решение от 22.12.11г. по делу №2-926/2011 по иску Зудихина А.В. к УСЗН в г. Верхняя Пышма о возмещении вреда



Дело № 2-926/11         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Верхняя Пышма       22 декабря 2011 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Михайлова А.Ф.,

при секретаре Исаковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зудихина Алексея Валерьевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма, Управлению пенсионного фонда России в г. Верхней Пышме и городе Среднеуральске о внесении изменении записи об изменении размера выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, выплате ежемесячных компенсаций с последующей индексацией, взыскании задолженности по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью, восстановлении пенсии по инвалидности от трудового увечья,

У С Т А Н О В И Л:

Зудихин А.В. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма, Управлению пенсионного фонда России в г. Верхней Пышме и городе Среднеуральске о внесении изменении записи об изменении размера выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, выплате ежемесячных компенсаций с последующей индексацией, взыскании задолженности по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью, восстановлении пенсии по инвалидности от трудового увечья.

В обоснование своих требований указывает, что в период ДД.ММ.ГГГГ он выполнял работы по ликвидации катастрофы на чернобыльской АЭС в составе Управления строительства . При исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, его здоровью был причинен вред.

ДД.ММ.ГГГГ решением МСЭ по Свердловской области на срок до ДД.ММ.ГГГГ он был признан инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 70%, причиной установления инвалидности явилось увечье, связанное с аварией на ЧАЭС.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с ухудшением здоровья ему установлена утрата профессиональной трудоспособности - 80%. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС . ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием. Указанное удостоверение он потерял. Взамен, ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году серия Р .

Последующее освидетельствование необходимо было пройти до ДД.ММ.ГГГГ, однако специалистами ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ незаконно была изменена причина инвалидности. С связанной с аварией на Чернобыльской АЭС на общее заболевание.

С указанного периода ему полностью были прекращены выплаты в счет возмещения вреда здоровью, причиненного в период работы, связанной с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также выплата пенсии по соответствующим основаниям.

Решением Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ данные действия ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области признаны незаконными. Также признаны незаконными действия ТОИОГВС СО - УСЗН МСЗН по г. Верхняя Пышма об отказе в выдаче ему удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, возложена обязанность выдать указанное удостоверение.

Ранее ФГУ «Главное бюро МСЭ Свердловской области» выдало справку с формулировкой причины инвалидности - общее заболевание, ТОИГВ СО - Управление социальной защиты населения МСЗН по г. Верхняя Пышма прекратило выплату денег в возмещение вреда здоровью. В соответствии со справкой, выданной ТОИГВ СО - УСЗН МСЗН по г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральск ему выплачивалась ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ он выполнял работы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы составил 23 дня. ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН по г. Верхняя Пышма не произвели индексацию компенсации с 01.07.2000 года пропорционально величине прожиточного минимума, с ДД.ММ.ГГГГ пропорционально уровню инфляции, размер компенсации, выплачиваемый ему был снижен и не отвечал принципу полного возмещения вреда. В связи с чем ему были причинены убытки в размере <данные изъяты>.

В 2011 году он обратился в Управление пенсионного фонда в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральск с заявлением о восстановлении пенсии по инвалидности от трудового увечья, в восстановлении пенсии ему было отказано. Считает отказ незаконным, имеющееся у него заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлена связь имеющихся у него заболеваний, с катастрофой на чернобыльской АЭС, в связи с чем за ним признано право на получение пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья с даты прекращения выплаты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Просит обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма вынести распоряжение о внесении в его личное дело записи об изменении размера выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, определенного решением суда, и производить указанные ежемесячные выплаты с последующей индексацией за счет средств Федерального Бюджета РФ. Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма за счет средств Федерального Бюджета в его пользу задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения суда и убытки, рассчитанные с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения суда (с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ сумму задолженности компенсации в возмещение вреда здоровью <данные изъяты>, сумму убытков в размере <данные изъяты>).

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда России в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске восстановить ему пенсию по инвалидности от трудового увечья с 01.08.2003 года.

При производстве по делу представитель истца Федорова С.Н., действующая на основании доверенности от 09.09.2009 года, исковые требования уточнила.

