2-1412/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 28 сентября 2011 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Михайлова А.Ф., при секретаре Исаковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селянина Александра Михайловича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма, об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, УСТАНОВИЛ: Селянина А.М. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Верхняя Пышма, об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью. В обоснование своих требований указывает, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ей выдано удостоверение серии № ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого она имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан указанных в ст. 9 Федерального закона Российской Федерации«О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сборов радиоактивных отходов в реку Теча». Ей начислялась и выплачивалась компенсация в соответствии со ст.9 Федерального закона, в сумме 100 рублей, ежемесячно. Накопленная эффективная доза облучения составляет 14,3 сЗв (бэр). Считает, что исходя из смысла ст.1 вышеуказанного федерального закона, действие закона распространяется на граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7сЗв (бэр) но не более 35 сЗв (бэр), следовательно, считает, что выплачиваемые ему суммы в счет ежемесячной компенсации по накопленной дозе облучения подлежат индексации. Выплачиваемые ей суммы ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда подлежали, индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда: за прошедший период с ДД.ММ.ГГГГ.№ С ДД.ММ.ГГГГ., с учетом индексации ей полагается выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты>. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Недополученная сумма денежной компенсации причиненного вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. В 2001 году ей выплачено <данные изъяты>. Сумма задолженности с ДД.ММ.ГГГГ. по 0101.2009 года, составляет <данные изъяты>. Просит взыскать с ответчика ежемесячную денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неполученной суммы в размере <данные изъяты>. Обязать ответчика производить выплаты с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты>. В судебном заседании истец Селянина А.М. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, настаивает на их удовлетворении. Просит взыскать с ответчика ежемесячную денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неполученной суммы в размере <данные изъяты>. Обязать ответчика производить выплаты с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты>. Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма, Тимершина Е.В., действующая на основании доверенности от 17.02.2011 года, в судебном заседании исковые требования Селяниной А.М. признала частично. Суду представила письменный отзыв, из которого следует, что с декабря 2003 года в связи с переездом на территорию г. Верхняя Пышма и постановкой на учет в УСЗН, истец получает ежемесячную компенсацию. В соответствии с ФЗ от 26.11.1998 года № 175 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на перечисленные в ней категории граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, распространяется действие Законом РФ от 15.05.1991 года № 12144-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Вопросы социальной защиты граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся воздействию радиоактивного загрязнения вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, регулируются ФЗ от 26.11.1998 года № 175. Данным законом установлен различный порядок социальной поддержки, установленные для соответствующих категорий граждан, в том числе нормы этого Закона об индексации выплачиваемых им компенсации. На граждан указанный в п.6.ч.1.ст. 1 ФЗ № 175, а именно граждан проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не распространен. Указанным гражданам на основании ст. 9 ФЗ от 26.11.1998 года № 175, выплачивается ежемесячная компенсация в размере 100 рублей, при этом нормы об их индексации закон не содержит. Так как истец отнесена к категории граждан, указанных в п.6.ч.1.ст.1 Закона о Маяке, применяя механизм и коэффициенты индексации, предложенные истцом, а так же об обязании Управления производить выплаты с 01.01.2008 года с учетом индексации ежемесячной денежной компенсации в размере 607, 09 рублей не подлежат удовлетворению. Кроме того истец заявила ходатайство об индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, которая ст. 9 ФЗ от 26.11.1998 года № 175 не предусмотрена, а следовательно и не полагается. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.6 ст.1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» от 26.11.1998. № 175-ФЗ, действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр); Согласно ст. 2 вышеуказанного федерального закона, гражданам, указанным в статье 1 данного федерального закона, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 1 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Как следует из ст. 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004. № 122-ФЗ), гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 1 указанного Федерального закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей. Согласно ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15.05.1991.(в редакции от 24.07.2009., с изм., внесенными Федеральными законами от 26.11.1998. № 175-ФЗ, от 27.12.2000. № 150-ФЗ, от 30.12.2001. № 194-ФЗ, постановлением Коснтитуционного Суда РФ от 19.06.2002. № 11-П, Федеральными законами от 24.12.2002. № 176-ФЗ от 23.12.2003. № 186-ФЗ, постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009. № 17-П), размеры выплат, гражданам, установленные данным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджета на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15.05.1991. (в ред. Федерального закона от 26.04.2004.№ 31-ФЗ), размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 04.12.2007. № 964-О-П, взаимосвязанные положения пункта 6 части первой статьи 1 и статьи 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», закрепляющие право граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), на ежемесячную денежную компенсацию в размере 100 рублей, - в системе действующего нормативного правового регулирования, включая статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в его решениях, сохраняющих свою силу, - не предполагают лишение указанной категории граждан права на индексацию данной выплаты. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, сформулированной в 3 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000. № 35 Как следует из сведений удостоверения серии № от, выданного Селяниной Александре Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ, она имеет право на льготы и компенсации, как гражданин, проживавший в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 бэр, но не более 35 бэр. Имеет накопленную эффективную дозу облучения 14 бэр.(л.д.21). Согласно расчета задолженности ежемесячной компенсации в возмещение вреда, рассчитанного, исходя из роста уровня инфляции, представленного территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения по г. Верхняя Пышма, за период ДД.ММ.ГГГГ., общая сумма задолженности, составляет - <данные изъяты> (сумма ежемесячной компенсации исходя из уровня инфляции) - <данные изъяты> (выплачено) = <данные изъяты> (сумма задолженности). Размер ежемесячной компенсации составляет с ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> Таким образом, исследовав все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Селяниной А.М. по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих исковых требований и возражений по иску. Исходя из смысла и содержания ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15.05.1991.(в редакции от 24.07.2009., с изм., внесенными Федеральными законами от 26.11.1998. № 175-ФЗ, от 27.12.2000. № 150-ФЗ, от 30.12.2001. № 194-ФЗ, постановлением Коснтитуционного Суда РФ от 19.06.2002. № 11-П, Федеральными законами от 24.12.2002. № 176-ФЗ от 23.12.2003. № 186-ФЗ, постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009. № 17-П), индексации подлежат все виды выплачиваемых пострадавшим денежных компенсаций. Отсутствие, таким образом, в п.6 ч.1 ст.1 и ст.9 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», нормы об индексации ежемесячной денежной компенсации, которая, по существу, является формой возмещения вреда здоровью граждан, причиненного фактом их проживания в 1949 - 1956 годах на определенных территориях, что повлекло получение ими накопленной эффективной дозы облучения, не предполагает освобождение государства от обязанности обеспечить ее индексацию исходя из уровня инфляции. В судебном заседании также установлено, что истец, в соответствии со ст.9 Федерального закона от 26.11.1998. № 157-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», получает ежемесячную денежную компенсацию в размере 100 рублей. При принятии решения по данному гражданскому делу суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении от 19.06.2000. № 11-П (п.2 резолютивной части), из которого следует, что нормы Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», предусматривающие исчисление вышеуказанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации в твердых размерах, исходя из базовой суммы. Конституционный суд указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, законодатель, в то же время, не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004. № 847, от 07.05.2005. № 292, от 25.04.2006. № 246, от 21.03.2007. № 171 утверждены Правила индексации в 2004 году, в 2005 году, в 2006 году, 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, и оспариваемых сумм. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002. по 31.05.2004. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах неполученных сумм. Проанализировав вышеуказанные нормы закона, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, при принятии решения по данному гражданскому делу, суд соглашается с позицией представителя ответчика, и с представленным им расчетом суммы задолженности ежемесячной компенсации в возмещение вреда, подлежащей выплате в пользу Селяниной А.М., рассчитанной, исходя из роста уровня инфляции, и суммы ежемесячной компенсации, подлежащей выплате Селяниной А.М., с 01.01.2010., поскольку как позиция ответчика, так и представленный им расчет соответствуют принятым законодателем изменениям в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распространяющийся на граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), к числу которых относится истец. С территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения по г. Верхняя Пышма в пользу Селяниной А.М. подлежит взысканию, за счет средств федерального бюджета, сумма задолженности по ежемесячной денежной компенсации в связи с получением накопленной эффективной дозы облучения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты>, согласно следующему расчету: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ Селяниной установлена сумма компенсации в размере <данные изъяты> и данная сумма превышает сумму компенсации, рассчитанную с учетом индексов инфляции, суд отказывает в установлении ежемесячной суммы в размере <данные изъяты> Руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования Селяниной Александры Михайловны удовлетворить частично. Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма в пользу Селяниной Александры Михайловны, за счет средств федерального бюджета, сумму задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации, в связи с получением накопленной эффективной дозы облучения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> Селяниной Александре Михайловне в удовлетворении исковых требований, об обязании Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма производить выплаты с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты>, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Верхнепышминский городской суд Свердловской области. Мотивированное решение изготовлено 21.10.2011 года. Судья А.Ф. Михайлов.
(редакции от 11.05.2007.) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года, исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
(в ред. постановления № 23 от 11.05.2007.) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой, в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 вышеуказанного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные, согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.