решение от 08.04.2011г. по делу №2-363/2011 по иску Пяткова М.Ю. к УПФР в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске о включении в педагогический стаж периодов работы



Дело № 2-363/2011      

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2011 года                           город Верхняя Пышма

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Панитковой Е.Н.,

при секретаре Зубаревой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пяткова Михаила Юрьевича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске о включении в педагогический стаж периодов в работе, дающих право на досрочную пенсию по старости, о выплате пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Пятков М.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске о включении в педагогический стаж периодов в работе, дающих право на досрочную пенсию по старости, о выплате пенсии.

В обоснование иска ссылается на то, что с 1985 года его трудовая деятельность связана с педагогической работой. На сегодняшний день его стаж работы, необходимый для досрочной трудовой пенсии составляет более 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью. Согласно решению об отказе в установлении пенсии Управление пенсионного фонда не засчитало ему в специальный стаж ни одного дня. В назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, ГУ УПФР не засчитало в необходимый для этого стаж педагогической деятельности следующие периоды работы:

1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера-преподавателя по самбо в <данные изъяты>», что составляет <данные изъяты>

На том основании, что списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, «культурно-спортивный центр» не предусмотрен;

2. а) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера-преподавателя в <данные изъяты> отдела культуры, что составляет <данные изъяты>;

б) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера-преподавателя в Муниципальном предприятии «Балтымский социально-культурный комплекс», что составляет <данные изъяты>.

На том основании, что списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, <данные изъяты> не предусмотрен;

3. а) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера-преподавателя в Спортклубе <данные изъяты> что составляет <данные изъяты>;

б) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера-преподавателя в Спортклубе комбината «Уралэлектромедь», что составляет <данные изъяты>.

На том основании, что списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается стаж работы, дающих право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, «спортклуб» не предусмотрен.

4. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера-преподавателя в Культурно-спортивной центре <данные изъяты> что составляет <данные изъяты>

На том основании, что списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, «культурно-спортивный центр» не предусмотрен;

5.с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера-преподавателя в Спортклубе комбината «Уралэлектромедь», что составляет <данные изъяты>.

На том основании, что списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, <данные изъяты> не предусмотрен;

6. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера-преподавателя в Спортклубе комбината «Уралэлектромедь», что составляет <данные изъяты>.

На том основании, что списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, <данные изъяты> не предусмотрен, а также на том основании, что за указанный период не подтверждено выполнение педагогической (учебной) нагрузки на ставку заработной платы;

7. а) С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детская юношеская спортивная школа самбо и дзюдо», что составляет <данные изъяты>

б) С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего тренера-преподавателя по борьбе, самбо и дзюдо в МОУ ДОД «Детская юношеская спортивная школа <данные изъяты> что составляет <данные изъяты>.

На том основании, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года работа засчитывается в стаж на соответствующих видах работ при наличии одновременно двух условий: 1) на 01.01.2001 года наличие стажа на соответствующих видах работ не менее 16 лет 8 месяцев; 2) факт работы в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 «Наименование учреждений» списка. У него, по мнению ответчика, первое и второе условие не выполнено.

Однако, он с 1985 года работает тренером-преподавателем в учреждениях для детей, и стаж работы к 2001 году составлял 16 лет 8 месяцев, а именно более 17 лет, таким образом, все условия для зачета указанных периодов в стаж им выполнены.

С данным решением УПФ не согласен. Просит включить в педагогический стаж периоды в работе, дающие право на досрочную пенсию по старости, выплатить пенсию с момента обращения в УПФР.

В ходе судебного разбирательства истец Пятков М.Ю. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнил, что считает свою деятельность педагогической, так как вся его трудовая деятельность связана с воспитанием детей. Также пояснил, что действительно, после окончания высшего учебного заведения он был приглашен для работы в качестве тренера, но в связи с отсутствием вакантной должности в ГОРОНО, он был трудоустроен на предприятие КУЭМ на свободную должность рабочей специальности. Работал же он тренером, а затем, когда в учреждении была создана должность тренера-преподавателя, он был переведен на эту должность и во всех учреждениях, в которых он в последующем осуществлял свою педагогическую деятельность, его работ была связана с воспитанием детей. Он во все время работы разрабатывал программы обучения, вел специальные журналы, составлял планы работы, конспекты, отчитывался о своей работе. Настаивает на удовлетворении исковых требований.