На день принятия решения суда просит обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма изменить в личном деле Зудихина А.В. размер выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, определенного решением суда, и производить указанные ежемесячные выплаты с последующей индексацией за счет средств Федерального Бюджета РФ. Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма за счет средств Федерального Бюджета в пользу Зудихина А.В. материальный ущерб в сумме <данные изъяты>: в том числе задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 16.07.1998 г. по 30.10.2011 г. в сумме <данные изъяты> и убытки, рассчитанные ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Обязать производить ежемесячные выплаты с 1.11.2011ё года в размере <данные изъяты>.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Верхней Пышме восстановить Зудихину А.В. пенсию по инвалидности в соответствии с ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении», с 01.08.2003 г. и выплатить задолженность по пенсионным выплатам с учетом выплаченных сумм.

В судебном заседании представитель истца Федорова С.Н., действующая на основании доверенности от 09.09.2009 года доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, настаивает на их удовлетворении.

Представитель ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма Тимершина Е.В., действующая на основании доверенности от 17.02.2011 года, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве.

Согласно позиции ответчика, на основании выписки из акта освидетельствования ВТЭ-284 № 070315 16.07.1998 года Зудихину А.В. установлена 2 группа инвалидности с утратой трудоспособности 70%, установлена причина инвалидности - увечье связано с аварией на ЧАЭС», на срок до 01.08.2003 года. 11.08.1998 года истцу выдано удостоверение перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Впервые Зудихин А.В. Обратился за назначением и исчислением суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в июле 1998 года, ему было разъяснено право выбора периода для расчета среднемесячного заработка. В данный период исчисление сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС производилось в соответствии с Постановлением Верховного совета РФ от 24.12.1992 года № 4214 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей». Зудихин А.В. представил справку за неполный месяц работы, за период с 14.10.1986 года по 09.11.1986 года. Размер среднемесячного заработка был произведен из условного месячного заработка: заработок за все проработанное время делился на число рабочих дней, полученная сумма умножалась на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (887,05 : 27 х 25,4 х 1130,3651 х 70% 6 1000 = 660,22 рублей). Данный расчет был наиболее благоприятным для истца. Период, предложенный истцом - 12 месяцев предшествовавших прекращению работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежал применению в 1998 году. Данные период применялся для расчета среднемесячного заработка только для лиц, признанных профбольными. Увечье, полученное Зудихиным А.В., не является трудовым. Имело место разграничение лиц, признанных профбольными и лиц, признанных инвалидами с причиной инвалидности «увечьте связано с аварией на Чернобыльской АЭС», применялись разные источники финансирования, порядок для определения того или иного статуса и уполномоченные на присвоение данных статусов органы. Справки о сумме заработка, выданные Зудихину А.В., не соответствуют требованиям, предъявляемым к данного вида справкам и не могут быть использованы при расчетах. В справке № 189 от 28 апреля 2011 года сумма заработка за октябрь-ноябрь 1986 года не совпадает с суммой заработка за этот - же период, в справке, предъявленной Зудихиным при первом обращении за установлением ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы в июле 1998 года. Считает ошибочным использование справок не соответствующих требованиям и содержащих противоречивую информацию, учитывая, что Управлением при расчетах среднемесячного заработка была применена справка, соответствующая всем установленным требованиям. Кроме того, в п.25 ч.1 ст.14 базового закона было закреплено положение, согласно которому, во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда, на момент возмещения вреда, а не на момент его причинения. Минимальный размер оплаты труда по состоянию на июль 1998 года, в соответствии с Федеральным законом № 6 от 09.01.1997 года составлял 83 рубля 49 копеек, что в семикратном размере является менее суммы среднемесячного заработка, рассчитанной Зудихину. В 1998 году осовременивание суммы заработка производилось в соответствии с действующим в тот период п.3 ст.11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, разъяснениями Минтруда №1 от 09.10.1996 года « О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда здоровью в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы», т. е. в порядке установленном действующим законодательством при исчислении заработка для назначения пенсии. Индексация размеров ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью производилась своевременно, согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации «Об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В августе 2003 года у Зудихина изменился статус, так как инвалидность с причиной инвалидности-увечье, связанное с аварией на ЧАЭС, изменилась на инвалидность, с причиной инвалидности - общее заболевание. В выплатном деле Зудихина имеется его личное заявление, в соответствии с которым, он просил прекратить ему выплаты, в связи с изменением причины инвалидности. С вышеуказанного момента истцу были предоставлены меры соцподдержки, согласно новому статусу, на основании выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> удостоверения «участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» серия Р .

ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение Верхнепышминского городского суда от 10.11.2010 года по исковому заявлению Зудихина А.В. к ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области, ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г.В.Пышма об оспаривании действий исполнительных органов государственной власти, понуждении к совершению действий. Исковые требования Зудихина А.В. удовлетворены, формулировка причины инвалидности изменена с 22.07.2003 года на «увечье связано с аварией на ЧАЭС», в связи с чем с 04 июля 2011 г. ему возобновлена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы.

