.81 вышеуказанного закона, в стаж, на соответствующих видах работ включаются периоды осуществления лечебной и иной работы по охране здоровья населения. Согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающего право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. № 464 зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежит только работа в учреждении. Включение в стаж периода работы на предприятии или организации здравоохранения иной организационно-правовой формы, не предусмотрено. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной <данные изъяты> следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> являлось муниципальным предприятием. Кроме того, считала, что применить п.1Правил № 1066 от 22.09.1999. невозможно, так как в Управление пенсионного фонда не представлены документы, подтверждающие наличие у <данные изъяты> структурных подразделений, предусмотренных указанными правилами. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации, в числе которых, ст. 7 Конституции Российской Федерации, гарантирует установление государственных пенсий. Государственные пенсии, согласно ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом. Правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, определяет Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001., вступивший в силу 01 января 2002 года. Право на трудовую пенсию, согласно ст.3 и 7 вышеуказанного закона, имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и достигшие возраста: женщины - 55 лет; мужчины - 60 лет. В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются, согласно п.2 ст. 27 вышеуказанного закона, Правительством Российской Федерации. Как следует из списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденного постановлением Совета Министров РСФСП № 464 от 6.09.1991 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 N 634, от 23.07.1993 N 701, от 22.09.1993 N 953) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в соответствии с вышеуказанным Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.1992. № 634). Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002. В силу п. 4 вышеуказанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно подп. «б» п. 5 вышеуказанных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню утвержденного списка, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В силу разъяснений в п.9 Постановления №25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Суд учитывает также правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении № 2-П от 29.01.2004 года, согласно которой, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Согласно сведениям трудовой книжки, Фазлыева Л.М. была принята на работу на должность постовой медицинской сестры в хирургическое отделение Верхнепышминской центральной городской больницы, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., продолжала работать в указанной больнице, в том числе, в спорный период. Из сведений записи от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что центральная городская больница переименована в муниципальное учреждение «<данные изъяты>»., на основании постановления главы администрации г. Верхняя Пышма № 360. Из справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>, на основании постановления главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ., затем, ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> на основании постановления главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Фазлыева Л.М., ДД.ММ.ГГГГ работает в МУ <данные изъяты> являющимся лечебно-профилактическим учреждением по охране здоровья населения, была принята на работу в данное учреждение ДД.ММ.ГГГГ. на должность постовой медицинской сестры в хирургическое отделение, которое относится к отделению хирургического профиля стационара, которая тарифицируется с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время как средний медицинский персонал. Фазлыева Л.М. работает по настоящее время в данному медицинском лечебно-профилактическом учреждении, по настоящее время, в режиме нормальной продолжительности рабочего времени. Как следует из решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.,период работы Фазлыевой Л.М. в качестве постовой медсестры хирургического отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., в ее специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ, не зачтен, так как согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. № 464, определена единственная организационно-правовая форма - учреждение, в связи с чем, период работы на предприятии не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ: ни в льготном, ни в календарном исчислении. Таким образом, оценивая все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, с учетом установленных по делу обстоятельств, и исследованных в судебном заседании, подтверждающих их доказательств, вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Фазлыевой Л.М. подлежат удовлетворению в полном объеме. Принимая решение об удовлетворении исковых требований Фазлыевой Л.М., суд обращает внимание на то, что диспозиция п.3 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не свидетельствует о том, что утвержденные Правительством Российской Федерации перечни должностей и профессий, и учреждений, являются исчерпывающими по своему содержанию. Списки с вышеуказанными перечнями учреждений, являются примерными (типовыми), направленными лишь на содействие реализации предусмотренных ст.27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прав граждан, и не исключающие дискреционного усмотрения суда. Из смысла и содержания п.20 п.1 ст.27 вышеуказанного закона следует, что в качестве правового основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, медицинской деятельности. В силу ст.19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности. В судебном заседании установлено, что в спорный период, несмотря на смену наименования «учреждение» на «предприятие», в котором Фазлыева Л.М. выполняла профессиональную медицинскую деятельность, данное учреждение являлось и является медицинским учреждением, функциями которого является лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения. Данное обстоятельство подтверждается Уставами: как муниципального предприятия Верхнепышминской центральной городской больницы (утвержденным главой администрации <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.), так и муниципального учреждения «Верхнепышминская центральная городская больница» (утвержденного главой администрации ДД.ММ.ГГГГ., из которых следует, что основной целью деятельности больницы является обеспечение медицинской и профилактической помощи населению <адрес>. Оценив в соответствии с ч.ч.3,5 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание и оценивает как достоверное доказательства объяснения истца, поскольку они подтверждаются письменными документами, которые суд оценил в соответствии с требованиями ч.ч.3,5 ст. 67, ч.ч.1,2 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и также принял во внимание как доказательства по делу. При принятии решения об удовлетворении исковых требований истца, суд руководствуется ч.1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованиями которой, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои возражения относительно предъявленных к ней исковых требований, не представляет суду доказательств таких возражений, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны. Представитель ответчика в судебном заседании возражая против удовлетворения исковых требований Фазлыевой Л.М., доказательств таких возражений, суду не представил. Без учета спорных периодов специальный трудовой стаж Фазлыевой Л.М., как установлено в судебном заседании, и следует из решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске от ДД.ММ.ГГГГ. №, составил 28 лет 09 месяцев 12 дней. С учетом спорных периодов 09 месяцев 25 дней (01 год 02 месяца 22 дня- в льготном исчислении), специальный трудовой стаж Фазлыевой Л.М., составил - 29 лет 07 месяцев 07 дней: 28 лет 09 мес.12 дн. + 09 мес.25 дн. = 29 лет 07 месяцев (в льготном исчислении - 30 лет 04 дня: 28 лет 09 мес. 12 дн. + 01 год 02 мес.22 дн. = 30 лет 04 дн.) В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что с заявлением о назначении пенсии Фазлыева Л.М. обратилась 15.03.2011. Данное обстоятельство подтверждается заявлением Фазлыевой Л.М., имеющимся в ее пенсионном деле, которое явилось предметом обозрения в судебном заседании. В судебном заседании Фазлыева Л.М. также дала объяснения о том, что в Управление пенсионного фонда за назначением досрочной трудовой пенсии она обратилась 15.03.2011. Данное обстоятельство подтверждено объяснениями представителя ответчика в судебном заседании и сведениями вышеуказанного решения Управления пенсионного фонда от 14.06.2011. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии)…, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). В соответствии с п. 2 ст. 19 вышеуказанного Федерального Закона, днем обращения за трудовой пенсией (часть трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В силу п. 3 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня подачи заявления, днем обращения считается день подачи заявления. Право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда. Таким образом, днем приобретения права Фазлыевой Л.М. на назначение пенсии является - 15.03.2011. Руководствуясь ст. ст.12,67, ч.1 ст.68, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования Фазлыевой Лимы Муллахметовны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске о включении периодов в медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о назначении пенсии с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске, удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Фазлыевой Лиме Муллахметовне, ДД.ММ.ГГГГ, период работы в качестве постовой медсестры хирургического отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., исчислив период в соответствии с льготным порядком исчисления стажа работы из расчета 1 год работы равный 1 году 6 месяцам. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске назначить Фазлыевой Лиме Муллахметовне пенсию, с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верхней Пышме и г. Среднеуральске, с 15.03.2011. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней, с момента изготовления решения в окончательной форме, через Верхнепышминский городской суд Свердловской области. Мотивированное решение изготовлено 23.08.2011. Судья Н.Н. Мочалова.