Представитель истца Чечерина И.А., действующая по устному заявлению, в судебном заседании доводы и требования своего доверителя Пяткова М.Ю. поддержала. Суду пояснила, что считает незаконный отказ ответчика в зачете периодов работы истца в специальный стаж формальным. Более чем в течение 25 лет истец осуществлял педагогическую деятельность, имея высшее педагогическое специализированное образование, в различных педагогических учреждениях, как педагог, как тренер-преподаватель по самбо. Также представитель истца пояснила, что педагогическая деятельность истца была связана с воспитанием детей, которые занимались самбо. Данная деятельность предполагает очень тесный контакт ребенка и тренера, который воспитывает ребенка, учит его, становится для него родным отцом. Подготовка детей к соревнованиям, а затем и достижение с ними спортивных результатов также является именно педагогической деятельностью, так как тренер вкладывает в ребенка частичку себя, помогает воплощать в детских душах их мечты, тренирует их волю, воспитывает самосознание. Направленность деятельности истца, результаты его работы в том, что его воспитанники стали полноценными, необходимыми обществу его членами, свидетельствуют именно о педагогической деятельности истца. Конституционное право истца на получение пенсии в связи с осуществлением длительное время определенной профессиональной деятельности не может быть нарушено тем, что законодатель не смог в своем утвержденном списке предусмотреть все возможные варианты наименований учреждений, которые осуществляли педагогическую деятельность. Право истца на досрочную пенсию не должно быть постановлено в зависимость от того, поименовано ли учреждение, в котором истец осуществлял свою работы с детьми в определенном списке. Кроме того, представитель дополнила, что свидетельскими показаниями доказываются определенные обстоятельства работы истца и его трудоустройства, а именно то, что по специальному письму ГОРОНО в силу нуждаемости города в спортивном тренере, истец был приглашен для работы в городе Верхняя Пышма из Челябинского педагогического института. В связи с отсутствием вакантной должности в структуре ГОРОНО он был принят действительно в структурное подразделение КУЭМ на ставку рабочей специальности. Но, в последующем, при создании спортивной инфраструктуры, был переведен на должность тренера-преподавателя. То, что учреждения, в которых истец осуществлял свою педагогическую деятельность, относились к ведомственным, также не может нарушать его права на досрочную пенсию, и данное право не должно быть постановлено в зависимость от того, что учреждения ГОРОНО не имели возможности трудоустроить истца на должность тренера.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске Самойленко А.В., действующая на основании доверенности от 30.09.2009 года, исковые требования Пяткова М.Ю. не признала в полном объеме, суду пояснила, что 21.10.2010 года истец обратился в УПФР в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске (далее - УПФР) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

Дополнила, что рассмотрев документы, представленные Пятковым М.Ю. для назначения досрочной трудовой пенсии, УПФР вынесло Решение № 1478/78555 от 17.11.2010 года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, так как включению в педагогический стаж не подлежал ни один период работы истца.

Истец просил включить в педагогический стаж периоды его работы:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>)- в должности тренера-преподавателя по самбо (по совместительству) в <данные изъяты>

2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности тренера-преподавателя (по совместительству) в <данные изъяты> Отдела культуры;

3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности тренера-преподавателя (по совместительству) в <данные изъяты>

4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты>

5) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности тренера-преподавателя в Спортклубе <данные изъяты>

6) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> - в должности тренера-преподавателя в Культурно-спортивном центре учебно-спортивного отдела <данные изъяты>

7) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности тренера-преподавателя в Спортклубе <данные изъяты>

8) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности тренера-преподавателя в Спортклубе комбината <данные изъяты>

9) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности старшего тренера-преподавателя в МОУ ДОД <данные изъяты>

10) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности старшего тренера-преподавателя по борьбе, самбо и дзюдо <данные изъяты>

        и обязать УПФР назначить пенсию с момента обращения в УПФР.