Исковые требования о возмещении материального ущерба и убытков заявлены за период с августа 2003 года по дату вынесения решения, т.е. с момента прекращения в 2003 года выплат компенсации в возмещение вреда здоровью, как инвалиду с причиной инвалидности - увечье связанно с аварией на ЧАЭС, что не подлежит удовлетворению, так как порядок выдачи удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, инвалидам, вследствие чернобыльской катастрофы, установлен Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08.12.2006 года №728\832\166н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий на ЧАЭС, инвалидам, вследствие чернобыльской катастрофы».

Для оформления получения удостоверения необходимо было предъявить заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. В связи с отсутствием указанного заключения, Зудихину А.В. было отказано в выдаче удостоверения. Именно выдача соответствующего удостоверения является основанием для назначения выплат компенсации в возмещение вреда здоровью причиненного при ликвидации последствий на ЧАЭС. В связи с чем, не назначая выплаты в указанный период, Управление действовало в рамках своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством. Среднемесячная сумма заработка была осовременена на основании п.3, ст.11 Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, Разъяснением Минтруда №1 от 09.10.1996 года. Применение коэффициентов «6», «6,7» также недопустимо, так как здесь имеет значение время получения увечья или иного повреждения здоровью, подтвержденное соответствующим актом о несчастном случае. Поскольку Зудихиным А.В. такой акт не представлен, временем получения им трудового увечья считается дата первичного установления инвалидности, связанной с увечьем на ЧАЭС. Не смотря на то, что для расчета среднемесячного заработка Зудихину А.В. взят период 1986 года, инвалидность ему впервые была установлена в 1998 году, с учетом последующего ухудшения здоровья, под влиянием уже других факторов. В 2003 году самим Зудихиным А.В. было подано заявление с просьбой, о прекращении ему выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, в связи с изменением причины инвалидности на общее заболевание. К данному заявлению было приложено, соответствующее удостоверение. На основании данного заявления и удостоверения, с сентября 2003 года Зудихину А.В. были прекращены спорные выплаты. До 2010 года каких-либо заявлений о возобновлении выплаты, о выдаче удостоверения от Зудихина А.В. не поступало. В связи с чем считаем правомерным применение положений ст. 208 ГК РФ, согласно которых, требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Иск о взыскании суммы задолженности и убытков был предъявлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, соответственно сумма задолженности может быть взыскана с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Верхнепышминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ действия Управления признаны виновными, но только в части отказа в выдаче удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, при подаче им заявления впервые после прекращения выплат в 2010 году. Соответственно, если по решению того же суда, признаны виновными и действия ФГУ Главного бюро МСЭ по Свердловской области по изменению Зудихину А.В. формулировки причины инвалидности «увечье связано с аварией на ЧАЭС» на «общее заболевание», то истец имел право на меры социальной поддержки с сентября 2003 года, но предъявил данное исковое заявление о взыскании неполученных сумм, в том числе за период прекращения выплат с 2003 года по 2011 год - в апреле 2011 года.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление с заявлением на осуществление социальных выплат, с приложением удостоверения инвалида, вследствие катастрофы на ЧАЭС, выданное также ДД.ММ.ГГГГ. По Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» именно с момента предъявления удостоверения могут быть предоставлены меры социальной поддержки. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцу предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Управление, действуя в соответствии с Законом, своевременно и в полном объеме, назначает и выплачивает Зудихину А.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

        На основании действующего на тот момент Законодательства, с июля 1998г. по август 2003 года Зудихину А.В. осуществлялась выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Требования о взыскании убытков, в том числе, за вышеуказанный период также не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Действия Управления по назначению и выплате с 2003 года, т.е. с момента восстановления истцу инвалидности, связанной с радиационным воздействием, не признаны виновными, так как в прошедший период у Управления не было оснований производит выплаты в счет возмещения вреда. Единственным основанием является предъявление удостоверения, дающего право на данные меры социальной поддержки, которое было предъявлено Зудихиным А.В. в 4 июля 2011 года. Просит отказать Зудихину А.В. в удовлетворении исковых требований.

