решение от 07.12.2011г. по делу №2-1885/2011 по заявлению Подкарытова С.А. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2 -1885/11

     РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Верхняя Пышма                07 декабря 2011 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Михайлова А.Ф.,

при секретаре Исаковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подкарытова Сергея Алексеевича об оспаривании бездействий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Подкарытов С.А. обратился в суд с заявлением о признании неправомерными бездействий главы администрации ГО Верхняя Пышма Милютина А.С. и возложении обязанности согласовать Устав некоммерческой организации «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области.

В обоснование своих требований указывает, что 20.07.2011 года на общем собрании объединение граждан Свердловской области решило создать и зарегистрировать на основании закона №154-ФЗ от 05.12.2005 года «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области», для чего утвердило Устав казачьего общества.

25.07.2011 года он обратился к главе администрации ГО Верхняя Пышма с просьбой согласовать Устав «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области». 22.08.2011 года повторно обратился к главе с аналогичным обращением. До настоящего времени его обращение не рассмотрено и устав не согласован. Считает, что бездействием главы нарушены его права и свободы, а также права и свободы 54 граждан, решивших учредить некоммерческую организацию «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области», поскольку согласование Устава обязательная процедура для дальнейшей регистрации некоммерческой организации.

Просит признать незаконным бездействие главы администрации ГО Верхняя Пышма Милютина А.С. и возложить обязанность согласовать Устав некоммерческой организации «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области».

В период производства по делу в суде 06.12.2011 года заявителем получено разъяснение о порядке регистрации общественной организации, утвержденное начальником Главного управления министерства юстиции по Свердловской области Чуличковым В.Н. В письме изложен порядок действий при регистрации, требования к подаче соответствующих документов, обязанности должностных лиц при регистрации.

В связи с разъяснением Главного управления министерства юстиции по Свердловской области, заявитель требования изменил.

На день принятия решения просит признать незаконным бездействие главы администрации ГО Верхняя Пышма Милютина А.С. и обязать его согласовать и утвердить Устав некоммерческой организации «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области».

В судебном заседании представитель заявителя Редько В.В., действующий на основании доверенности от 19.09.2011 года доводи и требования, изложенные в заявлении, поддержал. Просит признать незаконным бездействие главы администрации ГО Верхняя Пышма Милютина А.С. и обязать его согласовать и утвердить Устав некоммерческой организации «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области».

Представитель администрации ГО Верхняя Пышма Черемных Е.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 года, заявленные требования считает необоснованными. Суду пояснила, что в приведенных нормативных актах не предусмотрен порядок утверждения устава. Администрация ГО Верхняя Пышма обязана утвердить устав в соответствии с Федеральным законом «О Государственной службе Российского казачества», который регламентирует, какие казачьи общества вносятся в реестр. Пунктом 6 ст. 6 ФЗ «О Государственной службе Российского казачества» предусмотрен список документов, приложенных к заявлению: заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в РФ по форме, утвержденной органом, уполномоченным в области ведения реестра; устав казачье общества, принятый высшим органом управления казачье общества и утвержденный в установленном порядке; заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества с ходатайством о внесении данного казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в РФ; заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы.

Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с копией указанного решения представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы; заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества. В соответствии с приказом от 02.12.2009 года № 554 «Об утверждении порядка согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы с федеральными органами исполнительной власти РФ и органами местного самоуправления».

Работа по согласованию обязательств по несению службы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления организуется атаманом войскового казачьего общества. В соответствии с п.4 приказа, Атаман казачьего общества представляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ либо органы местного самоуправления для согласования обязательств по несению службы письмо с просьбой о согласовании обязательств по несению службы с приложением копи документов, заверенных в установленном порядке. Обязательства должны быть предварительно согласованы с органами местного самоуправления. Администрация ГО Верхняя Пышма не вправе согласовать устав, пока не согласованы обязательства по несению службы.

