решение от 08.02.2012 по делу №2-301/2012 по иску Мартемьяновой Т.П. к ГУ-УПФР в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске о включении в педагогический стаж периодов работы



Дело № 2-301/2012      

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 года                          город Верхняя Пышма

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Михайлова А.Ф.,

при секретаре Польне А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартемьяновой Татьяны Петровны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске о включении в педагогический стаж периодов в работе, дающих право на досрочную пенсию по старости, о выплате пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Мартемьянова Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Пышме и городе Среднеуральске о включении в педагогический стаж периодов в работе, дающих право на досрочную пенсию по старости, о выплате пенсии.

В обоснование иска указывает, что она проработала 25 лет в образовательных учреждениях на педагогических должностях. ДД.ММ.ГГГГ на обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхняя Пышма и городе Среднеуральска за досрочным назначением пенсии в соответствии с пп. 19, п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно решению об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ Управление пенсионного фонда Российской Федерации зачло в ее стаж, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии, ДД.ММ.ГГГГ. В назначении пенсии ей было отказано, так как в требуемый для этого стаж 25 лет, ответчиком не были включены периоды:

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината ГорОНО.

В указанные периоды времени она работала в должности воспитателя Детского комбината Верхнепышминского ГорОНО. Спорные периоды должны быть включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, так как Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 наименование учреждения «Детский комбинат» не предусмотрено. Но такое наименование не было предусмотрено и нормативными актами Министерства просвещения (образования). Дошкольные учреждения действовали, на основании общих положений об учреждениях данного вида и имели наименования, статус и права, установленные данными Положениями. В 1995 году постановление Правительства Российской Федерации было утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В трудовую книжку внесено ненормативное наименование учреждения, не соответствующее действительному наименованию, но это не должно лишать ее права на пенсионное обеспечение. Считает, что в указанный период она работала на педагогической должности в детском дошкольном учреждении. Просит признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости с педагогической деятельностью в соответствии с пп. 19, п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Верхняя Пышма и включить в стаж, требуемый период для назначения пенсии, следующие периоды:

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината ГорОНО.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Верхняя Пышма назначить ей досрочную пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебном заседании доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования Мартемьяновой Т.П. не признала, суду пояснила, что досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, производится по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного закона предусмотрено, что указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 закона предусмотрено, сто списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнении указанного пункта Правительством Российской Федерации было принято постановление № 781 от 29.10.2002 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об учреждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27. Пункт 13 указанных правил содержит исчерпывающий перечень структурных подразделений организации, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ и указанным пунктом не поименованы учреждения «детский комбинат». Следовательно, периоды работы истца в «детском комбинате» не подлежат зачету в педагогический стаж. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации, в числе которых ст. 7 Конституции Российской Федерации, гарантирует установление государственных пенсий.

Государственные пенсии, согласно ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.

В соответствии с ч.1,2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении № 2-П от 29.01.2004., принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001., изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе, в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Согласно ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992. № 3266 - 1 «Об образовании» (в редакции от 28.09.2010.), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, определяет Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001., вступивший в силу 01.01.2002.(в редакции от 27.12.20 Анализ изучения всех письменных документов подтверждает, что, 09.).

Право на трудовую пенсию, согласно ст.3 и 7 вышеуказанного закона, имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и достигшие возраста: женщины - 55 лет; мужчины - 60 лет.

Пункт19 ч.1 ст. 27 вышеуказанного закона предусматривает, что у работника, осуществлявшего педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, продолжительностью не менее 25 лет, возникает право на получение досрочной пенсии.

В соответствии со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей (утвержденного постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г.), в стаж, дающим право на пенсию по выслуге лет работникам образования засчитывается педагогическая деятельность в учреждениях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Как следует из списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. № 463 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993. № 953), работа в детских дошкольных учреждениях всех типов, в том числе, детских садах, засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Согласно п.3 ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательные учреждения по своим организационным формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными). Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы.

Суд считает, что исковые требования ФИО5 подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих исковых требований и возражений по иску.

Назначение пенсии за выслугу лет (досрочное назначение пенсии), зависит от вида деятельности работников, но не от наименования или правового статуса учреждения, в которых работники осуществляли свою трудовую деятельность.

Из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, сформулированной в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)

Судо установлено, что в периоды: ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината ГорОНО Мартемьянова Т.П. осуществляла работу, которая связана с воспитанием и обучением детей, что, относится к педагогической деятельности.

Несмотря на изменение наименований учреждений, в которых Мартемьянова Т.П. работала, целью деятельности учреждений являлась деятельность, связанная с образованием и воспитанием детей, должностные обязанности Мартемьяновой Т.П. также заключались в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Мартемьянова Т.П. осуществляли свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании». Детское дошкольное учреждение проходило в установленном указанным законом порядке, аккредитацию и аттестацию.

Как следует из решения ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ , в специальный трудовой стаж Мартемьяновой ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21).

Не зачтены в специальный трудовой стаж ФИО5 в числе других периодов, периоды работы составляющие ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учетом спорного периода, специальный трудовой стаж Мартемьяновой Т.П. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, составляет: 25 лет.

Согласно п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

В соответствии с п. 2 ст. 19 данного Закона, днем обращения за трудовой пенсией (часть трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В силу п. 3 указанной статьи Закона в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня подачи заявления, днем обращения считается день подачи заявления.

В судебном заседании установлено, что Мартемьянова Т.П. обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ.

Право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Таким образом, днем приобретения права Мартемьяновой Т.П. на назначение пенсии является день подачи заявления в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске, то есть, ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мартемьяновой Татьяне Петровне, удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, Мартемьяновой Татьяне Петровне, ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы:

- ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината ГорОНО.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхняя Пышме и г. Среднеуральске назначить и выплачивать Мартемьяновой Татьяне Петровне, ДД.ММ.ГГГГ, пенсию с момента обращения с заявлением в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верхней Пышме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядка в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

           Мотивированное решение изготовлено 13.02.2012 года.

Судья                                 А.Ф. Михайлов