Не соглашаясь с исковыми требованиями Пяткова М.Ю., представитель ответчика суду пояснила, что в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

         Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право утверждать списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 указанной статьи, предоставлено Правительству Российской Федерации. Во исполнение указанного пункта Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 781 от 29.10.2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 (далее - Правила)». Список учреждений № 781 от 29.10.2002 года составлен по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений для детей, наименований должностей, с учётом которого, назначаются соответствующие трудовые пенсии по старости, что исключает возможность его расширительного толкования Управлением и судом. Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции предусмотрело возможность зачета в стаж на соответствующих видах работ периодов работы именно в определенных учреждениях, исходя из характера работы, интенсивности труда и других условий, в связи с чем, и право на досрочное пенсионное обеспечение может быть предоставлено работникам, осуществлявшим педагогическую деятельность только в названных учреждениях. Пункт 13 указанных Правил содержит исчерпывающий перечень структурных подразделений организаций, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ. Правом на досрочную трудовую пенсию обладают не все педагогические работники, а только те, работа которых связана с выполнением педагогической деятельности в строго определенных учреждениях и структурных подразделениях, наименования которых поименованы Списком и Правилами.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 года № 301-О-О «право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности)».

       В соответствии с нормами действующего законодательства Пятков М.Ю. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1,2,3,4,5,6,7,8 периоды Решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии) работал в структурных подразделениях различных учреждений. Согласно пункту 13 Правил не поименованы такие структурные подразделения как «культурно-спортивный центр», «культурно-спортивный комплекс», «социально-культурный комплекс», «спортклуб». Исходя из представленных истцом документов, определить то, что учреждения «культурно-спортивный центр» и «социально-культурный комплекс», «культурно-спортивный комплекс», «спортклуб» относились к учреждениям именно для детей, и что истец работал непосредственно только с детьми, не возможно.

С целью установления типа и вида учреждения, в котором истец работал ДД.ММ.ГГГГ УПФР истребовало Устав Муниципального предприятия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и Устав Муниципального учреждения культуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» установлен порядок, согласно которому, в Уставе образовательного учреждения указывается наименование учреждения, а также типы и виды реализуемых образовательных программ.

В Уставе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <данные изъяты> имеет статус юридического лица, в своей деятельности руководствуется Законом РСФСР «О предприятии и предпринимательской деятельности», основными задачами которого являются:

- формирование здорового образа жизни сельского труженика, увеличение продолжительности активной жизни;

- повышение престижа профессии крестьянина и здоровых семейных отношений, обеспечение максимального единства интересов детей и взрослых, совместное социальное творчество;

- развитие культуры художественного восприятия и творчества населения региона;

- массовый охват населения физкультурно-оздоровительной работой.

       В Уставе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что деятельность <данные изъяты> осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и «О собственности в Российской Федерации», основной целью деятельности которого является создание условий и предоставление услуг для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей, развития инициативы и реализация творческого потенциала населения в сфере досуга, массовый охват населения спортивно-оздоровительной работой.

        При этом, из указанных Уставов невозможно определить, осуществлялись ли учреждением какие-либо образовательные программы и относилось ли указанное учреждение к внешкольному учреждению для детей, дающему право на пенсию за выслугу лет.

Кроме того, представитель ответчика обратила внимание суда на то, что аналогичная ситуация уже являлась предметом спора в Верхнепышминском городском суде. Истец ФИО11 обратился в суд с требованием о включении в педагогический стаж периода работы ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> соответственно. Суд первой инстанции решением от ДД.ММ.ГГГГ требования истца удовлетворил. Однако Судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда определением от ДД.ММ.ГГГГ вывод Верхнепышминского суда о том, что данными учреждениями реализовывались образовательные программы, реализуемые внешкольными учреждениями, признан неправильным и противоречащим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. В связи с чем, решение Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО12 к УПФР было отменено, а по делу было принято новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО13 было отказано в полном объеме.

Что касается периодов работы Пяткова М.Ю. в спортклубе «Уралэлектромедь» <данные изъяты> то работодатель ОАО «Уралэлектромедь» выдал справку от ДД.ММ.ГГГГ Из данной справки следует, что «тренер-преподаватель в спортклубе «Металлург», в спортклубе <данные изъяты> учебно-спортивном отделе культурно-спортивного центра и учебно-спортивном отделе спортклуба «Уралэлектромедь» права на льготное пенсионное обеспечение не имеет, т.к. осуществлял работу в структурном подразделении предприятия, не предусмотренном Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г.». Документ оформлен и выдан надлежащим образом. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ страховой стаж после даты регистрации в системе персонифицированного учета (01.01.1997г.) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Эти сведения подготавливаются соответствующими специалистами предприятия: кадровой и финансово - экономической службой и заверяются руководителем организации. Юридические лица несут ответственность за достоверность сведений содержащуюся в документах в соответствие со ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в соответствие со ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Представленные сведения индивидуального (персонифицированного) учёта на Пяткова М.Ю. за период работы ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствуют тем сведениям, которые указаны в справке от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается).

       Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются правоприменительными органами и потому в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами. Это закреплено в пункте 2 Положения о государственном учреждении-Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске Свердловской области от 07.06.2004 г. № 64п, где указано, что УПФР в своей деятельности строго руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, решениями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения, а также указанным Положением. Требования законодательства для Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов являются обязательными к исполнению, право расширительного толкования положений законодательства Пенсионному фонду Российской Федерации не предоставлено.

Таким образом, у УПФР отсутствуют правовые основания для зачета в стаж на соответствующих видах работ следующих периодов:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в Спортклубе <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в Спортклубе <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в Культурно-спортивном центре <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в Спортклубе <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) - в Спортклубе <данные изъяты>

Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности старшего тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа самбо и дзюдо» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности старшего тренера-преподавателя по борьбе, самбо и дзюдо в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Лидер» не подлежат зачету в стаж по следующим основаниям.

        В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Пунктом 3 указанного Постановления также предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Пунктом 12 указанного Постановления установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

1) на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Истцом не было выполнено ни первое, ни второе условие. Следовательно, у УПФР отсутствуют правовые основания для зачета указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ.

Кроме того, согласно п.2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные сведения за данные периоды работы были предоставлены в ПФР без кода льготной профессии, то есть на общих основаниях.

         Кроме того, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 г. № 301-О-О установлено, что «в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности)».

Согласно пункту 1 статьи 19 указанного Закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

       Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пятков М.Ю. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в Управление Пенсионного Фонда в городе Верхняя Пышма и городе Среднеуральске 21.10.2010 г. На момент подачи истцом указанного заявления стаж работы, связанный с осуществлением педагогической деятельности составил 00 лет 00 мес. 00 дней. Данного стажа не достаточно для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности предусмотренной подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Соответственно права на трудовую пенсию у Пяткова М.Ю. не возникло. На основании вышеизложенного требование истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в суд не может быть удовлетворено.

        Представитель ответчика также дополнила, что не могут являться доказательствами по делу показания свидетелей, которые были допрошены в ходе судебного разбирательства. Свидетели подтверждали характер работы истца, что недопустимо. Кроме того, представитель ответчика пояснила, что отказ в зачете периодов в работе истцу был осуществлен не по занимаемом им должности, и не осуществляемой деятельности, а именно по наименованию учреждения, в котором он осуществлял свою деятельность.

Просит отказать Пяткову М.Ю. в удовлетворении исковых требований.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО5 суду показал, что знаком с истцом Пятковым М.Ю. с 1985 года. Ему известно, что Пятков М.Ю. с 1986 года работал тренером по борьбе самбо, а с 1996 года - тренером-преподавателем по самбо. Работа Пяткова М.Ю. всегда была связана с воспитанием, обучением детей, он подготавливал детей к соревнованиям, обучал безопасному спорту, проводил общую и специальную подготовку, готовил детей к соревнованиям. Также дополнил, что Пятков М.Ю. всегда работал с группами детей 9-12 лет. Считает, что тренер-преподаватель намного выше по своим профессиональным качествам, чем просто преподаватель физической культуры. Тренер обязан воспитать ребенка, защищать его, научить защищаться самому ребенку, кроме того, у него должны быть доверительные отношения с ребенком, чтобы у того был рост как у спортсмена.

