решение от 03.05.2012 по делу №2-906/2012 по заявлению Астахова А.З. об отмене решения о регистрации кандидата



Дело № 2-906/12

                    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма        03 мая 2012 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Михайлова А.Ф.,

при секретаре Трофимовой С.Е.,

с участием прокурора - помощника прокурора прокуратуры г. Верхняя Пышма Сахебгареева Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астахова Александра Зиновьевича об отмене решения о регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

Астахов А.З. обратился в суд с заявлением об отмене решения № 24/98 от 21.04.2012 года о регистрации кандидата Тарасова Б.А. на должность главы городского округа Среднеуральск.

В обоснование своих требований указывает, что 09.04.2012 года Тарасовым Борисом Александровичем были представлены документы на выдвижение в качестве кандидата на должность главы городского округа Среднеуральск. 15.04.2012 года кандидатом Тарасовым Б.А. представлены документы на регистрацию. 21.04.2012 года Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательной комиссии городского округа Среднеуральск было принято решение № 24/98 о регистрации Тарасова Б.А. кандидатом на должность главы городского округа Среднеуральск.

13.04.2012 года Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии городского округа Среднеуральск принято решение № 21/89 о регистрации Астахова Александра Зиновьевича кандидатом на должность главы городского округа Среднеуральск.

При выдвижении кандидатом на должность Тарасовым Б.А. был представлен документ формата А4, озаглавленный «заявление» с приложенными к нему отдельным листом сведениями биографического характера. Указанные документы не соответствуют требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку не соответствуют положениям закона ни по форме, ни по содержанию. А именно отсутствуют обязательные данные о серии, номере и дате выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина. Считает указанное заявление недействительным, в связи с чем, Среднеуральская городская территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии городского округа Среднеуральск не вправе была принимать решение о регистрации кандидата Тарасова Б.А.

24.04.2012 года в помещении Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии был составлен акт отсутствия данных в документе, представленном Тарасовым Б.А. - серии, номере и дате выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина.

Кроме того, кандидатом на должность главы городского округа Среднеуральск Тарасовым Б.А. с учетом требований подпункта 3 пункта 1 статьи 51 Избирательного кодекса Свердловской области для регистрации были представлены 174 подписи избирателей, из которых 164 подписи признаны достоверными и действительными, недействительными были признаны 10 подписей.

В подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата Тарасова Б.А., подписи избирателей в листе № собраны и заверены ФИО18., которая в отношении себя указала сведения не соответствующее действительности, а именно наименование органа выдавшего паспорт гражданина Российской Федерации - «Среднеуральское ОМ Верхнее Пышминского ГОВД Свердловской области. В действительности, наименование органа выдавшего паспорт ФИО19 «Среднеуральское отделение милиции Верхнепышминского ГОВД Свердловской области».

В подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата Тарасова Б.А., подписи избирателей в листе № собраны и заверены Тарасовой О.А., которая также относительно себя указала сведения не соответствующие действительности, а именно наименование органа выдавшего паспорт гражданина Российской Федерации - «Среднеуральское Отделение милиции города Верхняя Пышма Свердловской области». В действительности, наименование органа, выдавшего паспорт Тарасовой О.А. - «Среднеуральское отделение милиции Верхнепышминского ГОВД Свердловской области».

Считает, что подписи избирателей на данных листах должны быть признаны недействительными. Количество действительных подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Тарасова Б.А. составляет 156, что свидетельствует о недостаточном количестве представленных достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата и является основанием для отмены решения о регистрации кандидата Тарасова Б.А.

Просит решение Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии городского округа Среднеуральск Тарасова Бориса Александровича № 24/98 от 21.04.2012 года отменить.

В судебном заседании представитель заявителя Астахова А.З. - Смык К.А., действующий на основании доверенности 66 АА 1110607 от 24.04.2012 года доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, настаивает на их удовлетворении. Суду пояснил, что в соответствии с положениями п.2 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидат должен указать данные паспорта и сведения биографического характера непосредственно в заявлении о согласии баллотироваться на должность. Сведения биографического характера Тарасовым изложены в отдельном документе (приложении), в данном документе отсутствуют данные паспорта, следовательно, заявление фактически не является надлежащим не только вследствие отсутствия данных паспорта, но и отсутствия остальных сведений о кандидате, предусмотренных законом. Представляемый им кандидат Астахов А.З., предусмотренные законом сведения о себе изложил как непосредственно в заявлении, так и в приложении, что соответствует требованиям закона.

В части содержания подписных листов пояснил, что Тарасовой О.А., как лицом, осуществляющим сбор подписей, относительно сведений о паспорте наименование выдавшего его органа указано в соответствии с содержанием паспорта - «Среднеуральское Отделение милиции города Верхняя Пышма Свердловской области». Но считает, что самим органом, выдавшим паспорт наименование было указано ошибочно. Должно быть указано -«Среднеуральское отделение милиции Верхнепышминского ГОВД Свердловской области». Сведения относительно своего паспорта, указанные Васьковой А.И., не соответствуют как содержанию паспорта Васьковой А.И., так и иным наименованиям подразделения ГОВД.     