Представитель Управления пенсионного фонда в городе Верхняя Пышма и городе Среднеуральске Вахрушева О.Н., действующая на основании доверенности от 20.09.2011 года, в судебном заседании исковые требования Зудихина А.В. не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно позиции ответчика, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФ с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о назначении ему пенсии в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 166-ФЗ в размере <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. Закон не содержит норм, позволяющих устанавливать пенсию с более раннего срока, основания для произведения доплаты с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

         ДД.ММ.ГГГГ Зудихину А.В. установлена вторая группа инвалидности в связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС. С указанной даты истцу была назначена пенсия по инвалидности от трудового увечья согласно ст. 39 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ пенсии устанавливались по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ от 15.12.2001 года.

         Для граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нормы ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» предусматривали более выгодный вариант исчисления размера пенсии. С 01.01.2002 года пенсия была установлена по нормам указанного Закона в размере 1725 рублей. Выплата пенсии производилась до 01.08.2003 года, до окончания срока инвалидности.

         ДД.ММ.ГГГГ при повторном освидетельствовании в МСЭ, Зудихину А.В. была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ была установлена трудовая пенсия по инвалидности от общего заболевания по нормам Закона № 173-ФЗ, исходя из продолжительности трудового стажа 9 лет 2 месяца 16 дней, заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом одного иждивенца.

        В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона № 166-ФЗ, перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой. Данное правило не было применено, поскольку наиболее выгодным вариантом для Зудихина А.В. является назначение пенсии с 1-го числа месяца, в котором он обратился с заявлением о назначении пенсии. Пенсия по инвалидности может быть назначена только при условии предоставления гражданином заявления о предоставлении пенсии. Закон № 166-ФЗ не содержит положений о возможности выплаты пенсии за период, в котором гражданин имел право на пенсию, но не обращался за ее назначением, независимо от причины такого не обращения.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 17.05.1986 г. № 964-рс, оплата труда лиц, участвующих в ликвидации аварии, занятых на указанных работах производилась: в 3 зоне опасности - в пятикратном размере по сравнению с установленными действующим законодательством нормами, во 2 зоне - в четырехкратном размере, в 1 зоне - в трехкратном размере.

          В соответствии с п.25 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 г. (в ред. ФЗ № 179-ФЗ от 24.11.1995 г.) - возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществлялось выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей ее части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ.

        Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 утверждены «Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (с изменениями и дополнениями в ред. ФЗ от 24.11.1995 г. № 180 -ФЗ).

        Согласно ст. 15 Правил, средний заработок инвалида подсчитывался путем деления на 12 общей суммы заработка за 12 месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее 12 месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях.

        По мнению представителя Управления социальной защиты, сумма возмещения вреда должна быть определена, исходя из заработной платы за 12 месяцев на день установления инвалидности в 1998 году.

        Первоначально представитель пояснял, что личное дело истца утрачено (в связи с прекращением выплат в 2003 году), вследствие чего, не представляется возможным определить порядок определения суммы возмещения вреда, примененный первоначально. При производстве по делу установлено, что личное дело истца сохранено. Из дела следует, что сумма возмещения вреда была рассчитана, исходя из заработной платы за период работы на ЧАЭС, составившего менее одного месяца - <данные изъяты>. То есть, расчет заработной платы, исходя из заработка за 12 месяцев, не применялся. Данное обстоятельство ответчик признает. В дальнейшем до прекращения выплат в 2003 году индексировалась сумма, определенная, исходя из заработка в <данные изъяты>.

        С учетом представленных суду сведений, истцом произведен перерасчет суммы иска, исходя из заработка <данные изъяты>.

        Определение заработка, исходя из периода работы на ЧАЭС (когда заработная плата определялась с учетом опасности условий работы) либо, исходя из среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих инвалидности, влечет значительную разницу в сумме возмещения вреда.

         Принимая во внимание, что государством в лице Управления социальной защиты первоначально была определена сумма возмещения вреда, исходя из заработной платы за период работы на ЧАЭС, такой порядок был признан законным, в том числе в судебной практике, суд учитывает, что применение иного порядка расчета заработка, исходя из среднего за 12 месяцев, повлечет значительное уменьшение суммы возмещения вреда. Нормы, регулирующие указанные правоотношения, не предусматривали применение иного порядка расчета, влекущего уменьшение получаемых сумм, без согласия соответствующего лица.

        Если период работы составляет менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка, который определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и, полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленная в среднем за год.

        <данные изъяты>

<данные изъяты>

        В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда, Постановлением Верховного Совета РФ от 24.11.1995 г. (в ред. ФЗ №180-ФЗ), установлено, что заработок, из которого исчислен размер в возмещение вреда здоровью, увеличивается для возмещения вреда, определенного в 1986 г. - в 6.7 раза.

       По увечьям, полученным до 1 января 1991 г. - в 6 раз.