Свидетель ФИО6, допрошенная в ходе судебного разбирательства, суду показала, что ее сын являлся воспитанником Пяткова М.Ю., занимался в его секции с 1985 года. Она очень тесно занималась вопросом посещения ее ребенком спортивной секции. Она видела, как Пятков М.Ю. организовывал детей, как занимался их воспитанием, осуществлял не только тренировки, но и рассказывал про историю самбо и дзюдо, располагал к себе детей, вызывал их уважение и доверие. Доверие к нему как к педагогу, он также вызывал и со стороны родителей, которые могли доверить своего ребенка и на выездных тренировках, соревнованиях. Дополнила, что дети всегда любили и уважали своего тренера.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО7 суду показал, что является тренером Пяткова М.Ю., который в 1973 году пришел к нему в секцию. Когда Пятков М.Ю. закончил свои тренировки, он выбрал также путь тренера, чтобы заниматься воспитанием детей в спорте. После школы Пятков М.Ю. намеревался поступить в Челябинский институт культуры на кафедру борьбы для обучения на тренера по самбо, но поступить не удалось, и Пятков М.Ю. поступил в этот институт после прохождения службы в Советской Армии. Когда Пятков М.Ю. заканчивал обучение, он вышел на руководство города с предложением приглашения еще одного тренера и от ГОРОНО было оформлено письмо-вызов в институт для распределения Пяткова М.Ю. в <адрес>. Свидетель подтвердил, что ставки тренера не было в ГОРОНО, и тогда Пятков М.Ю. был трудоустроен на КУЭМ, сначала на техническую должность, а затем, на должность тренера-преподавателя по самбо (по совместительству) в <данные изъяты> В последующем Пятков М.Ю. осуществлял свою педагогическую деятельность в различных учреждениях культуры и спорта. Его деятельность всегда была связана с воспитанием детей школьного возраста. Считает, что деятельность Пяткова М.Ю. всегда была преподавательской и тренерской.

Свидетель ФИО8, допрошенный в ходе судебного разбирательства, суду показал, что знаком с Пятковым М.Ю. с детства. Они вместе занимались самбо, тренировались, участвовали в соревнованиях. Ему известно, что после окончания обучения в институте Пяткова М.Ю. пригласил ФИО7 для развития школы самбо в Верхнюю Пышму в качестве тренера по работе с детьми. Он был трудоустроен в спортивный клуб КУЭМа в ЖКО на свободную ставку рабочего. Затем после создания при спортивном клубе КУЭМ дополнительных ставок и введением в действие экспериментального спортивного комплекса в <адрес>, Пятков М.Ю. был принят на должность тренера-преподавателя. Пятков М.Ю. всегда осуществлял педагогическую тренерскую работу с детьми. Вся его спортивная деятельность контролировалась не только со стороны министерства спорта, но и со стороны министерства образования. Летние и выездные лагеря, которые организовывались с участием Пяткова М.Ю., контролировались со стороны ГОРОНО, так как деятельность Пяткова М.Ю. являлась педагогической.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО9, суду показала, что являясь председателем городской организации профсоюзов работников образования. Знакома с Пятковым М.Ю. как с тренером-преподавателем спортивной школы <данные изъяты> Ей известно, что Пятков М.Ю. в течение длительного периода времени осуществлял обязанности тренера-преподавателя. Считает, что его деятельность является функционально педагогической. Дополнила, что до 1992 года все учреждения действовали на основании Типового положения, а лицензирование учреждений началось только в 1992 году. Кроме того, дополнила, что ей также известно, что Пяткова М.Ю. как тренера-преподавателя по самбо специально пригласили по письму ГОРОНО для работы в город Верхнюю Пышму после окончания специализированного педагогического института.

Заслушав стороны, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающая подпунктом 10 пункта 1 право педагогических работников на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утратила силу в своей прежней редакции.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список учреждений № 781 от 29.10.2002 года составлен по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений для детей, наименований должностей, с учетом, которого, назначаются соответствующие трудовые пенсии по старости, что исключает возможность его расширительного толкования судом. Пункт 13 указанных Правил содержит исчерпывающий перечень структурных подразделений организаций, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ. Правом на досрочную трудовую пенсию обладают не все педагогические работники, а только те, работа которых связана с выполнением педагогической деятельности в строго определенных учреждениях и структурных подразделениях, наименования которых поименованы Списком и Правилами.

Таким образом, исходя из смысла данной нормы, право на досрочное назначение трудовой пенсии для педагогических работников закон связывает с наличием одновременно двух условий: осуществление педагогической деятельности в количестве не менее 25 лет и осуществление такой деятельности в учреждениях для детей. При отсутствии одного из этих условий трудовая пенсия по указанным основаниям досрочного назначения быть не может.

При этом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно, деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Как видно из материалов дела Пятков М.Ю. в периоды ДД.ММ.ГГГГ работал в структурных подразделениях различных учреждений, согласно данным трудовой книжки (л.д. 11-14).

Согласно пункту 13 Правил не поименованы такие структурные подразделения как «культурно-спортивный центр», «культурно-спортивный комплекс», «социально-культурный комплекс», «спортклуб». Исходя из представленных истцом документов, определить то, что учреждения «культурно-спортивный центр» и «социально-культурный комплекс», «культурно-спортивный комплекс», «спортклуб» относились к учреждениям именно для детей, и что истец работал непосредственно только с детьми, не возможно.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлен порядок, согласно которому в Уставе образовательного учреждения указывается наименование учреждения, а также типы и виды реализуемых образовательных программ.