Просит отменить решение Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии городского округа Среднеуральск о регистрации кандидата на должность главы городского округа Среднеуральск Тарасова Бориса Александровича.

Представитель заявителя Маннапова Ю.Р. изложила суду аналогичную позицию.

Представители Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии - заместитель председателя комиссии Борисенко Л.В., действующая на основании доверенности от 02.05.2012 года и представитель Купырева Е.Н., действующая на основании доверенности от 02.05.2012 года в судебном заседании с заявлением не согласились.

Представитель Борисенко Л.В. суду пояснила, что форма заявления о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского округа Среднеуральск утверждена Решением Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии городского округа Среднеуральск от 16.03.2012 года № 14/68 «Об утверждении Порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы городского округа Среднеуральск», а также Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 11.08.2011 года № 9/56 «Об утверждении Примерного порядка выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и кандидатов на должность глав муниципальных образований на выборах в Свердловской области в 2011-2012 годах». Тарасов Б.А. выполнил требования п. 2.1 Порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы городского округа Среднеуральск, выразил согласие баллотироваться и приложил документы, предусмотренные указанным Порядком.

Не отрицает, что в заявлении отсутствуют сведения о паспортных данных Тарасова Б.А., а именно не заполнен п. 5 заявления. Комиссия признает, что при приеме документов член комиссии Ризванова З.М. допустила невнимательность. Однако, при обнаружении такого недостатка, комиссия должна была не позднее чем за 3 дня до дня регистрации уведомить кандидата о неполноте сведений, и кандидат вправе был не позднее чем за 1 день до дня регистрации внести дополнения в документы. В данном случае имеется вина комиссии, а не кандидата.

В соответствии с Постановлением Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «6.1» и (или) «6.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «И2 пункта 26 статьи 28 Федерального закона. Регистрация может быть отменена по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 7 ст. 98 Избирательного кодекса Свердловской области, а также п. 7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанные нормы содержат исчерпывающий перечень оснований для отмены решения.

Полагает, что в силу возраста и памяти сборщик подписей Васькова А.И. указала орган выдавший паспорт как «Среднеуральское ОМ Верхнее Пышминского ГОВД Свердловской области». Неграмотное написание не препятствует однозначному восприятию названия органа, выдавшего паспорт. Сведения об органе, выдавшем паспорт сборщику подписей Тарасовой О.А. в подписном листе указаны так же, как в паспорте.

Представитель Купырева Е.Н. изложила суду аналогичную позицию.

Председатель Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии Иванова Е.Б. в предварительном судебном заседании привела аналогичные доводы.

Представитель заинтересованного лица Тарасова Б.А. - Комарова Е.А., действующая на основании доверенности от 02.05.2012 года, считает заявление Астахова А.З. необоснованным по основаниям, изожженным в отзыве. Согласно позиции представителя, 09 апреля 2012 года Тарасов Б.А. уведомил Среднеуральскую городскую территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии городского округа Среднеуральск о выдвижении кандидатом на должность главы городского округа Среднеуральск на досрочных выборах, назначенных на 27 мая 2012 года, подав в соответствии с п.2 ст.33 ФЗ №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Комиссия зарегистрировала факт подачи заявления и иных документов, прилагаемых к нему, и выдала Тарасову Борису Александровичу письменное подтверждение о приеме этих документов - Справку о приеме-передаче документов о выдвижении кандидата на должность главы городского округа Среднеуральск в порядке самовыдвижения. Таким образом, письменное заявление о согласие баллотироваться на должность главы городского округа Среднеуральск Тарасовым Б.А было надлежащим образом подано и зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией. Доводы заявителя об отсутствии документа, необходимого для уведомления комиссии о выдвижении, считает необоснованными. Федеральный закон в качестве гарантии избирательного процесса предусматривает право кандидата исправить допущенное нарушения, при этом для реализации этого права избирательная комиссия обязана уведомить кандидата об этом. В
отсутствии уведомления кандидат не несет ответственности, предусматривающей отказ в
его регистрации. Данная гарантия является антикоррупционным фактором,
препятствующим избирательным комиссиям «скрывать» факты нарушений, допущенных
кандидатами при оформлении ими документов, а затем отказывать им в регистрации на
этом основании. Сборщик подписей в поддержку выдвижения кандидатом на должность главы городского округа Васькова Александра Ивановна, удостоверяя подписной лист, указала наименование органа, выдавшего паспорт, в соответствии с записью, сделанной в ее паспорте гражданина РФ, написав при этом слово «Верхне Пышминского». Данное написание не ведет к иному прочтению наименования органа, выдавшего ее паспорт, не препятствует однозначному восприятию данного наименования, не изменяет его смысл. Сборщик подписей Тарасова О.А. в подписном листе при его удостоверении указала наименование органа, выдавшего паспорт, содержащееся в ее паспорте. Паспорта Васьковой А.И. и Тарасовой О.А. являются действительными документами, их подлинность не оспаривается.