Кроме того считает, что Администрация не имеет полномочий по утверждению уставов некоммерческих организаций. Администрация согласовывает и утверждает уставы только учреждаемых Администрацией учреждений (или, например, муниципальных предприятий). Считает, что администрация ГО верхняя Пышма не должна регистрировать или утверждать устав, но вправе его согласовать. 05.09.2011 года Администрацией ГО Верхняя Пышма дан ответ на обращения Подкарытова С.А. от 25.07.2011 года и 22.08.2011 года.

Выслушав представителя заявителя, представителя администрации ГО Верхняя Пышма, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 34 ст. 14 Закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», к компетенции органов местного самоуправления относится оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В соответствии с п. 6 ст. 43 Закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Первоначально заявителем были сформулированы требования о признании неправомерным бездействия Администрации ГО (учитывая, что на свое заявление Подкорытов не получал какого либо ответа) а также возложении обязанности согласовать устав некоммерческой организации.

На день принятия решения заявитель просит признать неправомерным бездействия Администрации ГО, а также возложить обязанность согласовать и утвердить устав некоммерческой организации.

Положения ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не содержат прямого указания на согласование и утверждение устава организации органами муниципальной власти.

Вместе с тем, в соответствии с Указам Президента Российской Федерации от 15.06.1992 года № 632 «О мерах по реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», уставы казачьих обществ подлежат утверждению соответствующими органами власти, в том числе - муниципальной.

В ответе Главного управления министерства юстиции РФ по Свердловской области на заявление Подкорытова указано, что компетентным лицам, инициирующим процесс создания общества, наряду с иными документами необходимо представить Устав организации, утвержденный главой ГО.

Таким образом, позицию представителя Администрации, считающего, что к компетенции муниципальных органов власти не относится решение вопроса об утверждении устава, суд признает ошибочной.

Кроме того, из ответа Администрации от 5.09.2011 года (л.д.34), также следует, что согласование и утверждение Устава общества возможно, но при условии наличия согласованных органом местного самоуправления обязательств по несению муниципальной службы в установленном законом порядке.

Представитель заявителя считает, что такая позиция не основана на нормах закона, так как предполагает согласование обязательств по несению муниципальной службы с не созданной в установленном законом порядке общественной организацией.

Исходя из приведенных в их совокупности норм, следует, что орган местного самоуправления обязан по указанному вопросу принять решение, однако такое решение не принято в том смысле, что устав не утвержден и в утверждении устава не отказано. В этой связи суд признает наличие бездействия со стороны Администрации.

Вместе с тем, заявитель просит возложить обязанность согласовать и утвердить устав некоммерческой организации.

Исходя из позиции Администрации, Устав казачьего общества вообще не подвергался оценке.

Удовлетворение требований заявителя в данной части и в такой форме, означало бы утверждение Устава в порядке исполнения решения суда, независимо от его содержания, возможного несоответствия требованиям федеральных законов, в той редакции, как это сочли необходимым лица, инициирующие порядок создания общества.

В связи с указанным, суд считает необходимым возложить на Администрацию обязанность принять решение по заявлению о регистрации устава (утвердить либо отказать в его утверждении). В требованиях об утверждении устава в представленной редакции суд отказывает. Иное применение закона повлечет правовую неопределенность в исследуемых отношениях.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 257,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Подкарытова Сергея Алексеевича удовлетворить частично.

Признать бездействие Администрации ГО В-Пышма на заявление Подкарытова С.А. о регистрации общества.

Обязать Администрацию ГО В-Пышма принять к рассмотрению и вынести решение по заявлению о согласовании и регистрации Устава некоммерческой организации «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области».

Подкарытову Сергею Алексеевичу в удовлетворении заявления о возложении на Администрацию ГО В-Пышма обязанности согласовать и утвердить Устав некоммерческой организации «Хуторское Казачье Общество г. Верхняя Пышма Свердловской области» в представленной редакции - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 13.01.2012 года.

Судья         А.Ф. Михайлов.