Из устава Муниципального учреждения культуры <данные изъяты> от 08.08.1994 года (л.д. 42-43) следует, что данный комплекс имеет статус юридического лица, действует на основании Закона РСФСР «О предприятии и предпринимательской деятельности», основными задачами которого являются формирование здорового образа жизни сельского труженика, увеличение продолжительности активной жизни; повышение престижа профессии крестьянина и здоровых семейных отношений, обеспечение максимального единства интересов детей и взрослых, совместное социальное творчество; развитие культуры художественного воспитания и творчества населения региона; массовый охват населения физкультурно-оздоровительной работой.

Также из Устава Муниципального учреждения культуры «Балтымский социально-культурный комплекс» следует, что основной целью деятельности учреждения культуры является создание условий и представление услуг для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей, развития инициативы и реализации творческого потенциала населения в сфере досуга, массовый охват населения спортивно-оздоровительной работой.

При этом, из указанных Уставов невозможно определить, осуществлялись ли учреждением какие-либо образовательные программы и относилось ли указанное учреждение к внешкольному учреждению для детей, дающему право на пенсию за выслугу лет.

Что касается периодов работы Пяткова М.Ю. в спортклубе <данные изъяты> то работодатель <данные изъяты> выдал справку от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), из которой следует, что «тренер-преподаватель в спортклубе «Металлург», в спортклубе «Уралэлектромедь», учебно-спортивном отделе культурно-спортивного центра и учебно-спортивном отделе спортклуба «Уралэлектромедь» права на льготное пенсионное обеспечение не имеет, т.к. осуществлял работу в структурном подразделении предприятия, не предусмотренном Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.».

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ страховой стаж после даты регистрации в системе персонифицированного учета (01.01.1997 года) подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Эти сведения подготавливаются соответствующими специалистами предприятия: кадровой и финансово - экономической службой и заверяются руководителем организации. Юридические лица несут ответственность за достоверность сведений содержащуюся в документах в соответствие со ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в соответствие со ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Представленные сведения индивидуального (персонифицированного) учёта на Пяткова М.Ю. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствуют тем сведениям, которые указаны в справке от ДД.ММ.ГГГГ.

Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности старшего тренера-преподавателя <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - в должности старшего тренера-преподавателя по борьбе, самбо и дзюдо <данные изъяты> не подлежат зачету в стаж по следующим основаниям.

        В соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Закона № 173-Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Пунктом 3 указанного Постановления, также предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Пунктом 12 указанного Постановления установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

1) на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Как видно из материалов дела истцом не было выполнено ни первое, ни второе условие.

Кроме того, согласно п.2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписки от 21.10.2010 года (л.д. 54-61) за период с 01.03.2006 года по 31.12.2009 года индивидуальные сведения за данные периоды работы были предоставлены в ПФР без кода льготной профессии, то есть на общих основаниях.

         В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

        Из п. 3 ст. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из показаний свидетелей, допрошенных в ходе судебного разбирательства, следует, какую именно деятельность осуществлял истец, характер этой деятельности.

Согласно требованиям п. 3 ст. 13 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (в ред. от 01.07.2011 года) при установлении стажа работы характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Таким образом, показания свидетелей не могут быть в этой части приняты в качестве доказательств как недопустимые.

Как установлено в судебном заседании, Пятков М.Ю. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в Управление Пенсионного Фонда в городе Верхняя Пышма и городе Среднеуральске 21.10.2010 года. На момент подачи истцом указанного заявления стаж работы, связанный с осуществлением педагогической деятельности составил <данные изъяты> Данного стажа не достаточно для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (в ред. от 01.07.2011 года). Соответственно права на трудовую пенсию у Пяткова М.Ю. не возникло.

На основании вышеизложенного требование истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения не может быть удовлетворено.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пяткову Михаилу Юрьевичу к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске о включении в педагогический стаж периодов в работе, дающих право на досрочную пенсию по старости, о выплате пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 (десяти) дней через Верхнепышминский городской суд с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Решение изготовлено в мотивированном виде 26 июля 2011 года.

Судья                                                                                               Е.Н. Паниткова