Суд, выслушав представителей заявителя Смык К.А., Маннапову Ю.Р., председателяСреднеуральской городской территориальной избирательной комиссии Иванову Е.Б., заместителя председателя Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии Борисенко Л.В., заслушав свидетеля, представителя заинтересованного лица кандидата Тарасова Б.А. - Комарову Е.А., исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего заявление Астахова А.З. не подлежащим удовлетворению, находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно п.2. ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат вместе с заявлением представляет документы подтверждающих указанные в заявлении сведения - копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В соответствии с пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявлении 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная норма содержится в пп. 5 п.6 ст. 53 Избирательного кодекса Свердловской области.

В соответствии с п. 3 ст. 38 указанного Федерального закона, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Под законом в данном случае в силу ст. 2 Федерального закона понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 37 указанного Федерального закона, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области.

          В соответствии с п.1 и п.1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносись уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Указанные положения Федерального закона дублируются положениями ст. 53 Избирательного кодекса Свердловской области, п.8.5, 8.б. Порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы городского округа Среднеуральск, утвержденного Решением ТИК № 14/68 от 16.03.2012 г. В случае не исправления кандидатом указанных комиссией недостатков избирательная комиссия применяет положения п.п.в п.24 ст. 38 ФЗ и отказывает кандидату в регистрации.

           Порядок, утвержденный к применению в ГО Среднеуральск, в части формы заявления (л.д.62-63), соответствует «Примерному порядку выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и кандидатов на должности глав муниципальных образований на выборах в Свердловской области в 2011-2012 годах», утвержденному Избирательной комиссией Свердловской области (л.д.43).

          Из положений данных документов следует, что кандидат должен подать соответствующее заявление в комиссию со сведениями биографического характера, которые излагаются в отдельном документе, имеющем соответствующие наименование (приложение, соответственно, 3 и 6). То есть приложение к заявлению расценивается как часть непосредственно заявления.

           Кандидатом Тарасовым Б.А. в этом отношении, предусмотренные законом требования выполнены.

           Позиция заявителя и его представителей, считающих, что, при том, как оформлены соответствующие документы Тарасовым, фактически последним не подано заявление об уведомлении, на нормах закона не основана.

           Из дела следует, что в заявлении не указаны паспортные данные кандидата.

           Положения пункта 7 ст. 76 Федерального Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата судом. Выявленные в документах недостатки в части отсутствия паспортных сведений в соответствующем заявлении, в качестве оснований для отмены регистрации не предусмотрены.

           Согласно положениям п.6 той же статьи решение о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 закона.

           Согласно п.п.в.2 п. 24 ст. 38 закона, основанием отказа в регистрации является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких - либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 33 закона.

           В соответствии с Постановлением Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 ст. 38 закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «6.1» и (или) «6.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «И2 пункта 26 статьи 28 Федерального закона.

           Из совокупности приведенных норм и их толкованием Центризбиркомом РФ, следует, что не любой выявленный недостаток в документах влечет отмену регистрации кандидата, но лишь недостаток, предусмотренный законом непосредственно для отмены регистрации. Такое применение закона учитывает наличие в законе требований не только к кандидату, но и избирательной комиссии, в частности обязанностей, предусмотренных ст. 38 закона.

           Таким образом, содержание заявления Тарасова Б.А. об уведомлении (и наличие в нем недостатков) основанием для отмены решения не являются.

           Согласно п.12 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в каждом подписном листе должно быть указано в том числе наименование или код органа, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей.

           В силу п. 2 ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области, при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения.

Тарасовой О.А. в подписном листе указано наименование соответствующего органа дословно в соответствии с соответствующим наименованием в ее паспорте (л.д.115) - «Среднеуральское отделение милиции города Верхняя Пышма Свердловской области».

Согласно ответу УФМС по Свердловской области такое наименование допускалось на период выдачи паспорта в 2000 году.

ФИО3 наименование органа указано как «Среднеуральский ОМ Верхнее Пышминского ГОВД Свердловской области» (л.д.73), в то время как в паспорте указано - «Среднеуральское отделение милиции Верхнепышминского ГОВД Свердловской области».

Неточное наименование органа не ведет к иному прочтению наименования органа, выдавшего паспорт, не препятствует однозначному восприятию данного наименования, не изменяет его смысл.

Таким образом, по указанным заявителем основаниям, требования Астахова А.З. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Астахову Александру Зиновьевичу в заявлении об отмене решения Среднеуральской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии городского округа Среднеуральск № 24/98 от 21.04.2012 года о регистрации кандидатом Тарасова Б.А. на должность главы городского округа Среднеуральск отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 5 (десяти) дней через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья                      А.Ф. Михайлов