       В связи с повышением стоимости жизни в 1993 г. - 1994 г. - в 2.5 раза

       Исчисленные в таком порядке суммы возмещения вреда подлежат перерасчету в порядке, установленном ч.2 ст. 11 Правил.

       <данные изъяты>

       С 01.01.1998 г. с учетом деноминации сумма возмещения вреда здоровью должна составить с учетом 100% утраты трудоспособности - <данные изъяты>.

       Индексация произведена по Постановлению Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 и с 01.05.1995 г. по пенсионным коэффициентам.

        Таким образом, компенсация в возмещение вреда здоровью Зудихину А.В. с 16.07.98 г. с учетом 70% утраты трудоспособности должна составлять сумму в размере - <данные изъяты>.

         Согласно положениям ст. 5 базового закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, суммы возмещения вреда подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенным законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, если не оговорено иное. В соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г № 5, суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума.

        Согласно ч.З ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г № 5 суммы ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 этой нормы подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ, а на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г № 11-П - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ (исходя из наиболее благоприятного для получателей выплат критерия их индексации).

        Согласно расчета, представленного на отдельном листе в приложении, размер задолженности перед Зудихиным А.В. составляет сумму <данные изъяты>., в том числе: задолженность по компенсации в возмещение вреда здоровью за период ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., убытки (определенные инфляционными процессами в связи с длительной невыплатой сумм возмещения вреда) за период ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

        Сумма ежемесячной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

        Расчет задолженности произведен по указанную дату.

        Арифметическую сторону расчета ответчик не оспаривает.

        В 2011г. Зудихин А.В. обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Верхней Пышме с заявлением о восстановлении ему пенсии по инвалидности, в связи с заболеванием, полученным в результате работы на ЧАЭС. Соответствующая пенсия (право на которую ответчик не оспаривает) истцу была назначена с марта 2011 года.

        Представитель Управление пенсионного фонда считает, что закон не допускает возможность назначения пенсии и, соответственно, выплаты задолженности за период до ее назначения, то есть до подачи соответствующего заявления.

       Согласно п.1 ст. 23 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001г. « О государственном пенсионном обеспечении», пенсия назначается с 1 числа месяца, в котором гражданин обратился за ней.

       Вместе с тем, решением Верхнепышминского городского суда от 10.11.2010 г., действия ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области по установлению Зудихину А.В. причины инвалидности - общее заболевание, признаны незаконными, восстановлена связь заболеваний, имеющихся у Зудихина А.В. с катастрофой на ЧАЭС за весь прошлый период.

       Решением суда признано, что в результате ошибочного применения закона Управлением социальной защиты, с августа 2003 года истец был лишен как права получения сумм возмещения вреда, так и соответствующей пенсии, которую он получал, в связи с установлением инвалидности с 16.07.1998 года.

        Ранее действующее пенсионное законодательство, так и действующее в настоящее время, связывают срок назначения пенсии по инвалидности со дня установления инвалидности: ст. 119 Закона РФ № 340-1 и подпункт 2 п.4 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., положения которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 г. № 141 в части назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсий применяются при назначении пенсий в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ.

        Исходя из смысла указанных норм закона, суд считает необходимым исходить из того, что соответствующее заявление истцом было подано в 1998 году. До 2003 года истец получал пенсию по инвалидности в связи с заболеванием, вызванным воздействием радиации.

        Формальное толкование п.1 ст. 23 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001г. и признание за истцом права на пенсию с 2011 года (то есть даты подачи фактически второго заявления), при том, что истец был лишен пенсии по указанным причинам, повлечет нарушение прав истца.

        С учетом указанного, Зудихин А.В. с 16.07.1998г. - даты установления инвалидности, связанной с аварией на ЧАЭС, приобрел право на соответствующую государственную пенсию по инвалидности.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

          Требования Зудихина Алексея Валерьевича удовлетворить.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма изменить в личном деле Зудихина А.В. размер выплаты сумм в возмещение вреда здоровью и производить выплаты в размере <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией за счет средств Федерального Бюджета РФ.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти (ТОИОГВ) Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Верхняя Пышма за счет средств Федерального Бюджета в пользу Зудихина А.В. <данные изъяты> в том числе задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> и убытки ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда России в г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральске восстановить Зудихину А.В. пенсию по инвалидности от трудового увечья с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить задолженность с указанной даты с учетом выплаченных сумм.

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 (десяти) дней через Верхнепышминский городской суд.

          Мотивированное решение изготовлено 17.02.2012 года.

          Судья          А.Ф. Михайлов